ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ
Психология стала самостоятельной наукой в конце прошлого! столетия. У ее колыбели стояли естествоиспытатели-физиологи.
Быстро развивавшаяся экспериментальная физиология натолкнулась на явления, которые хотя и производятся телесными органами, но уже относятся к разряду «душевных». Так, изучение органов чувств не могло ограничиться анализом ни их анатомической конструкции (микроскоп позволил к тому времени проникнуть в ее тончайшие детали), ни процессов возбуждения в неовных волокнах. Оно побуждало рассмотреть и производимые ими'психическйе продукты—ощущения и восприятия.
Как работал физиолог? Используя свои привычные методы, он воздействовал на орган чувств (рецептор) различными механическими и электрическими раздражителями, испытывал его с помощью специально изобретенных приборов. Но эти манипуляции вызывали изменения не только в нервной системе, но и в сфере зрительных, кожных, слуховых ощущений, т. е. в психической сфере. Логика исследования вынуждала натуралиста шагнуть в новую область, где отказывали привычные понятия. Для него объяснять явления —значило выводить их из причинного взаимодействия материальных факторов, в данном случае из взаимодействия внешних раздражителей и устройства телесного органа. Однако опыт говорил о том, что применительно к органам чувств благополучно решить эту задачу невозможно. Повсюду обнаруживался «остаток», требовавший признать действие еще одного фактора — психического. Поэтому здесь приходилось использовать представления совершенно иного порядка, чем принятые естествознанием. Пока речь шла о внешних раздражителях — оптических, термических, механических и других, естествоиспытатель оставался в пределах точного, доступного опыту знания. Он не выходил за эти пределы и тогда, когда рассматривал, как устроен глаз, как распределены нервные волокна в органах слуха или осязания и т. п. Его экспериментальная задача состояла в том, чтобы в искусственных условиях воспроизвести обычный для нервной системы процесс, в котором, как представлялось, жесткой причинной цепью последовательно соединены три звена: физико-химическое воздействие (раздражение), изменение в нерве (возбуждение) и факт сознания (ощущение). Но как раз последнее и оказывалось главным камнем преткновения. О нем никто не мог сообщить, кроме самого испытуемого, способного дать отчет о своих ощущениях. Физиологу приходилось, таким образом, оперировать с явлениями, несходными с его обычными объектами. Их нельзя было рассмотреть под микроскопом и расчленить скальпелем. Идеалистическая философия утверждала, что они незримые пришельцы внутреннего мира, для анализа которого у субъекта нет другого инструмента, кроме собственного сознания, кроме умения взглянуть внутрь души, так называемой интроспекции (от латинского 1п1го5Р1сеге - смотреть внутрь).
Откуда появилось это воззрение? Оно не могло бы держаться в течение многих веков, если бы в нем не преломились некоторые реальные особенности психической деятельности. Умение человека наблюдать за собственными психическими состояниями
вовсе не является фикцией, человек способен сосредоточиться! на своих мыслях, он может посредством речевых сигналов дата самоотчет о переживаниях, стремлениях и т. д. Иллюзия начинается там, где способность, о которой идет речь, принимается за определяющее начало душевной жизни и единственный источ ник информации о ней. На этой иллюзии строится интроспекцио низм — учение, согласно которому реальность психических явлений определяется их непосредственной данностью сознанию! субъекта: с непогрешимой достоверностью я различаю свою ощущения, свои чувства и мысли; ни о чем другом я не имею1 такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души— незримых для другого психических продуктах. Менялись мнения о свойствах этих продуктов, но удивительно прочным оставалось убеждение в том, что психическое — это непосредственно переживаемое. Многим казалось, что версия об уникальности психического, его несопоставимости с явлениями физического мира — самоочевидный факт и потому не нуждается в доказательствах...
В XIX в. перед лицом поразительных успехов естествознания... популярной становится идея о том, что психология должна изучать не душу, а «душевные явления», что их источником служит деятельность органов чувств, что порождения этих органов — ощущения суть первичные элементы сознания, которые соединяются не по произволу, но соответственно законам образования психической связи (ассоциации), напоминающим по своей неотвратимости законы механики или химии.
Хотя требование перейти от «метафизики души» к эмпирическому изучению психических явлений и сыграло свою роль в расчистке почвы для новых идей и методов, само по себе оно было недостаточно, чтобы освободить психологическую мысль из тенет интроспекционизма. Ведь общий взгляд на сознание как непосредственно данное субъекту оставался прежним.
На натуралистов, вступивших в прошлом веке в новую для них область психических явлений, большое влияние оказал позитивизм. Их привлекала его критика философских спекуляций, требование сосредоточиться на точных фактах, полученных научными методами. Казалось, что тем самым удастся покончить с учением о душе как самостоятельном начале... Между тем по§ зитивизм, по сути дела, ничего не изменил в идеалистической трактовке психического, поэтому его призывы к опыту не могли разрушить препятствовавшую научному прогрессу интроспективную концепцию сознания.
Совершенно иные события развертывались на уровне реальной работы исследовательской мысли. Именно здесь совершался тот сдвиг в категориях, который привел к преобразованию психологии в самостоятельную дисциплину. Именно здесь рушилось позитивистское представление о том, что психология приобретет достоинство опытной науки, когда сделает своим объектом фак-
ты сознания как таковые. Поскольку не существует «чистой культуры» психических явлений, но их изучение всегда преломляется сквозь определенную категориальную «сетку», то очевид-что накопление информации о конкретных психических проявлениях, к которому призывал позитивизм, могло принести успех лишь при радикальной реконструкции этой «сетки». Достижения новой психологии были обусловлены не тем, что она погрузилась в «чистую» эмпирию, а тем, что на место прежних теоретических конструкций были воздвигнуты новые, более совершенные, сопряженные с опытными и количественными
методами.
Конечно эта перестройка происходила в гуще лабораторной исследовательской работы, а не в сфере умозрения... Коренные преобразования в самом строе мышления, а не позитивистские декларации обусловили переход от донаучного знания к научному, от «геоцентрического» взгляда, представлявшего весь круг психических явлений вращающимся вокруг сознания субъекта, к «гелиоцентрическому», согласно которому субъективное, сознаваемое определяется системой отношений между человеком и миром. Этот переход совершался в острых идейно-научных коллизиях. Он потребовал упорного труда множества исследователей, определивших в конечном счете особенности нашего современного знания о психической деятельности.
Предпринимая первые попытки добыть экспериментальные данные о человеческой душе, естествоиспытатели (физиологи) сталкивались здесь с ощущением, чувствованиями — «материей», в реальности которой сомневаться было невозможно и которая вместе с тем требовала для своего описания собственного психологического языка. Непонятной оставалась возможность перевода с этого языка на привычный язык естествознания. Действительно, как соотнести субъективные, непространственные, бестелесные порождения внутреннего мира с внешними явлениями, которые можно объективно наблюдать, варьировать путем применения экспериментальных приборов, измерять и т. д.?
Эта проблема — центральная для понимания путей развития психологии как науки. Прошли десятилетия напряженных исканий, острых дискуссий, возвышения и гибели множества теорий, прежде чем ученые поняли, что она является псевдопроблемой, что ее источником послужила ложная в самой своей основе совокупность представлений о природе психического. Что считалось предметом психологии при ее зарождении? Это наука о непосредственном опыте, провозгласил, например, немецкий психолог Вундт. Иначе говоря, о том, что непосредственно испытывает субъект, о явлениях, которые он открывает в самом себе с помощью самонаблюдения (интроспекции). Действительно, ни одна наука не занимается такого рода феноменами. Чтобы понять, что они не могут быть также предметом и для психологии, понадобилось немало времени. <...>
Но если признаки, которыми наделялось сознание с позиций интроспективной концепции, превратили его в научную фикцию, то какова та реальность, из которой в действительности черпали свои идеи пионеры экспериментального изучения душевных явлений? Если представления, которые сложились в предшествующий период, не могли использоваться для организации научно-психологического исследования, то каковы новые категории, сумевшие выполнить эту функцию? Перед нами встает задача реконструкции исторической действительности, объяснения того, «как это было?». <...>
Научное познание коллективно по своей сути. И психология создавалась великим множеством умов и рук. Хотя среди участников этой коллективной работы имелись умы огромной обобщающей силы (достаточно назвать имена Дарвина, Гельмголь-ца, Сеченова), они не оставили единой системы, которая запечатлела хотя бы в самых общих чертах облик рождающейся новой науки, обретшей независимость от философии и физиологии. Объясняется это, в ряду прочих причин, и тем, что каждый из исследователей ориентировался на «собственные» проблемы, открывая определенные «грани» и «сгибы» предмета психологии, но не ставя задачу (ибо для этого время еще не созрело) постичь его в целом. Лишь на известном расстоянии становятся приметны нарождавшиеся в ту эпоху главные линии развития научной мысли, перекрещивание которых и помогло раскрыть искомую психическую реальность.
Обозначим эти линии. Первая из них, представленная прежде всего именами немецких естествоиспытателей Гельмгольца, Вебера, Фехнера и голландца Дондерса (за которыми, в свою очередь, стоят многие другие имена), была связана с экспериментальным и математическим анализом ощущений и двигатель-1 ных актов — чувствительности и реактивности организма. Достижения этого направления и стали основой для первой экспериментально-психологической программы, выдвинутой Вундтом. Второе направление выросло из эволюционного учения Дарвина, произведшего, как известно, глубокие преобразования в науках не только о жизни, но и о человеке. Лидером третьего направлен ния был другой англичанин — Гальтон. Ему психология обязана введением и разработкой статистических методов в связи с исследованием проблемы индивидуальных различий между людьми. Четвертая линия уходит корнями в изучение психоневрозов Ц гипнотизма. Оно велось преимущественно французскими неврологами. И наконец, пятое направление было создано «отцом рус-3 ской физиологии» Сеченовым, который выдвинул новую систему психологических идей, опираясь на преобразованное им рефлекторное учение. Каждое из этих направлений внесло свою лепту в разработку тех категорий, которые, превратив психическую реальность в предмет научного познания, определяют и мышление современного исследователя.<с...>
Пять направлений создали естественнонаучную основу, на котооой воздвигнута современная психология. Нетрудно заметить' что ни одно из них не ограничивало себя «непосредственно данными фактами сознания», но все они выводили эти факты из объективной, независимой от сознания связи реальных явлений — физических и биологических. Стало быть, принцип уникальности психики, ее несопоставимости ни с чем телесным вовсе не служил тем критерием, по которому область психологии отграничивалась от сферы других наук.
Но если психическая реальность не сводится к феноменам сознания, выступающим в своей неповторимости и непосредственности перед обратившим на них свой внутренний взор субъектом, то чем же она является?
Какие грани этой реальности открылись благодаря внедрению объективного подхода, причинного анализа, экспериментальных и количественных методов? Преобразовательная работа рассмотренных выше направлений привела к вычленению по меньшей мере пяти категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмета психологии...
1. Образ. Первоначальным объектом экспериментально-психологического изучения стал чувственный образ — ощущение. Оно производится органом чувств и мозгом, является их жизненной функцией.
Вместе с тем образ выражает познавательное (гносеологическое) отношение психики к объективному миру. Без этого отношения психической реальности не существует, хотя она к нему и не сводится. Образ функционирует независимо от того, направляет ли индивид на него аппарат самосознания или нет. Образ так же реален, как физические и нервные процессы, его порождающие. Он не идентичен этим процессам и потому как таковой не может быть объектом изучения ни физики, ни физиологии. Он существует не в особом «психическом пространстве», а в системе реальных жизненных отношений между индивидом и миром. Его зависимость от воздействия физических раздражителей на рецепторное поле зафиксировал закон Вебера —Фехнера. Его зависимость от опыта контактов организма с реальными вещами, а также от мышечной активности раскрыли Гельмгольц и Сеченов. Последний доказал, что приспособление мышечных актов к пространственно-временным особенностям среды возможно только потому, что эти особенности воспроизводятся в форме мышечных ощущений. Тем самым была выявлена отражательная природа образа, его соответствие структуре внешней среды.
Отношение образа и вещи не ограничивается ощущением, мир представлен в психике в виде сложной иерархии различных познавательных структур-до самих абстрактных понятий включительно. Впоследствии психологическая мысль приступила к экспериментальному изучению этих структур. На первых же порах был приподнят краешек завесы над чувственным обра
зом и механизмами его построения. До того образ рассматривался только с точки зрения философской, гносеологической, для которой основное — это отношение между образом и познаваемым объектом. Теперь же был сделан решающий шаг по пути исследования образа как реального продукта, регулятора и координатора жизнедеятельности. Этот шаг предполагал прослеживание теснейшей взаимосвязи между образом и телесным действием.
2. Действие. Эта категория складывалась под влиянием реф
лекторной концепции. Но физиология не видела в эффекторном
(двигательном) конце рефлекса ничего, кроме мышечной рабо
ты. Сеченов показал, что исполнительные эффекты в поведении
организма имеют не только физиологический, но и психологи
ческий смысл и, стало быть, причастны психической реальности
как таковой. Сеченовская идея превращения внешнего действия
во внутреннее (интериоризация) открывала принципиально но
вые перспективы понимания мыслительных актов, представ
лявшихся прежде как чисто духовные. Существенно важным для
трактовки действия как психологической категории явились так
же опыты по изучению времени реакции, показавшие, что психи
ческие процессы (различение и выбор) являются определяющи
ми по отношению к чисто телесным и тем самым имеющим соб
ственное значение.
Идея приспособления организма к среде, разработанная Дар-вином, вела к причинному пониманию объективной целесообразности всех телесных функций, в том числе и работы мышечного аппарата. Если прежде целесообразная деятельность его относилась за счет сознания (человек руководствуется сознательно поставленными целями), то теперь она трактуется как регулируемая задачей приспособления организма к среде. Эта задача действует объективно, независимо от ее осознаваемости, придавая поведению приспособительный характер. В дарвиновском строе идей были, таким образом, ростки представления о поведении (системе действий) как психологической категории.
3. Мотивация. К этой категории относится сфера импульсов —
психодинамики, психоэнергетики — побуждений, придающих
действию направленность, избирательность и стремитель
ность.
В предшествующий «философский» период своего развития психологическая мысль связывала побуждения с волей как особой духовной силой, способной разрушить причинные связи материального мира (они считались распространяющимися только на тело). Сложившееся в эволюционной теории Дарвина представление об инстинктах —биологических силах, реализующих приспособление к среде, развивающихся в ходе филогенеза (история вида), создавало предпосылки для нового объективно-биологического понимания мотивационного «запала» поведения. Без этого «запала» невозможно преодоление организмом сопро-
тивления среды и его выживание как целостной самостоятельной системы. Борьба за существование вырабатывает также особые приспособительные реакции, теснейшим образом связанные с инстинктами в виде выразительных движений, которые относятся человеком к разряду эмоций — радость, гнев, страх и др. Эти аффекты, безотносительно к тому, как они субъективно переживаются (тем более что переживания животных нам неизвестны), объективно выполняют важную биологическую службу, мотивируя животных к бегству, нападению или другим приспособительным двигательным актам. Они проявляются в столкновении индивида с другими особями. Тем самым мотивация (ее аффективный компонент) включалась в контекст взаимоотношений между организмами.
4. Общение (психосоциальное отношение). Ооъективные
связи индивида с социальной средой представлены в его психи
ке в особых формах, несводимых к другим. Основа общения —
производственный процесс, трудовая деятельность. Преобразо
вания, обусловленные этим процессом, на всех уровнях психи
ческой жизни человека — от элементарных ощущений и потреб
ностей (образов и мотивов) до ее вершин —впервые получили
подлинно научное, детерминистическое объяснение в марксист
ской философии. В дальнейшем развернулось конкретно-научное
изучение социально-психологических особенностей человеческой
деятельности... Непосредственное общение между индивидами
образует своеобразную систему отношений, отличную от отноше
ний этих индивидов как к миру природы, так и к миру культу
ры. В сфере непосредственного общения людей происходит не
прерывный «обмен реакциями», и каждый из его участников
воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить
свое поведение в зависимости от внутренних психологических
установок. Зависимость эффекта воздействия от этих установок
выявилась при изучении гипноза и внушения. Но тогда же обна
ружилось и большое многообразие индивидуальных реакций,
имевшее своей причиной уже не динамику непосредственного об
щения, а некоторые устойчивые свойства, присущие его участ
никам.
5. Индивид — личность. Любая живая система обладает непов
торимыми, одной только ей присущими особенностями. Они ка
саются и ее физиологических (телесных), и психологических
параметров. Рост, вес, отпечатки пальцев, обмен и множество
других признаков характеризуют первые. Но какие мы отнесем
ко вторым? После того что было сказано об основных психоло
гических категориях, ответить на этот вопрос нетрудно. Индиви
дуальные различия в сфере образов (ощущений, восприятий,
представлении), действий (время реакции), мотивации, общения Саемость) обнаруживались в исследованиях, не ставивших задачей специальное изучение этих различий
Имеется ли, однако, необходимость вводить в качестве первичного, к другим категориям несводимого понятие об индивиде— личности? Такое понятие необходимо в системе психологического знания, ибо образ, действие, мотив, общение, хотя и несводимы друг к другу, существуют реально только как «ипостаси» целостного человека — индивида и личности. <•••>
Пять категорий, в которых выступила психическая реальность, являлись категориями научного мышления. Это значит, что они вырабатывались благодаря специальным методам научной деятельности. Это значит также, что они прошли испытание специальными проверочными средствами науки как особой системы познания и общения...
Очевидно, что за каждой из вычлененных категорий стояла огромная по масштабам и трудностям работа, в ходе которой психологическое знание формировалось нераздельно с методами его добывания. <...>
Итак, психологическая мысль «отливалась» в присущие науке формы: факты, методы, теории, категории. Психическая реальность была открыта для научного исследования. Покинув недра философии и естествознания (физиологии), психология приобрела независимость. Этот процесс, имевший свою внутреннюю логику, совершался не в замкнутой сфере «чистого» движения идей, отрешенного от земных человеческих страстей, а на почве борьбы и столкновения социальных интересов. Любая наука, а тем более наука о таком объекте, как человеческое поведение и сознание, связана множеством зримых и незримых путей с жизнью общества, его классовыми противоречиями, с идеологическими побуждениями и запретами.
Люди науки, выступая в качестве выразителей общей логики ее развития, стимулируются социально-политической атмосферой своего времени.
Когда Сеченов, например, раздражал мозговой ствол лягушки в поисках механизма торможения рефлексов, он решал не только сугубо научную, но и острейшую идеологическую задачу. Перед его умственным взором стояли его противники — те, кто проповедовал, будто сознание и воля ставят человека вне земных законов. Когда Дарвин сравнивал выражение эмоций у человека и животных, Гельмгольц изучал работу глазных мышц, а Гальтон — родословную знаменитых людей Англии, во всех случаях научный поиск имел прямое отношение к идейным веяниям и борьбе мировоззрений в конкретный исторический период. Различные социальные мотивы направляли строителей новой психологии. Различными тропами продвигались они из физиологии, медицины, физики, антропологии к психической реальности.
М. Г. Ярошевский. Психология в XX столетии. М., Политиздат, 1974, с. 54—89.
42
С. Л. Рубинштейн
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ