Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еоретическа€, практическа€ и методическа€ подготовка к зан€тию




‘ормируемые компетенции:

1) способность логически верно, аргументированно и €сно строить устную и письменную речь;

2) демонстраци€ культуры поведени€, готовности к кооперации с коллегами, способности работать в коллективе.

 

 

“еоретическа€ подготовка.

1. ¬иды диалога:

Ј “ематический диалог Ц строитс€ в форме вопросов и ответов (интервью с ритором, взаимный опрос коммуникантов, экспертна€ оценка докладчиков).

Ј –иторический диалог Ц представл€ет собой цепь взаимосв€занных речей (конференци€ по риторическим проблемам, доклады);

Ј Ёвристический диалог Ц имеет место в услови€х конфликта, столкновени€ противоречивых мнений (спор о проблемах современной риторики, дискусси€ о правилах поведени€ слушателей, диспут о свободе слова и т.п.).

2. ѕриемы убеждени€ и воздействи€ Ц см. раздел ”ћ  Ђћетодические рекомендации по изучению дисциплиныї.

ѕрактическа€ подготовка:

1. ќсновные приемы развити€ коммуникативности Ц см. задание 7: Ђ—амоконтроль и самооценка оратора. —хема синтетической оценки. —хема аналитической оценкиї в ”ћ , раздел Ђћетодические рекомендации по организации самосто€тельной работы студентовї.

 

2. ќсновные подгруппы невербальных средств общени€ Ц см. ”ћ , раздел Ђћетодические рекомендации по организации самосто€тельной работы студентов.

 

3. «адани€ по теме Ц см. ѕриложение 2. (2.3.) [4]

ћетодическа€ подготовка:

«ан€тие предполагает интерактивную форму обучени€:

1 Ц ролевую игру ЂЌевербальные средства общени€ї;

2 Ц организацию различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического.

Ѕ”ƒ№“≈ √ќ“ќ¬џ к выполнению следующих заданий:

1. –олева€ игра ЂЌевербальные средства общени€ї

1.1. »гра Ђћимикаї

÷ель: эмоциональна€ гимнастика.

ќписание:”частники разбиваетс€ на две команды.

’од игры:  аждый игрок одной команды последовательно поворачиваетс€ к одному из игроков другой и с помощью мимики и позы изображает некоторое эмоциональное отношение: восхищение, заигрывание, обида, ужас, усталость и др.

»гроку следует назвать эмоциональное состо€ние (или обратитьс€ за помощью к команде).

 омментарий: ѕри отгадывании эмоций необходимо понимать, что абсолютно точно угадать переживаемое человеком эмоциональное состо€ние только по его мимическому выражению очень сложно, причем еще и в ситуации, когда это состо€ние только изображаетс€, а не переживаетс€ истинно. Ќо игра и строитс€ на множестве гипотез и формулировок, очерчивающих некоторый эмоциональный ареал.

 

 

1.2. »гра Ђ”гадай слової

ќписание:”частники разбиваетс€ на две команды.

¬се пишут на листочках по существительному и сдают ведущему (существительные должны быть нарицательными и не слишком простыми). Ёто Ц задани€ дл€ соперников (их количество должно быть равным).

ќт каждой команды поочередно вызываетс€ игрок. ≈го задача Ц
за 20 секунд показать своей команде слово жестами.

»гра продолжаетс€ до последнего слова.

ѕобедившей считаетс€ команда, разгадавша€ наибольшее количество слов.

ћогут быть учреждены номинации Ђ«а лучшее придуманное слової и Ђ«а лучшее представлениеї.

 омментарий: ≈сли участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовываетс€ объ€сн€ющей команде.

2. ќрганизаци€ различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического Ц по темам:

1. ќсновные приемы развити€ коммуникативности (самоубеждение, самоанализ, самоконтроль).

2. ќраторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт.

3. языковые средства контакта и воздействи€ на аудиторию.

4. Ќевербальные средства общени€. √руппы невербальных средств общени€: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические.

5. √раницы допустимости речевого воздействи€.

“емы 1 и 2 Ц дл€ организации тематического диалога.

“емы 3 и 4 Ц дл€ организации риторического диалога.

“ема 5 Ц дл€ организации эвристического диалога

 

ѕјћя“ ј

Ќе только по тому, „“ќ вы подготовите дл€ выступлени€, но и по тому,  ј  вы будете говорить,  ј  будете сопровождать свою речь невербальными средствами Ц то есть по рисунку вашей речи, аудитори€ получит возможность оценить уровень вашей риторической подготовки.

Ћитература

ќсновна€

1. ¬веденска€ Ћ.ј., ѕавлова Ћ.√. –иторика дл€ юристов: ”ч. пособие. Ц –/на-ƒ., 2011.

2. »вакина Ќ.Ќ. ќсновы судебного красноречи€ (риторика дл€ юристов) Ц ћ., 2007.**

3. »патова ».—. ѕрактикум по дисциплине Ђ–иторикаї дл€ студентов заочной формы обучени€. Ц Ќ. Ќовгород: ѕ‘ –јѕ, 2014.**

4. »пполитова Ќ.ј., Ћадыженска€ “.ј., —мелкова «.—. –иторика. ”чебник. Ц ћ., 2010.**

5. ћихалкин Ќ.¬., јнтюшин —.—. –иторика дл€ юристов: ”ч. пособие дл€ бакалавров Ц ћ., 2012.*

6. —тернин ».ј. ѕрактическа€ риторика: ”ч. пос. дл€ студ. вузов. Ц
ћ., 2008.

7. “имошенко “.“. –иторика: ѕрактикум. Ц ћ., 2009.**

ƒополнительна€

1. јндреев ¬.». ƒелова€ риторика. Ц  азань, 1993.

2. √ласс Ћ. я читаю ваши мысли / ѕер. с англ. Ц ћ., 2003.

3. »вакина Ќ.Ќ. ќсновы судебного красноречи€ (риторика дл€ юристов). Ц ћ., 2006.

4. »вакина Ќ.Ќ. ѕрофессиональна€ речь юриста: ”ч. пособие. Ц ћ., 2010.

5. »патова ».—. ѕублична€ речь: риторика текста: ”ч.-мет. пос. по риторике дл€ студентов вузов. Ц Ќ. Ќовгород: ѕ‘ –јѕ, 2006*.

6. »патова ».—. ѕрактическа€ риторика, или человек в контексте речи. Ц Ќ. Ќовгород, 2004.**

7. »патова ».—. —борник тестовых заданий по дисциплине Ђ–иторикаї. Ц Ќ. Ќовгород: ѕ‘ –јѕ, 2013.**

8.  узнецов ».Ќ., ћасалов ј.ј. язык мимики и жестов. Ц ћ., 2007.

9. Ќелсон ќ., √олант —. язык мимики и жестов. „то это такое. / ѕер. с англ. Ц ћ., 2007.

10. Ќэпп ћ., ’олл ƒ. Ќевербальное общение. Ц ћ., 2004.

11. ѕиз ј., √арнер ј. язык разговора. / ѕер. с англ. Ц ћ., 2006.

12. ѕиз ј., ѕиз Ѕ. Ќовый €зык телодвижений: –асширенна€ верси€. / ѕер. с англ. Ц ћ., 2006.

13. —икорский ».ј. ‘изиогномика в иллюстрированном изложении / „итать человека как книгу Ц ћ., 1998. —. 7-219.

14. —таниславский  .—. –абота актера над собой. „.1. –абота над собой в творческом процессе переживани€. ƒневник ученика. Ц ћ., 1985.

15. ’азагеров √.√.,  орнилова ≈.≈. –иторика дл€ делового человека: ”ч. пособие. Ц ћ., 2008.**

16. „итать человека, как книгу / —ост. ≈. «нак. Ц ћ., 1997.

»нтернет-ресурсы

1. http://www. gramota.ru Ц справочно-информационный порталЂ–усский €зыкї

2. http://www. orator.ru

3. http://www. Subscribe.Ru. »нформационный канал

4. http://www. zhestov.net

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ –≈ ќћ≈Ќƒј÷»»

ѕќ »«”„≈Ќ»ё ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ

ƒисциплина Ђ–иторикаї включена в программу высшего профессионального образовани€ по специальности Ђёриспруденци€ї квалификаци€ Ђбакалаврї и изучаетс€ студентами очного и заочного отделений. ќсновными формами учебной работы €вл€ютс€ лекции и семинарские (практические) зан€ти€.

¬ажной частью риторической подготовки €вл€етс€ овладение студентами базовым теоретическим материалом, представленным в лекци€х и учебно-методическом комплексе по предмету. ¬месте с тем студентам необходимо пополн€ть свой багаж знаний и за счет литературы, причем не только рекомендованной в рамках изучаемой дисциплины, но и с учетом межпредметных св€зей последней. ќднако главным в освоении риторическим мастерством остаетс€ приобретение студентами практического опыта оратора.

” студентов-заочников, особенно работающих в юридических фирмах и судах, коммуникативна€ (в том числе зачастую и ораторска€) практика, безусловно, шире, чем у первокурсников очного отделени€. »х опыт формируетс€ в процессе реального общени€ с юристами и по юридическим вопросам. ќднако в этом есть и слаба€ сторона Ц видимость умений. » если кому-то из студентов на зан€ти€х покажетс€, что Ђэто вы уже проходилиї, не спешите с выводами. Ќикогда и никому не следует пренебрегать Ђклассическойї основой обучени€ Ц повторением.

ј теперь рассмотрим один из Ђключевыхї вопросов практической риторики Ц вербальные и невербальные ораторские приемы воздействи€ и их допустимость.

—начала несколько слов о невербальных средствах общени€, которые имеют в деловом разговоре порой большее значение, чем слова. ќдин из известнейших специалистов в этой области, ј. ѕиз, утверждает, что при помощи слов передаетс€ всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включа€ тон голоса, интонацию и т. п.) Ц 38%, а с помощью мимики, жестов, поз Ц 55%.

¬ тех случа€х, когда информаци€, переданна€ словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говор€т жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего довери€ заслуживает информаци€ невербальна€, потому что жесты и позы подчинены подсознанию. ѕоэтому дл€ юриста исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движени€ и мимику, а с другой Ц понимать €зык жестов и мимики собеседника, правильно интерпретировать их. «на€ €зык жестов и мимики, вы легко сможете распознать, одобр€ет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытаетс€ обмануть вас.

“еперь непосредственно об ораторских приемах.

ќсобую роль в ораторском выступлении играют приемы Ђживой речиї, ведь дл€ того чтобы избежать ситуации, когда Ђчетверть слушателей зан€та Ђперевариваниемї информации, а три четверти активно борютс€ со сномї, оратору нужно разнообразить свою речь.

«а эпохи существовани€ мирова€ риторическа€ практика накопила арсенал таких приемов: это приемы установлени€ контакта и привлечени€ и удержани€ внимани€, приемы стимулировани€ интереса и диалогизации монолога. —пециалисты утверждают, что дл€ достижени€ успеха начинающему оратору достаточно уметь примен€ть 10-15 приемов стимулировани€ внимани€ и интереса, хот€ репертуар профессионального оратора насчитывает их более 100![5] ¬от некоторые из них.

ѕервый из приемов установлени€ контакта Ц начальна€ пауза: установление зрительного контакта, сопровождаемое 5-7-ми секундным молчанием. ƒалее следуют обращени€ и формулы этикета.

—реди приемов привлечени€ и удержани€ внимани€ уместно использовать Ђфактор кра€ї Ц перва€ и последн€€ фразы всегда запоминаютс€ лучше. «апоминаютс€ также и образы, созданные средствами выразительности. “ропы и фигуры в ораторской речи незаменимы, но регламентированы. —равнени€ с Ђоживл€ющимї эффектом, гипербола (некоторое преувеличение помогает заострить внимание аудитории к предмету речи), риторические вопросы и восклицани€, экспресси€ Ц все должно быть уместно.

¬сегда хорошо принимаетс€ слушател€ми уместное остроумное юмористическое замечание: Ђ¬еселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть боговї, Ц увер€л ј. ‘ранс. Ќе менее интересным дл€ слушателей €вл€етс€ свободное изложение речи оратором, т. е. импровизаци€ (однако путать ее с неподготовленной речью неправильно и опасно).

—реди приемов стимулировани€ интереса слушателей часто используетс€ апелл€ци€ к интересам аудитории. Ётот прием характерен дл€ лекторов, которые сразу начинают с главного. ≈динственное условие такого Ђпр€мого включени€ї: аудитори€ должна быть уже подготовленной к тому, чтобы воспринимать материал.

¬ любом случае, примен€€ тот или иной прием, оратору следует помнить об ответственности. “ак, прогнозирование должно быть основано только на реальных фактах, а использование принципиально нового фактического материала дл€ достижени€ эффекта неожиданности предписывает говор€щему серьезную базовую подготовку (он должен быть в несколько раз более информирован, чем аудитори€). —оздание (изложение) парадоксальной ситуации часто сопровождаетс€ Ђпровокациейї, котора€ призвана вызвать у слушателей реакцию несогласи€. «десь важно не отступить от запланированного Ђна роптаниеї регламента, иначе ситуаци€ может выйти из-под контрол€. »спользование этого приема дает говор€щему краткий промежуток времени дл€ уточнени€ формулировок, а также дл€ подготовки слушателей к конструктивным выводам. ѕрием краткого отступлени€ от темы обеспечивает возврат к ней Ц но уже на более высоком уровне интереса и внимани€ аудитории.

  приемам диалогизации монолога относитс€ часто используема€ преподавател€ми на зан€ти€х проблемна€ ситуаци€, призванна€ стимулировать у учеников познавательный интерес, а также прием сопереживани€, когда оратором увлеченно и подробно описываютс€ событи€, св€зывающие его с аудиторией. ¬опросно-ответное построение главной части текста дает выступающему возможность создать у слушателей впечатление, что им делегированы возможности принимать решени€ по обсуждаемой проблеме. ѕрием выдвижени€ неожиданно новых гипотез, предложений также сближает оратора с аудиторией и, кроме того, создает ему репутацию интересного, Ђнестандартно мысл€щегої собеседника.

ƒл€ освоени€ вышеизложенного на практике и проверки собственных риторических умений вести ораторский диалог, а также дл€ подготовки к практическим зан€ти€м по темам Ђ»скусство спора. јргументаци€ї и Ђ¬ербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиториюї (зан€ти€ предполагают интерактивную форму обучени€) следует выполнить р€д заданий и упражнений (см. ѕриложение 2) [6].

„то касаетс€ ораторских навыков в целом, их можно приобрести только эмпирическим путем. “ак что используйте любую возможность выступать публично. » стремитесь наделить свою ораторскую ћузу, вслед за великим Ѕаратынским, Ђлица необщим выраженьемї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 508 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1453 - | 1275 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.