Особенностью деятельности организаций культуры является высокая диверсификация источников финансирования. Большое разнообразие источников финансирования организаций культуры требует определения оптимальной структуры капитала. Построение оптимальной структуры капитала базируется на определении цены каждого источника финансирования.
Привлеченные доходы являются самой большой группой источников финансирования, которые можно разделить на две части. К первой части относятся безвозмездные источники финансирования (благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов), а ко второй части — возмездные источники финансирования (спонсорские, членские взносы), предполагающие предоставление ответных услуг.
Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для организаций культуры. Однако для доступа к такому капиталу организация культуры должна заниматься выпуском общественно-полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке.
Возмездные источники финансирования оцениваются стоимостью предоставляемых ответных услуг. Так, цена спонсорских средств измеряется стоимостью рекламы, затратами на организацию пресс-конференций и других мероприятий в честь спонсоров. Цена членских взносов как источника финансирования определяется стоимостью получаемых привилегий (скидками на продукцию фирмы, бесплатными услугами и др.)
Государственные субсидии так же, как и безвозмездные источники финансирования, относятся к бесплатному общественному капиталу. Государство предъявляет жесткие требования к получателям бюджетных средств и распространяет контроль за их использованием.
Таким образом, организации культуры обладают исключительными возможностями в использовании бесплатного общественного капитала.
Заемные источники финансирования в организациях культуры оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами бан-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ковского процента или доходной ставкой по облигациям. Однако существует два принципиальных отличия цены заемных средств организаций культуры, которые следуют из специфики деятельности данных организаций.
В силу того, что организации культуры в большинстве случаев не являются плательщиками налога на прибыль, для них будет отсутствовать эффект налогового снижения цены заемного финансирования. Иными словами, организация культуры не может понизить цену заемного капитала умножением на коэффициент (1-Т). Вместе с тем, организации культуры имеют доступ на рынок не облагаемых налогами заемных средств. Организация культуры может выпустить не облагаемые налогом муниципальные облигации — мунисы.
Итак, в силу особенностей заемного финансирования организаций культуры можно утверждать, что организация культуры компенсирует отсутствие эффекта снижения цены заемного капитала за счет доступа на рынок не облагаемых налогами заемных средств. В результате организация культуры имеет почти такую же эффективную цену заемного капитала, как и коммерческие фирмы.
Таким образом, можно ожидать, что по мере привлечения все большего объема заемных средств альтернативная цена собственного капитала организации культуры будет расти, как и для фирмы, находящейся в собственности инвесторов.
Собственные источники финансирования организаций культуры в отличие от коммерческих предприятий объединяют доходы от основной неприбыльной деятельности и дополнительных предпринимательских доходов. Доходы некоммерческих организаций культуры, согласно ГК РФ, не могут быть распределены между участниками. Другими словами, учредители, управленцы и другие заинтересованные лица не могут получать доходы на вложенный в некоммерческую организацию культуры капитал. Таким образом, организации культуры ограничены в возможностях использования собственного капитала, и цена собственного капитала организации культуры не может быть оценена с помощью дивидендов на вложенный капитал, как в коммерческом предприятии.
Цена собственного капитала организации культуры может быть измерена двумя способами. С точки зрения
9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 501
альтернативных вложений средств, цена собственного капитала определяется процентной ставкой по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения альтернативных организаций, предоставляющих подобные услуги на рынке, цена собственного капитала организации культуры может быть измерена как размер дивидендов на вложенный капитал коммерческой организации с сопоставимым риском.
Таким образом, средневзвешенная цена капитала организации культуры (WACC) будет выглядеть следующим образом:
WAOvy — Л-привл. ' &привл' < "-заем. С1заем. ' ^соб. ' О-еоб.»
где Кпривл. — цена возмездных привлеченных средств, йпривл. — доля возмездных привлеченных средств в общих финансовых поступлениях, Кзаем. — цена заемных средств, йзаем. — доля заемных средств в общих финансовых поступлениях, Ксоб. — цена собственных средств, d,^. — доля собственных средств в общих финансовых поступлениях. (В формуле отсутствуют государственные и безвозмездные привлеченные средства, так как их цена равна нулю J
Формула средневзвешенной цены капитала носит универсальный характер и может быть использована различными организациями культуры для оптимизации структуры финансовых источников.
Важно отметить, что организациям культуры достаточно трудно поменять свою структуру капитала, в отличие от коммерческих предприятий. Так, коммерческая организация, обладающая недостаточной долей заемных средств по сравнению с собственным капиталом, может выпустить новые долговые обязательства и использовать полученные средства для скупки своих акций; либо, если у фирмы чрезмерно много долгов, она может выпустить новые акции и использовать полученные за них деньги для погашения займов. Организация культуры имеет возможность наращивать собственный капитал в основном за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора, государства, однако не может использовать эти средства для погашения долгов. Выпуск долговых ценных бумаг организацией культуры также не может привести к наращиванию собственного капитала предприятия.