Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальный институт религии и основные проблемы социологии религии




Религия — один из древнейших социальных институтов общества.

Не было и нет ни одного общества, на развитие которого религия не повлияла бы тем или иным образом. Более того, известны исторические эпохи (например, Средние века), отличавшиеся доминированием системы религиозных догм в общественной и частной жизни, а также тем, что на всем протяжении этих эпох одно из ключевых мест в социальной структуре занимало священничество. Вполне понятно то, что религия привлекала и привлекает внимание исследователей общества. Отрасль социологии, изучающая религию, называется социологией религии.

По причине древности и разнородности религиозных верований невозможно найти всеобъемлющего определения религии. Однако, рассматривая религию как общественное явление, мы в любом случае видим то, что можно обозначить следующими словами.

РЕЛИГИЯ -это комплекс принципов и норм, выражающих представления о «священном» и в силу своей «святости» регулирующих коллективные и индивидуальные действия людей.

Разумеется, религиозные принципы и нормы не пребывают в каком-то размытом состоянии; они так или иначе закрепляются, сохраняются и передаются новым поколениям. Все развитые религии опираются на хорошо организованные и многочисленные группы священников, воплощающих в себе религиозную традицию (впрочем, появление таких «служителей культа», как шаманы, относится еще ко времени первобытных верований). Массы рядовых верующих также организуются в соответствии с требованиями своей религии. На языке социологии мы могли бы сказать, что религия представляет собой универсальный (в разном виде встречающийся во всех обществах), закономерно возникающий и развивающийся механизм социальной интеграции и контроля.

Социологическое понимание природы и функций религии. Принимаемая большинством современных социологов оценка религии утвердилась как преодоление воинственной антирелигиозной критики, звучавшей в эпоху Просвещения (ХVIII в.). В духе того времени, с позиций крайнего рационализма, религия отвергалась как плод невежества древних людей, порождение их «детского» страха перед силами природы, орудие духовного порабощения подданных правителями и священниками. (Последнее обвинение имело особый вес в развернувшейся в конце ХVIII в. во Франции революционной борьбе со старым монархическим порядком.) Родоначальник социологии О.Конт продолжил линию просветителей, поместив религию на начальной стадии социального прогресса, сменяющейся «философской» стадией и вместе с ней уступающей место самой высокой стадии – «научной». Пусть и не без уничтожающей критики, в теории Конта религия также была названа наиболее архаичной формой культуры, которую интеллектуально развившееся человечество должно окончательно перерасти.

По-своему эту традицию продолжал и К.Маркс. С точки зрения Маркса, религия — порождение материально отсталых и потому социально несовершенных обществ, в которых она служит интересам правящих классов как идейное оправдание существующих порядков. Предсказывая отмирание религии, Маркс перенес акцент с интеллектуального прогресса (развитие научного знания и сокращение области неведомого и пугающего) на прогресс материальный (развитие производительных сил и связанное с ним обновление социального устройства). Просветители и Конт считали, что религия отступает под натиском научного знания. Маркс же полагал, что религиозная идеология исчезнет в результате коренного революционного переворота, после которого ничто и никто уже не будет сдерживать материальный прогресс и социальное развитие возникшего коммунистического общества, где не останется социальных групп, нуждающихся в религии или согласных принять на веру ее догмы.

Иное понимание природы религии и ее социальных функций пришло с крупнейшими социологами конца ХIХ — начала ХХ в. (Э.Дюркгеймом, М.Вебером, Г.Зиммелем и др.). Так, основатель французской социологической школы Дюркгейм на материале примитивных верований построил теорию, объяснявшую происхождение религии переживанием людьми своей причастности к мощной надындивидуальной силе — обществу. Сложные чувства зависимости и благодарности по отношению к этой «сверхчеловеческой» силе, по мнению Дюркгейма, нашли выражение в общеобязательных священных ритуалах, которые в свою очередь способствовали сохранению жизненно важного общественного единства. Теория Дюркгейма не отменяла оценки религии как одного из древнейших явлений культуры (и поэтому во многом простейшего и несовершенного), но вместе с тем религия в этой теории трактовалась отнюдь не как детище интеллектуальной или материальной отсталости, изживаемое со временем, а как сложный социальный институт, выполнявший и продолжающий выполнять специфические функции в жизни общества. (Особое внимание уникальной социальной роли религии позднее в ХХ в. уделяли также представители структурно-функциональной школы в социологии: Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон).)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 733 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2648 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.