Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа человека с позиции соотношения социального— биологического




Философской основой сущности и существования человека яв­ляется вопрос взаимосвязи социального и биологического. С одной стороны, человек — высшая ступень развития биологической эво­люции, элемент живой природы. Биологическое в человеке — орга­низм, который представлен его телесной физической структурой, задатками, темпераментом, динамикой психических процессов, способностью действовать. С другой стороны, он творец, актив­ный участник исторического процесса развития материального про­изводства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с норма­ми и ценностями, существующими в обществе.

Как же связаны эти два начала — природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?

То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его


источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физи­ческой) как феномена, проблем личности и индивидуальности.

На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специ­фики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воз­действия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, много­образные социальные отношения и функции.

В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек — биосоциокультурная систе­ма, уникальность которой определяется сплавом природных, врож­денных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становле­ния ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобра­зия его телесной и психической организации, темперамента, ин­теллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способно­стей, специфической организации и одаренности [1, 5, 6, 9, 11].

Современная наука не только вскрыла причины индивидуаль­ных биологических различий человеческих организмов [4], но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма [12]. В связи с этим человека нельзя представить как «сгусток социума», нельзя разрывать взаимодействие социологи­ческих и биологических факторов его становления и развития [15]. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику его соотношения, взаимодействия социального и биологического на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологичес­кая направленность и способы интерпретации смысла и цели жиз­ни человека, особенностей функций его организма, физического развития, формирования здоровья и др. Возникают и другие про­блемы, более широкого порядка: сущность и причины возникно­вения человеческого общества, его история и современное состо­яние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, че­ловека и общества и т.д. Все они обусловлены усилием воздей­ствия современного общества, науки, техники на психику челове­ка, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятель­ности в современном обществе.

Погрешность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии тео­рии и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук.

Попытки рассмотреть и раскрыть сущность человека предпри­нимались многими философами, психологами, педагогами. Напри-


 




мер, французские просветители XVIII в. Ш.Фурье, Ж.-Ж.Руссо, К.-А. Сен-Симон говорили, что человек — продукт среды и обсто­ятельств, но сама среда трактовалась ими как модификация чело­веческих идей, страстей и переживаний. Отсюда и культ человека как сущности биологического, отрицание значимости обществен­ных отношений между людьми. Сторонников такого подхода и в современной науке достаточно много. Например, В.Г.Афанасьев [1] отмечает, что социальное в человеке возникло и развивалось отнюдь не «вдруг». Оно имело определенные биологические пред­посылки. Мало того, и сейчас, когда социальное, общественное составляет самую глубокую сущность человека, он в то же время остается и биологическим существом. Человек — система биосоци­альная, причем биологическое начало не является в нем определя­ющим. Оно лишь материал, природная основа для его становления, формирования его общественных качеств, свойств, способностей. Человек — это не только и не столько биологическое (живое, при­родное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, но и качественно новое, принципиально особое явление с присущи­ми только ему социальными качествами и свойствами, складыва­ющимися в результате взаимодействия людей друг с другом.

В чем же, на наш взгляд, существо философского видения че­ловека? В данном случае речь не о поиске «золотой середины» между биологической и социологической тенденциями, а об акценте на био­социальной природе человека. Поэтому здесь уместно вспомнить сло­ва К.Ясперса, определяющего человека в качестве чувственного существа — «высший из животных», и в качестве духовного — «низший из ангелов», но он не животное и не ангел, хотя и «род­ствен обоим частью своего существа; перед обоими у него есть преимущество, поскольку он обладает тем, чего лишены те и дру­гие» [17, с. 443].

Биосоциальность создает особый мир, особую целостность, с одной стороны, способную чувствовать, переживать, хотеть быть неодолимой, иметь силу жизненной необходимости. С другой, — действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, и испытывать радость не только (и не столько) из-за утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного. В нем навсегда сохраняются живые нача­ла, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социаль­ного существа. Социальное — качественно новое состояние жиз­ни, ее регуляция.

При изучении человеческой личности принято различать сле­дующие уровни ее проявления:

природное — существующее и развивающееся в человеке неза­висимо от влияния на него других людей;

биологическое — общее по происхождению, хотя необязатель­но тождественное у человека с животным;


наследственное — существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей;

социальное — приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составля­ющих:

собственно социальное — совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих со­циальных ролей;

специфически культурное — совокупность норм и правил по­ведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

нравственное — высшее проявление социального и культурно­го начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 769 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2274 - | 2125 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.