В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.
Рассмотрим подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих их содержательную и педагогическую сущность.
Физкультурное воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, утверждая тем самым философско-культурологический подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию [5, 8].
Но традиционно процесс физического воспитания сводится к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т. е. акцентируется на биологический, двигательный аспект.
Необходимо ставить более широкие цели — воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание — это педагогический процесс формирования физической культуры личности.
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:
забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);
многообразие используемых для этой цели средств, ум«ние эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;
степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [10].
Целевую направленность физкультурного воспитания возможно реализовать при условии понимания человеком культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности [9, 10]. Причем понимание должно восприниматься в единстве его биологических и социальных качеств [6], т.е. самой сутью человека, что является философским основанием физкультурного воспитания.
Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация. Его основополагающим принципом является единство мировоззренческого и двигательного компонентов.
Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностныи подход, новое понимание образовательной деятельности, приоритет эмоционального аспекта спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.
Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания достигается в том случае, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации подкреплены активной физкультурно-спортивной деятельностью.
Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.
Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.
Валеологическое воспитание. В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
В современной школе, казалось бы, пошли по правильному пути: ввели в школьную программу обязательный предмет — ва-леологию. Предполагалось, что если вооружить детей знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, о правилах здорового секса, можно, хотя бы частично, решить проблему заболеваний и деви-антных ситуаций. Но хаотичное, спонтанное, а порой полное отсутствие методики преподавания данного предмета и слабая подготовка педагогических кадров, не способных эффективно организовать преподавание этого предмета, привели к дискредитации и запрету этой дисциплины в школе. Тем не менее задача оздоровления детей не снята и звучит с еще большей актуальностью, поскольку это действительно важное и перспективное направление при условии его методологического, теоретического и технологического обеспечения.
В методологическом плане объект, предмет и методы науки «ва■-леология» недостаточно определены. На сегодняшний день специалисты расходятся в самом понятии «валеология». Одни утверждают, что это наука о здоровье человека, о красоте, добре и счастье, другие говорят, что валеология — прежде всего наука об управлении здоровьем в чисто медицинском смысле. В нашем понимании, если рассматривать на философском уровне социобиологическую сущность человека, его физическую и духовную целостность, то валеология позволяет осознать интегративную сущность процесса формирования и сохранения здоровья человека, а также его физическое, и психическое, и социальное благополучие. Таким образом, она не может быть наукой только медицинской или педагогической. Валеология включает в себя знания, накопленные человеком и обществом в медицине, психологии, педагогике и других науках, связанных с познанием человека и личности. В технологическом плане она должна наработать методологические подходы, методические программы, позволяющие формировать ценностное отношение людей к своему здоровью.
В основу валеологического воспитания должны быть положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа и стиля жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Здоровье человека — проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять его, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах (им-то чего не хватает?).
Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, «не купишь в аптеке». Необходимо с детства учить ребенка внимательно относиться к своему здоровью и стараться сохранять тот потенциал, который закладывает природа каждого человека.
Нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека. Именно они позволяют представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагают широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохране-
ние и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека.
Проведенное нами анкетирование студентов российских вузов показало, что для большинства из них (82 % опрошенных) здоровье является базовой ценностью. Однако целенаправленно заниматься его сохранением и укреплением не хватает времени, знаний. Материальный уровень жизни не позволяет в полной мере пользоваться платными услугами оздоровительных центров, бассейнов, платных тренажерных залов и т.д. Однако следует отметить высокую убежденность студентов в положительном влиянии спортивной деятельности на качество здоровья, на восстановление умственной работоспособности.
Исследование показало, что большинство студентов правильно оценивают роль отдельных факторов и средств в укреплении и сохранении здоровья: 40,6 % отдают предпочтение спортивной деятельности; 57,2% считают, что рациональное питание — наиболее важный фактор, влияющий на здоровье. Лишь незначительная часть студентов (1,1% опрошенных) считает, что сохранить здоровье поможет пассивный отдых.
Однако в реальной жизни пассивную форму досуга использует достаточно большое количество студенческой молодежи. В этой связи возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.
Концепция валеологического воспитания молодежи должна иметь свои методологические технологии и подходы, основывающиеся на современных взглядах и принципах, на которых базируется современная система воспитания. К ним следует отнести:
а) системно-ценностный подход, основа которого состоит в
понимании воспитания как целостного явления, которое развива
ется в единстве упорядоченности множества элементов и струк
турных оснований;
б) личностно ориентированный подход, позволяющий напол
нять процесс валеологического воспитания мотивационно-потреб-
ностным смыслом, активным включением молодежи в деятель
ность по совершенствованию собственной физической природы и
формированию здорового стиля жизни;
в) образовательный подход, который позволяет формировать
осознанное отношение молодежи к здоровью, физическому по
тенциалу, спортивному стилю жизни на основе освоения и инте-
риоризации знаний.
Данные методологические подходы должны стать основой для разработки содержания концепции валеологического воспитания и решения следующих ключевых задач:
• повышения интереса к занятиям спортивной деятельностью и определения ценностных ориентиров самого человека в укреплении здоровья;
• формирования готовности человека к самостоятельной организации спортивной деятельности по развитию собственных умений и двигательных способностей для укрепления своего здоровья и творческого долголетия;
• повышения уровня компетенции преподавателей, их способности обучать молодежь новым оздоровительным технологиям, использовать и подбирать индивидуализированные оздоровительные методики.
При подготовке программы валеологического воспитания молодежи необходимо руководствоваться общепринятыми в социологии методологическими подходами передачи социального опыта, включающими в себя три подсистемы:
• информационную, обеспечивающую передачу совокупности знаний;
• мотивационную, формирующую отношения, запросы, цели, планы личности;
• операционную, обеспечивающую формирование умений, навыков, методов и способов действий.
Программа валеологического воспитания в вузе должна содержать следующие разделы и приоритетные направления:
• воспитание физической культуры студента;
• воспитание потребности и навыков спортивного стиля жизни;
• освоение оздоровительных методик и систем.
Известно, что XXI век провозглашен международными организациями веком образования и в нем валеологическое образование должно найти свое достойное место в структуре общего образования современной молодежи.
Олимпийское воспитание. Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания — вот те человеческие ценности, которые заложены в основу физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией, объединяющей, как указывается в Олимпийской Хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм — социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для
формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.
Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской Хартии.
Олимпийская культура — это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. В этой связи возрастает роль олимпийского образования, содержание которого состоит в освоении ценностей олимпийской культуры.
Ценности олимпийской культуры, как нам представляется, имеют два уровня развития: социальный (общественный)!«личностный. Социальная значимость олимпийской культуры рассматривается нами с позиций гуманизма, где наивысшими ценностями спортивной деятельности признаются человек, его достоинство, гармоничное развитие, в отличие от технократической модели спорта, в которой главенствующее место отводится достижению побед и высокого спортивного результата.
Социальные ценности олимпийской культуры — это те ценности, которые созданы обществом в виде исторических знаний, социально-психологических норм, спортивных движений, коллективов, составляющих триаду: олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры. Основанием для некоторой систематизации ценностей олимпийской культуры послужила ее функциональная направленность.
Исторические ценности олимпийской культуры включают в себя знания об истоках спорта, олимпийского движения, историю становления научного знания о спорте, об эволюции ценностей, норм, смыслов олимпизма.
Мировоззренческие ценности олимпийской культуры выражаются в философском осмыслении спортивной деятельности, разработке гуманистических основ спорта, развитии олимпийского движения в соответствии с идеологией Олимпийской Хартии.
Коммуникативные ценности олимпийской культуры в наибольшей степени характеризуют спорт как средство общения, взаимопонимания народов. Эти ценности ярко демонстрируют интернациональность спортивной деятельности. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен каждому, кто приобщается к спортивным занятиям, познает их красоту, эмоциональность, художественную самоценность.
Таким образом, олимпийская культура составляет совокупность Накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов,
3—444
образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.
Усвоение ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания.
В рамках традиционного физического воспитания, ориентированного на формирование физических качеств и двигательных умений и навыков, решать задачи олимпийского воспитания и образования юношества чрезвычайно трудно. Необходимо разработать новые теоретические подходы, позволяющие преобразовать технологию прикладного использования средств физической культуры в сторону освоения культурных основ спортивной деятельности, усилить гуманистические начала педагогического процесса.
Содержание педагогического процесса по освоению ценностей олимпийской культуры должно включать в себя следующие составные части:
• процесс формирования знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;
• процесс формирования интереса к спорту, потребности к спортивным занятиям, стремление к достижению спортивного результата, победы в соревнованиях;
• процесс активного включения детей и молодежи в физкуль-турно-спортивную деятельность различной направленности: оздоровительной, спортивной, досуговой.
Инновационность процесса олимпийского воспитания в отличие от физического заключается в его целостности и интегрированное™, в приоритетном освоении культурного потенциала спортивной деятельности. Формирование спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным формированием гуманистических качеств личности.
Как показывают исследования современных социологов последних лет В. А. Пономарчука, В.А.Винника, Г.В.Дивиной, уже через 2 — 3 года занятий в спортшколах в реакции на нарушение правил честной игры подросток-спортсмен в 1,5 раза чаще занимает безразличную позицию, чем остальные школьники.
По данным, полученным сектором социологии ВНИИФК (1996), с течением времени ранговая структура мотивации существенно меняется. Для спортсменов 16—18 лет, проживших в спорте несколько лет, ведущими становятся мотивы, связанные со стремлением воспитать волевые качества (средний балл — 3,67), с развитием необходимых физических качеств (3,53), ориентацией на достижение высокого спортивного результата (3,46), а также с азартом спортивной борьбы (3,35).
Воспитание таких качеств непременно должно быть целенаправленным, с использованием средств соблюдения честной борь-
бы, проявлением юным спортсменом нравственных, моральных качеств. Недостаточное внимание к вопросам нравственного воспитания приводит к формированию у спортсменов эгоизма, стяжательства, алчности.
Олимпийское воспитание, построенное на гуманистических идеалах, дает в руки тренеров и педагогов эффективные средства воздействия на социально-психологические качества юных спортсменов, нравственные и ценностные ориентации, установки, мотивы спортивной деятельности.
Однако и педагоги, и тренеры должны будут отказаться от авторитарного стиля руководства. Этого стиля, как показывают социологические данные, придерживаются 60—80% тренеров. Известно, что личность проявляется и формируется в деятельности. Применение деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания предполагает изменение отношений между участниками педагогического процесса в системе «учитель — спортсмен». На смену авторитарной спортивной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества.
В основе деятельностного подхода лежат идеи видного ученого Л. С. Выготского, связанные с тем, что личность должна в активной форме, посредством деятельности усваивать исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.
Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу олимпийского воспитания состоит в том, что он ориентирован не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, бесполезности знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Поэтому в олимпийском воспитании важно руководствоваться не только освоением знаний, запоминанием исторических фактов, дат, цифр олимпийских рекордов, но и активным вовлечением детей и юношества в спортивную деятельность, развивая в них стремление к достижению собственных спортивных рекордов, и в первую очередь к победе над собой.
Новые подходы, реализуемые в олимпийском воспитании, уже в ближайшее время позволят пополнить ряды спортсменов людьми, обладающими высокой культурой, образованностью, развитым интеллектом, теми, кого мы называем «гармонично развитой личностью».
Спортизированное физическое воспитание. В процессах адаптирования технологических достижений в области спорта в интересах Целенаправленного преобразования физического потенциала молодого человека принципиальное место должно занять признание
приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования.
Это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания детей, подростков и молодежи. Ранее отдавалось предпочтение только двигательным навыкам и умениям. В результате упускались самые благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды их возрастной эволюции. Внедрение в методику физического воспитания концепции тренировки в сочетании с обучением может оказаться решающим фактором преобразования менталитета педагогов и тренеров, работающих с дошкольниками, школьниками и студентами.
Методический арсенал физического воспитания и «спорта для всех» должен быть существенно обогащен за счет использования конкретных технологий развития физических качеств и освоения техники выполнения двигательных действий, выработанных при осуществлении спортивной подготовки олимпийцев. Суть заимствований здесь, конечно, не в механическом переносе объемов и интенсивности тренировочной работы олимпийцев в практику физического воспитания и «спорта для всех», а в использовании наработанных ими путем многих проб и ошибок наиболее удачных приемов достижений в биомеханическом и функциональном планах.
Особого внимания заслуживают успехи олимпийцев в организации многолетней спортивной тренировки Специалистам спорта высших достижений уже давно ясно, что каждый день 15 —20-летней спортивной карьеры — на вес золота. Специалисты в области физического воспитания и «спорта для всех» еще не прониклись сознанием того, что существует дефицит времени и для полноценного формирования и поддержания достойного уровня физической кондиции человека.
По существу нам только предстоит создать систему многолетней физической подготовки от рождения до старости, и в этом процессе опыт тренировки олимпийцев может стать серьезной концептуальной опорой для структурирования этапов подготовки и конкретизации их содержания.
Однако нужно помнить о необходимости разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний самого занимающегося.
Особенностью физической культуры современного общества является определенный дуализм, который обусловлен наличием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным, и массового, призванного обеспечить развитие физических кондиций и укрепление здоровья основной части населения. Взаимодействие этих уровней не всегда соответствует
реализации социальных задач и той роли, которую общество отводит физической культуре.
И если в сфере спорта действуют, как правило, экстремальные режимы преобразования физического потенциала человека, то в области физического воспитания в силу различных обстоятельств интенсивность этого процесса бывает явно недостаточной. Возни- • кает необходимость своеобразного компромисса, позволяющего в полной мере использовать достижения физкультурного знания, опыт спортивной подготовки и (в то же время) уйти от примитивизма и организационно-методической слабости физического воспитания.