Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как социетальная система




Общество представляет собой системную стабильную, саморе­гулирующуюся и самовоспроизводящуюся организацию социаль­ного взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удов­летворение всех основных потребностей людей.

В качестве социетальной системы общество обладает структур­но-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (эконо­мических, политических, религиозных, культурных, спортивных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающи­ми необходимыми профессиональными качествами. Общество вклю­чает в себя все многообразие социальных связей и структур, по­этому оно шире любой другой социальной организации или ин­ститута, регулирующего лишь отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуля­ции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Оно постоянно воспро­изводит социальное качество своих структур и соответственно со­циальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, и для орга­низации, и для общности в отдельности.

Общество в качестве суперсистемы предстает как совокупность систем, каждая из которых состоит из социальной группы, соци­ального института, личности. Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Общество как целостная система складывается из составляю­щих его элементов в сложную иерархию подсистем. Исходным эле­ментом всякого общества является человек, а точнее, определен­ное количество людей, объединенных родственными, хозяйствен­ными, этническими, религиозными, политическими и менталь­ными связями. Но сказать, что общество состоит из людей, как и сказать о том, что живой организм состоит из клеток — это еще не значит сказать что-либо конкретное об обществе или организме. Более важным для характеристики организма является выявление его органов и системных объединений. Оценивая общество, важно знать составляющие его «органы»: экономическую, политическую и социальную подсистемы, а также материальную и духовную сфе­ры жизни людей.

Социальная подсистема — это производственно-распределитель­ные связи и отношения, необходимо связанные с разделением


 




труда и распределением людей по своеобразным социально-про­фессиональным ячейкам, между которыми устанавливаются тру­довые и экономические отношения, имеющие глубокий соци­альный смысл. Это социальные слои, классы, сословия, касты, профессии и т.д.

Политическая — это управляющая система с соответствующи­ми органами руководства (от вождя племени до парламента и пре­зидента республики), политическими организациями и объедине­ниями. Эта подсистема пронизывает общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье.

Наконец, экономическая — это довольно сложная система со­циальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, религиозных отношениях, подразделяющих людей на достаточно большие группы или общности. От характера взаи­моотношений людей внутри этих общностей и между ними зави­сит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.

Перечисленные социальные подсистемы существуют не изоли­рованно, а как бы взаимопронизывают друг друга.

Как природа человека подразделяется на материальную и ду­ховную сферы, так и природа общества предполагает деление на эти сферы деятельности общества.

Экономика как очевидное проявление материального базиса общества имеет свой духовный фон — это вся планируемая дея­тельность человека. Особенность духовной деятельности проявля­ется в том, что она может выступать в своей чистой форме — в форме искусства, науки, философии и религии, приобретая ха­рактер особых форм общественного сознания в его обыденном или теоретическом проявлении. Особой формой духовной деятельнос­ти выступает система воспитания и образования, без которых не­мыслимо существование общества, на какой бы стадии своего раз­вития оно ни находилось.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой си­стемы. Первый уровень — структура социальных отношений. Орга­низованная в различные институты и общности, она составляет второй уровень общества. Каждый социальный институт и общ­ность могут быть представлены в виде сложной системной органи­зации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполня­емых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в систе­ме культуры и политической власти. Культура задает образцы и нормы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизво­дит ценности, нормы, апробированные в обществе опытом мно­гих поколений, а политическая система законодательными и пра-


вовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества — это его постоянное самопро­изводство, устойчивый процесс создания структур, функциональ­ных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противо­стоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять де­структивному влиянию извне. Функционировать — значит поддер­живать равновесие системы с окружающей средой.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему соци­ального взаимодействия. Однако современные социологи утверж­дают, что общество объединяет свои структурные единицы не пу­тем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость — это то, что придает совокуп­ности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Американский ученый-социолог Т. Парсонс считает, что об­щество как система может функционировать только при выполне­нии следующих функций:

1) способность к адаптации;

2) целеориентированность, т. е. способность к постановке задач и их достижению;

3) устойчивость общих норм и ценностей, усваиваемых инди­видами и снимающих напряжение в системе.

4) способность к интеграции, включению в систему новых поко­лений.

Общество и индивид

Какую бы социальную парадигму мы ни взяли за основу анали­за, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат действия конкретных людей.

В то же время люди с их конкретными интересами, с одной сто­роны, делают возможным существование общества, с другой, — представляют для него большую угрозу. Каждый видит смысл сво­ей жизни в реализации личных планов и целей, самоутверждении и, следовательно, стремится к большей свободе действий.

Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходи­мости совместного существования на основе принятых всеми еди­ных правил, норм и ценностей.

Тоталитаризм низводит личный интерес до второстепенного. Демократические государства пытаются уравновесить два проти­воположных интереса. Первое противоречие (назовемего


 




условно противоречием) между частными и общими интересами является серьезным препятствием для существования общества.

Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, состоит в противоречии между подвижной, изменчи­вой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроиз­водства. Со всей неотвратимостью в развитии каждого общества встает вопрос-дилемма — обновление или стабильность.

Государство

Современное государство представляет собой совокупность ин­ститутов, таких, как законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровнях, суд, полиция и вооруженные силы. Важнейшая роль государства заключается в том, что оно действует как институциональная система политического господ­ства и обладает монополией на легитимное применение насилия.

Социологические оценки роли государства в целом распадают­ся на три категории.

1. Государство — независимая сила, руководствующаяся соб­ственными правилами и господствующая над всеми социальными группами.

2. Государство — аванпост господствующего класса.

3. Государство — независимая сила лишь отчасти, которая в рам­ках демократического процесса может испытывать определенное вли­яние со стороны различных политически представленных интересов.

Гражданское общество

Если из многообразия общественных отношений, взаимодей­ствий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В со­циологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как проме­жуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко упот­ребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское обще­ство есть подлинный источник и театр всей истории». Таким обра­зом, объяснение политических событий, изменения в праве и раз­витии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношени­ями и экономической сферой производства пролегает область граж-


данского общества, а именно — область социальной жизни, кото­рая выступает в качестве феномена согласия гражданского и ин­дивидуального.

Типология обществ

Существует множество способов классификации обществ. Со­гласно марксистской традиции, тип общества определяется спо­собом производства, то есть тем, как используются и контролиру­ются экономические ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена на основе господ­ствующих в них религий (например, православия) или языка (франко­язычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к сущест­вованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ог­раничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организует­ся на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старей­шина или вождь.

2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Вос­токе примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохрани­лись до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огород­нические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высоко­производительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структу­ры данных социумов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Бла­годаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они мог­ли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспече­ния сельского населения. Это создало возможность для возникно­вения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали склады­ваться более сложные политические организации, поэтому систе­ма родственных связей перестала быть основой социальной струк­туры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-


рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.

4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от ого­роднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управ­ления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в даль­нейшем и атомной энергии.

Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населе­ния, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промыш­ленных обществ сложились высокоразвитые системы государствен­ного управления, включающие бюрократический аппарат и мощ­ные вооруженные силы. В то же время индустриализация способ­ствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Устойчивым в социологии является деление общества на тра­диционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традицион­ным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвиж­ными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное об­щество воспринимается как примитивное и отсталое.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Си­мон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Дру­гими важными чертами индустриального общества являются гиб­кость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Постиндустриальное общество — господство технократическо­го государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.

Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:

— широкие торговые отношения между странами;

— большой излишек товаров;

— большой сектор обслуживания;

— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;

— «информационный взрыв»;

— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные комму­никации.

Постиндустриальное общество характеризуется растущей влас­тью технократов в экономической и политической жизни. В то же


время основное воздействие на принятие решений оказывают но­вые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку вы­сокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

Эволюция общества

Даже элементарное знакомство с историей формирует пред­ставление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тен­денций социальной эволюции.

В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный ха­рактер социального развития.

О. Конт определяющим фактором такого развития считал про­цесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индуст­риальному.

Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровож­дается ростом свободы индивидов.

Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к пере­ходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на осно­ве разделения труда и социальной дифференциации.

Марксизм определяющим фактором социального развития счита­ет производственные силы, рост которых ведет к смене производства.

Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стрем­ление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что про­гресс возможен только на основе кардинального обновления спо­соба производства.

Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития на­столько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его призна­ние, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризи­сы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяс­нения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упад­ка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определе­ние этого явления.

2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.


3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.

4. Дайте понятие системы.

5. Что из себя представляет общество как социетальная система и ка­ковы ее основные элементы?

6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между об­ществом и индивидом.

7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?

8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.

9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?

Литература

Смелзер Н. Социология. — М.,1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.


Глава II

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физи­ческой культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социо­логии спорта





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1457 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2135 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.