Объект науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конкретной наукой. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, система категорий законов, отражающих объект. Соответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а значит, расширило предмет этой науки. Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выявить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества. Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления: экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.
Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения); общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и закономерности.
Обычно при определении предмета социологического познания в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:
— групповое взаимодействие (например, классы);
— социальные институты: семья, образование, культура;
— основные структуры человеческого общества;
— социальные процессы (забастовки, стачки и т.п.).
Методы социологии. На каждом уровне социологических исследований существует своя методика. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое, исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм).
Теоретические методы. Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод, с позиций которого общество рассматривается как функциональная система, характеризующаяся своей устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход имеет следующие черты:
— в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
— структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
— функции социальных институтов определяются в соответствии с состоянием интеграции, приводящей к равновесию социальной структуры;
— динамика социальной структуры объясняется исходя из принципа консенсуса — принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод, который опирается на определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической сфере различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, формы се-
мьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Например, немецкий социолог М.Вебер сопоставлял протестантскую и индусскую разновидности фатализма с целью показать, что каждый из этих типов взаимодействует с соответствующей системой общественных ценностей. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал социальную статистику в протестантских и католических странах.
Структура социологии
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следующие составные части:
1. Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое исследование.
2. Социологию среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы (например, социологию социальных групп, социологию города, социологию права, социологию образования, социологию спорта, социологию труда, социологию семьи и т.д.).
3. Микросоциологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Было бы серьезной ошибкой разрывать теоретическое и эмпирическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.
Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.
Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическим исследованием. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладная социология — на изучение практических вопросов, отдельных сторон социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области.
Следует различать:
социальные исследования — широкое понятие, они проводятся в других общественных науках: экономике, политологии;
социологические исследования — ядро более широких социологических исследований.
Функции социологии
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамического развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. Особая роль принадлежит здесь эмпирической социологии и непосредственно специальным социологическим теориям.
Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. Таким образом, обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.
Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-
ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Предвидение, планирование и прогнозирование являются конкретными формами реализации практически политической функции социологии, из которых следуют функции социального проектирования и конструирования; управленческая и организационно-техническая функции (разработка и внедрение социальных технологий).
Вопросы и задания
1. В чем суть социологического знания?
2. Чем социология отличается от философии, психологии и других гуманитарных наук?
3. Расскажите о предмете изучения социологии.
4. Какова структура социологической науки?
5. Чем отличается фундаментальная социология от прикладной?
6. Что является предметом исследования макро- и микросоциологии?
7. Перечислите основные функции социологии.
Литература
Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.
ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Что такое общество. Понятие общества
Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. От других образований оно отличается собственными признаками и свойствами. Американский социолог Э. Шиле выделил следующие критерии, отвечающие понятию «общества»:
1. Оно не является частью какой-либо крупной системы.
2. Оно состоит из людей, браки которых заключаются, как правило, между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются представителями данного объединения.
4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственностью.
5. У данного объединения собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Э. Шиле достаточно полно характеризует общество с социологической точки зрения, поскольку указывает на главные его признаки: семейно-брачные и кровно-родственные отношения; описывает способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.
В отличие от общества, государство — искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять социальными отношениями. В то же время понятие «страна» включает в себя естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.
Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (парламент, правительство). Общество — социальная организация не только страны, но и также нации, народности, племени.
Понятия «общество», «государство», «страна» иногда по смыслу могут совпадать, но обязательно различаются по содержанию, поскольку отражают разные стороны одного и того же предмета. Рассматривая общество как социологическую категорию, можно констатировать, что это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей. Это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования. Например, древнее общество, средневековое общество, современное европейское общество, французское общество, российское общество и т.д.
Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.