Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Юркевич П. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия




Кто читает с надлежащим вниманием слово Божие, тот легко может заметить, что во всех священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое рас­сматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений, желаний, чув­ствований и мыслей человека со всеми их направлениями и оттенками...

Сердце есть хранитель и носитель всех телесных сил че­ловека...

Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни че­ловека. Так, в сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки, в нем возникают многообразные преднамерения и желания; оно есть седа­лище воли и ее хотений..

Сердце есть седалище всех познавательных действий души...

Сердце есть средоточие многообразных душевных чув­ствований, волнений и страстей...

Наконец, сердце есть средоточие нравственной жизни человека... Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека... Сердце есть скрижаль, на которой записан естественный нравственный закон...

Считаем небесполезным войти в рассмотрение тех ос­нований, по которым наука не соглашается с библейским учением о сердце как седалище и средоточии душевной жизни человека. Может быть, при этом откроется, что биб­лейское воззрение не так безразлично для интересов наше­го знания, чтобы мы могли при изучении души оставлять его без внимания...

В настоящее время физиология знает, что сердце не есть простой мускул, не есть нечувствительный механизм, кото­рый только заведывает движением крови в теле посредст­вом механического на него давления. В сердце соединяются оба замечательнейшие порядка нервов: так называемые нервы симпатические, которые заведывают всеми расти­тельными отправлениями человеческого организма, хи­мическим претворением материалов, питанием и обновле­нием тела, образованием его составных частей, наконец, целесообразным согласием между величиною и формою его отдельных действий, и нервы, служащие необходимыми органами ощущения или представления и воли....отсюда делается ясным, почему общее чувство души или чувство, которое мы имеем о нашем собственном духовно-телесном бытии, дает замечать себя в сердце, так что самые непри­метные перемены в этом чувстве сопровождаются переме­нами в биениях сердца... Если нашему телу недостает над­лежащих материалов для питания или если какие-либо части его выведены из нормального своего положения и отношения к другим частям, то эти механические измене­ния в теле ощущаются душою как голод и болезнь...

Сообразно с этим лучшие философы и великие поэты сознавали, что сердце их было истинным местом рождения тех глубоких идей, которые они передали человечеству в своих творениях, а сознание, которого деятельность соеди­нена с отправлениями органов чувств и головного мозга, давало этим идеям только ясность и определенность, свой­ственные мышлению...

Гораздо решительнее выступает значение сердца в об­ласти человеческой деятельности, потому что мы различно судим о человеческих поступках смотря по тому, опре­деляются ли они внешними обстоятельствами и соот­ветствующими соображениями или же возникают из непосредственных и свободных движений сердца. Только последним, по-настоящему, мы можем приписать нрав­ственное достоинство, тогда как первые имеют в большей или меньшей мере характер физических действий...

Выразим окончательно нашу мысль о значении начал и общих правил разума в области нравственной посред­ством евангельского образа, который по своей точности всегда будет возбуждать удивление в беспристрастном на­блюдателе: для живой — а не только представляемой — нравственности требуется светильник и елей (Мф 25, 1— 10). По мере того как в сердце человека иссякает елей люб­ви, светильник гаснет: нравственные начала и идеи потем-няются и наконец исчезают из сознания... Это отношение между светильником и елеем — между головою и серд­цем — есть самое обыкновенное явление в нравственной истории человечества…





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 726 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.