ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА – важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с 60-х годов в западной политологии идея гражданской культуры рассматривалась исключительно в контексте политической культуры. Но в 1980 году вышел труд Г.Алмонда и С.Верба «Гражданская культура», где этот феномен исследован на своих собственных основах. Понятие гражданской культуры передает прежде всего уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. В этом смысле она – структурный элемент гражданской жизни и выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Поэтому гражданскую культуру можно именовать «культурой общежития», имеющей источником традиционные нормы, ценности, представления. Значит, гражданская культура не носит политического характера, а ее уровень определяет общекультурное развитие человека. Сведение гражданской культуры к феномену политического порядка – прямой путь к этатизму и тоталитаризму.
Типология гражданской культуры (по Г.Алмонду и С.Верба) – в зависимости от типа политического режима, при котором она функционирует: архаическая, элитарная, представительская и «политическая культура высокой гражданственности». Гражданская культура в собственном смысле слова и относится к типу активистской культуры как «культуры участия». Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса. Поэтому гражданская культура предстает интегрально организующей деятельность граждан составляющей гражданского общества.
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС – понятие, отражающее совокупность качественных изменений материального и духовного плана, происходящих в гражданском обществе. В отличие от политического гражданский процесс в большей степени связан со стихийно-массовой деятельностью граждан как членов гражданского общества и участников гражданского процесса. Эта деятельность проявляется через возникновение и функционирование добровольных организаций, союзов и объединений индивидов. преследующих не цели своего вовлечения в политический процесс для сотрудничества с государственной властью с последующей ее легитимацией, а для выражения и защиты собственных интересов. Результатом этой деятельности, существующей автономно, а зачастую альтернативно и оппозиционно государству, и выступает гражданский процесс как совокупность всех субъект-объектных изменений, происходящих внутри гражданского общества в различных формах гражданской активности индивидов, где основным регулятором является не власть, а общественный договор. В своем поступательном движении гражданский процесс обнаруживает тенденцию к охвату все более широких слоев населения и обретению собственной структуры. Типология гражданского процесса может быть рассмотрена в зависимости от уровня развития и степени зрелости самого гражданского общества (См.: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО).
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние.
Оно означает относительный результат исторического развития социальности, раскрывая открытую возможность присвоения личностью всей гаммы общественных отношений и являясь системой удовлетворения человеком непосредственных жизненных потребностей и интересов. Таким образом, понятие гражданского общества в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.
Основные функции гражданского общества: социально - компенсаторская и компенсаторно - регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей.
Принципы жизни гражданского общества - индивидуация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества - неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.
Взгляды на существо гражданского общества исходят из трех подходов: оно интерпретируется либо как окружение политической системы, либо - государственной, либо как равнодействующая первых двух точек зрения. В связи с этим утверждается или наличие у гражданского общества политической составляющей, или его альтернативно- неполитический характер. Политическое государство и гражданское общество могут быть рассмотрены при этом в качестве рефлективных категорий, а их противоречивая коллизия раскрывает содержание как первого, так и второго. Модели взаимоотношения государства и гражданского общества в зависимости от типа функционирующего политического режима: тоталитарная (государство поглощает гражданское общество, которое тем самым не имеет автономного бытия), авторитарная (возникают отдельные элементы системы гражданского общества, получающего латентное существование) демократическая (гетерогенное развитие институтов гражданского общества сменяется его отрытым становлением в своем собственном наличном бытии, как системы).
Первые проблески различения государственно-политической и гражданской сфер общества относятся к идеологии Нового времени, когда первоначальные представления о синкретичности человеческого социума уступают место постепенному разведению этих понятий, что было связано с процессом эмансипации собственно политического. Понятие гражданского общества развивается в русле либерализма и индивидуализма со становлением идеи о свободе личности, как гражданина, независимого от политического государства. Первичные формы представлений о гражданском обществе относятся к разведению понятий гражданского и естественного состояний (Т.Гоббс, Д.Локк и др.), гражданской и политической свободы (Дж.Пристли), общества и государства (Т.Пейн, Гегель, В. фон Гумбольдт). Найденные различия означали отныне нахождение четких, соотнесенных с амбивалентными свойствами человека, естественно-природных и социально-политических граней социума. Постепенно растет не только убеждение в гетерогенности общества и государства, но и мысль о детерминированности последнего развитием гражданского общества (марксизм), и даже в их альтернативности, доходящей до "окопной войны" (А.Грамши).
Отличаясь от политического и глобального обществ, гражданское общество неполитично, частноправно, индивидуализированно, активно. Показателем зрелости гражданского общества является наличие собственной структуры и массовидного характера. Основными элементами системы ставшего гражданского общества выступают: персонифицированные отношения собственности, делающие из подданного государства гражданина; общественные объединения и организации граждан, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов (они строятся на принципах самоуправления, самодеятельности и добровольности, причем самоуправление - сущностная характеристика гражданских отношений внутри подобных объединений, раскрывающая степень их свободы и альтернативности); механизмы и формы общественного и муниципального самоуправления; неангажированные государством средства массовой информации и коммуникации; социальный договор как основной регулятор гражданской жизни; развитая частноправная сфера общества ("частное право" и "частная жизнь"). Ткань гражданского общества, создавая структуры "малой политики" и "малой экономики" (существующих без потестарно-государственного давления), выполняет роль оберегающей "скорлупы", где и созревает наиболее органично человеческая индивидуальность, получающая именно здесь первичные навыки межиндивидуального общения и социально-политической деятельности. Кроме того к структуре гражданского общества относятся частные благотворительные фонды и механизмы социальной адаптации (например, мигрантов или инвалидов).
Историческим прообразом гражданского общества был античный полис, сменившийся в средневековье вольным городом-коммуной и средневековым цехом. Нетождественность гражданской и политической жизни той поры носит внешний характер в виде социального противоречия "город-феодал" и "город-суверен", как конфликта авторитарного политического управления и муниципального самоуправления городов-коммун. Это была корпоративная форма бытия гражданского общества в истории. Но с Нового времени оно возникает и функционирует на своей собственной основе, а его структурные элементы развиваются не латентно, а автономно; это - сословно-классовая форма существования гражданского общества, сменяющаяся со временем всеобщей формой, объединяющей несколько национальных обществ в региональное гражданское сообщество.
Основной тенденцией, раскрывающей развитие "гражданского общества" в истории, выступает движение национально-замкнутых гражданских обществ, базирующихся на национальном рынке и национально-суверенном государстве, к гражданскому сообществу нескольких этнорегиональных обществ, близких между собой по уровню и степени развития (пример: Европейское Сообщество, где гражданские интеграционные процессы значительно опережают политические).
ГРАЖДАНСКОЕ СОГЛАСИЕ - наличие консенсуса, единодушия, согласованности между различными социальными силами гражданского общества (или большинства из них) по кардинальным проблемам общественной жизни, что обусловливает согласованные действия граждан по их разрешению. Гражданское согласие основано на совпадении взглядов и на сходных ориентациях индивидов и их объединений. Для его возникновения необходимо политическое оформление различных социальных групп и слоев, союзов и организаций, законченно выражающих интересы членов гражданского общества.
Путь для этого один – «круглый стол», переговорный процесс, нахождение компромиссов, где государство - не просто одна из сторон, но и центральный орган с функциями арбитра, посредника и координатора сталкивающихся интересов. Поэтому гражданское согласие - результат нахождения общих точек соприкосновения социальных сил, функционирующих в режиме и в рамках общественного договора, как реального переговорного процесса. Свое завершающее выражение с. г. находит в существовании представительных органов власти гражданского общества (парламента и т. п.), где представлены и соучаствуют все (или большинство) из интересов участников гражданского процесса. В обществе, в котором достигнуто максимальное (по наибольшему числу вопросов и между большинством субъектов) с. г., невозможны социально-политические конфликты и разрушительные тенденции.
Гражданское согласие достигается различными формами: «круглый стол», «культурный торг», «рынок власти», «способ взаимных уступок», «договор» и пр. В конечном итоге наличие с. г. означает обретение качественно нового уровня интеграции общества. В истории общественной мысли общесоциологическую категорию «консенсуса» развивали: Лебон и Тард (психологическое толкование), Э.Дюркгейм (социологический подход), М.Вебер (смысловая модель «чистого», или идеального, типа консенсуса), Ю.Хабермас (теория коммуникативного действия в феноменологической социологии «жизненного мира») и др.
ГРАЖДАНСКОЕ СОУЧАСТИЕ (УЧАСТИЕ) - понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества. Гражданское соучастие – центральная идея гражданства, но соучастие сознательное, когда целью ставится реальное изменение (Р.Дарендорф). Участие, как неангажированное государственно-политическими органами и добровольное проявление на осознанном уровне гражданской инициативы по изменению, улучшению или перестройке условий общественной жизни, как правило, осуществляется через преодоление внутреннего противодействия властей. Гражданское соучастие отличается от форм политического тем, что направлено и реализуется не на уровне и силами государства, а внутри и посредством гражданского общества; поэтому и цели гражданского соучастия не касаются реформирования политической системы. Однако для последовательного проведения в жизнь гражданских интересов необходимо придание силам гражданского общества (группам давления, партиям, объединениям) государственно-политического характера, что предполагает уже соучастие не исключительно в гражданском, но политическом процессе. Само по себе же гражданское соучастие не предполагает завоевание и отправление властных функций. В структуру гражданского соучастия входит не только гражданская активность, но и гражданская культура, наличие ценностно-оценочных ориентаций, социальных интересов; для конкретного гражданина оно возможно как в непосредственных (активная деятельность в общественных движениях, давление на государственную власть), так и в опосредованных (через представленность интересов) формах. Гражданское соучастие существует только в странах с развитым гражданским обществом и выполняет здесь функции социализации, самоуправления, воспитания и т. д.
ГРАЖДАНСТВО - понятие, имеющее политико-юридический и социальный смысл. В политико-юридическом отношении г. синонимично подданству, как принадлежности лица к определенной стране, государству. В отличие от этого, гражданство как социальный феномен, означает наличие у индивида, как члена данного гражданского общества, определенного набора прав, гарантирующего ему равный правовой статус с государственно-политическими субъектами. Эти права традиционно именуются гражданскими, или естественными, существующими наряду с политическими правами подданного.
Концепция гражданства имеет своим началом мировоззрение Нового времени, когда впервые и были разведены указанные толкования данного понятия. Спиноза одним из первых обратил внимание на отличия "гражданства" и "подданства": в первом случае идет речь по преимуществу об обладании правами, во втором акцент делается на наличии обязанностей. Локк, Кант, Юм назвали и первый признак гражданства - обладание собственностью, как главное преимущество, даруемое жизнью в гражданском обществе и неотчуждаемое политической властью. Если статус подданного определялся действием системы установленного (государственного) права, то права гражданина трактовались как неотъемлемые, "естественные". Дж.Пристли выделил гражданские права, детерминирующие статус гражданства, в качестве первичных по отношению к политическим. В современной политологии выделяют "активное (социальное) гражданство" и "пассивное гражданство" (как "подданство"). Т.Маршалл определяет три составляющие гражданства: свобода слова и неприкосновенность личности; право на участие в создании тех законов, которым граждане должны повиноваться; право на такие социальные условия жизни, которые исключают возможность дискриминации личности вследствие самого факта рождения. Подлинное гражданство, как социальный, а не государственно-правовой феномен, невозможно
без права экономической собственности, ведь последнее - основное гражданское (социальное) право личности. Поэтому гражданство является не столько юридическим статусом, сколько социальным процессом, сердцевиной подлинного социального развития, хотя начало этому процессу кладется, безусловно, обладанием прав политических, ибо равенство всех перед законом и связанные с этим гражданские права отмечают отправную точку данного развития. Смешение "гражданского" и "политического" характерно для условий тоталитарного общества, смысловым центром которого выступает панполитизм, когда осознание человеком своего гражданского статуса однозначно связывается с его принадлежностью к государственным, партийным и иным политическим структурам, а все богатство ориентаций гражданского поведения сводится к явлениям политического порядка. "Активное гражданство", как следствие гражданского соучастия, есть принадлежность гражданского общества и может быть названо, поэтому, "социальным гражданством". Магистральный путь его становления - индивидуализация, или высвобождение личности из-под власти политико-коллективистских структур. Соответственно различению видов гражданства выделяют и два типа социального поведения по отношению к государству и отправлению потестарных функций: исполнительский и инициативный. Институт "активного гражданства" не только создает из человека члена гражданского общества, но и устраняет тем самым внешние помехи к этому, открывает пространство свободы, конститутивное для гражданского общества и созидает эффективные защитные меры от патерналистских устремлений государственной бюрократии. Тогда государство рассматривает личность уже не просто как подданного, но как юридически равное себе и осознавшее собственные интересы лицо. Важнейшим показателем активного гражданства, инициативного поведения и гражданского соучастия является гражданская культура.
ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода «муку материи». Это замечание справедливо и в отношении политического движения.
Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно.
В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода — разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п. При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Даже тогда, когда политическое движение оказывается искусственно созданным, спровоцированным, за ним стоят реальные интересы определенных политических сил. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. Политическое движение всегда более или менее аморфно, как правило, строго не структурировано и имеет постоянно меняющийся состав участников. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно. Это проявляется в том, что на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу. Поэтому политическое движение выглядит со стороны как неустойчивое, колеблющееся состояние, что, однако, не мешает ему быть в ряде случаев исключительно мощным и значительным по своему влиянию на политическую жизнь.
Основные особенности политического движения подчеркивают общую отличительную характеристику его природы. Она заключается в том, что политическое движение в чистом виде, т. е. если оно не санкционировано господствующей властью, предстает как стихийно-сознательное и случайно-необходимое явление. Естественный процесс зарождения политического движения соответствует именно таким характеристикам, ибо сама жизнь общества оказывается чреватой политическими движениями. Они прорываются наружу через внешне стихийные и случайные события, которые затем выстраиваются в необходимую цепь взаимосвязанных явлений и лишь постепенно становятся объектом сознательного руководства.
Структурныеособенности политического движения:
— отсутствие жесткой организационной структуры (часто можно наблюдать использование движением уже имеющихся структур);
— подвижность участников (отсутствие фиксируемого членства);
— руководство по признаку лидерства (отсутствие четкой организации мешает бюрократизации аппарата).
Классификация политических движений может
осуществляться по различным основаниям. Например, по значимости лежащих в их основе проблем, масштабам и глубине происходящих в общества изменений: а) исторические (эпохальные) политические движения (движения рабов, луддитов, левеллеров, крестьянские войны, пролетарские революции и т, д.); б) международные (антивоенные, экологические); в) национальные (за государственный суверенитет); г) локальные (за сохранение Байкала, Арала), местные (за отставку мэра и т. и) Классификация может осуществляться по происхождению политического движения, по отношении к политической системе, по отношению к политической власти и другим основаниям.
ДЕМОКРАТИЯ (греч.demos народ, kratos – власть) – народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.
Классическое выражение Черчилля: «Демократия – самый худший из режимов за исключением всех остальных» находит выражение во многих современных интерпретациях понятия «демократия». Так, например, Ачинклосс отмечает: «Демократия – это система, которая доказала свою жизненность, поскольку она отражает ценность и равенство каждого индивидуума, так как обязывает правительства действовать ради пользы граждан и утверждает мирные методы устранения плохих правителей, перемен государственного курса». Он выделяет три «составные части» или три иллюзии демократии. Первая состоит в том, что демократия способствует процветанию. Это зависит от многих условий конкретной страны и мира в целом. Поэтому категоричное утверждение этого тезиса нуждается в доказательстве. Демократия порождает стабильность. Если демократическая система утвердилась и нормально функционирует, то этот тезис верен. Но если демократия есть новое явление и процесс для страны, народа, то она может стать и дестабилизирующей силой. Наконец, демократия означает правление большинства. Этот тезис требует уточнения. Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданской контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства.
Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. На базе отношений собственности создается гражданское общество – непосредственное условие демократии, ее социальное начало, при котором юридический закон является основным регулятором общественной и индивидуальной жизни, обязательный для всех и выполняемый всеми.
Путь демократизации – это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временем и пространством механизма действенности; свободной, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства.
Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем трудных, порой мучительных действий масс, руководимых лидерами. Р.Дарендорф вычленил ряд важных принципов, положений, свойственных демократическим преобразованиям: чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Цель демократии – обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере, на старте; демократия должная давать возможность править; легче изменить политический курс, чем систему; несоизмеримость масштабов экономических и политических реформ – одна из причин неустойчивости демократических институтов в переходный период. Только вторые, а, возможно, и третьи выборы покажут, прижились новые порядки или нет.
В России только закладываются основы демократии. Многие преобразования лишь по форме напоминают демократические, но по содержанию не являются таковыми. Необходимо время, большие усилия масс, лидеров, чтобы демократия как наилучшая из форм политического и народного властвования заработала в России в полную меру, стала действенной.
Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной – референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и другие.
ДЕСПОТИЗМ - (от греч. despotes-повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.
Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными («отклоняющимися») формами политической организации, выделил седьмую форму-деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира – перманентен (постоянен).
Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля «Восточный деспотизм», а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений:
1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством.
2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою.
3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики.
4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых".
5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется.
6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией «политическая смерть». Ошибка равнялась смерти физической.
7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические.
8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы).
9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота.
10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию.
Естественно, многие исследователи отмечали «генетическое» родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д.
Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества.
Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе.
Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.
ДИАГНОСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от греч.diagnostikos – способность распознавать) – учение о политологических методах и принципах познания политических явлений и процессов, ведущих к «постановке диагноза», квалифицированной оценке политической ситуации. Диагностика политическая – это, во-первых, анализ состояния субъектов и процессов политики, выявление проблем их функционирования и тенденций развития. Во-вторых, это совокупность принципов и методов установления политического диагноза, исследования политических процессов.