Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Западная филисофия второй половины ХIХ - ХХ вв




 

Тема охватывает вопросы 21 - 24. Вопрос 21 о неклассической философии (ее зарождение относится к 40 - 50гг. ХIХ в.; во второй половине ХIХ в. она получает широкое развитие) вводится для того, чтобы лучше понять специфику западной (западно-европейской) философии ХХ в7 Это как бы мосттк в ХХ в77 поскольку многие наиболее типичные идеи западных философов ХХ в7 намечаются и предварительно прочерчиваются уже в ходе возникновения неклассичекой философии.

 

Вопрос 21. Выше мы вели речь о "классической немецкой философии", но в научной литературе термин "классический" имеет и более широкий смысл - его распространяют также на особый тип философствования, восходящий к эпохе Возрождения, доминирующий в Новое время и выражающийся прежде всего в культе разума. Имелся виду не только индивидуальный человеческий разум, но и некий "внеиндивидуальный", под которым понималась либо естественная закономерность (у английских и французских материалистов), либо "высшая разумность" (мировой разум Гегеля). Считалось, что природа, история и человек управляются разумом в этом широком значении и что мир можно перестроить на разумных принципах с помощью науки и просвещения. Вера в социальный прогресс сочеталась с оптимизмом и в теории познания: представлялось, что по свему фронту бытия и познания достижима абсолютная истина средствами рационального мышления; элементы же "неразумия" в мире и человеке несущественны и сравнительно легко преодолимы. Рационалистической модели мира и человека соотвествовало и понимание личности как части целого (природы и общества), постигаемой лишь через знание этого целого.

Совершенно иной оказалась общая ориетнация философии неклассической, или постклассической. Социальные реалии середины ХIХ в. оказались гораздо сложнее и драматичнее указанной выше модели. Утвердившийся капиталистический строй, порвав феодально-сословные пути и зависимости, с обной стороны, открыл безграничные возможности для самореализации личности, развития ее сил и способностей, а с другой - углубил социальное неравенство, придав феномену отчуждения личности новые, более сложные и изощренные формы. Торжества "царства разума" не получилось, прежние иллюзии рушились, обнаружилась нужда в концепциях, которые не только отразили бы судьбу личности в этих изменившихся условиях, но и отстаивали бы ее право на собственную независимость и неповторимость. Как увидим, этот основной гуманистический смысл неклассической философии обусловил и более глубокое понимание самой природы человека - интерес к целостности и спонтанности его духовной сферы, позитивная разработка роли в ней иррациональных (точнее - нерациональных) структур, прослеживание "переливания" этих структур в структуры рациональные, логически контролируемые, и обратно, увязывание деятельности сознания человека непосредственно с его личным опытом и - шире - со всем реальным миром его жизни вообще. Причем, полного разрыва с классикой не наблюдалось - были и прямые попытки вернуться к ней (неокантианство, неогегельянство и т.д.), да и те философы, которые нарочито декларировали свое отталкивание от нее, фактически с нею полностью не порывали (крайний пример - Ф. Ницше). Так что преемственность, в итоге, сохранялась.

Одна из самых ранних неклассических концепций была выдвинута датским мыслителем С. Кьеркегором (1813 - 1855; иная транскрипция - Кьеркегард). Исходное - глубокая критика этического рационализма, согласно которому путь к добродетели, как мы помним, исчерпывается познанием ее. Но еще стоики античности указали на недостаточность такой орактовки, выразив это шутлтвым девизом: "вижу и одобряю лучшее, а следую худшему". Все дело, по Кьеркегору, в том, что философы-рационалисты сосредоточивались на всеобщих характеристиках человеческого рода, на сущности человека вообще; конкретный же, индивидуальный человек при этом терялся - из поля зрения философа выпадало то, как он сам лично решает собственные проблемы, какое нравственное состояние испытывает и переживает, с какими внутренними (т.е. в своем сознании) трудностями сталкивается.

Следует, стало быть, переменить точку зрения: от эссенциалистического (лат. эссенция - сущность) подхода к человеку перейти к экзистенциалистическому (лат. экзистенциа - существование) - сосредоточиться именно на конкретной личности, ее "жизни и судьбе", индивидуально неповторимой и, согласно Кьеркегору, объясняемой исключительно субъективными причинами. Для этого, считает он, рациональные методы традиционной науки непригодны - они расчитаны на открытие лишь общего и выражение его в абстрактных понятиях. Здесь же требуется уловить сложнейшую внутреннюю жизнь конкретной человеческой души, проникнуть в ее переживания и в итоге нацти не отвлеченную, чуждую мне, а "такую истину, которая была бы истинной для меня", ради которой "я был бы готов жить и умереть". Тут, полагает философ, уместны не понятия, а саморефлексия, не мышление, ишущее повсюду общее, а моя уникальная жизнь, то как я сам ее переживаю, чувствование моего существования ("экзистенции") в общем потоке жизни. Отсюда и форма сочинения Кьеркегора - делая акцент на внеинтеллектуальных, интуитивных, образно-символическихх способах постижения "экзистенции", он прибегает к жанру литературно-философских эссе, использует возможности искусства.

Но что же главное и определяющее в "экзистенции", наиболее глубоко выражающее внутренюю специфику личности и объясняющее ее спонтанные поступки и действия? Оно, это главное, "спрятано в тебе самом, это - свобода воли, выбор: "или - или", обладание им может возвеличить человека превыше ангелов"[22]. Речь идет, во-первых, о "решающем выборе", в котором участвует "весь человек" и который определяет всю его жизненную судьбу, и во- вторых, - об "абсолютно свободном выборе", ни от чего внешнего не зависящем. Только тогда, подчеркивает Кьеркегор, человек становится "единственным абсолютом", т.е. обретает право быть самим собою; а это - в воле каждого: самому принимать труднейшие решения и самому же нести за нихответственность. Как религиозный мыслитель, он говорит о двухполюсности "выбора" - между "спасением" и "вечным проклятием", полной, безотчетной верой и безверием; высшая же нравственная инстанция - Бог.

Как видим, Кьеркегор на новом социально-историческом материале ставит и существенным образом обогащает уже знакомую нам проблему свободы воли, разрабатывая ее в русле указанной выше гуманистической установки. Назначение человека - сохранить себя в этом сложном и враждедном мире, где личность ощущает свое "полное одиночество", но сохранить достойно, на базе высших нравственных ценностей. А для этого мало знать добро, надо еще внутренне принять его, надо, чтобы оно стало фактом собственного выбора личности, а это предполагает полную мобилизацию всей совокупнгости ее душевных и духовных сил, интенсивнейшим образом эмоционально переживаемую, - ведь речь идет о всей жизненной судьбе индивида. Акцент на эмоционально-волевых структурах "выбора" оборачивается и издержками - противопоставлением общего и индивидуального, науки и личного опыта, рационального и иррационального. За всем этим - своеобразное преломление той "системы атомистики", которую нес людям капитализм и на факт которой указывал еще Гегель.

Идеи и темы Кьеркегора привлекут к себе широкое внимание в ХХ в. и прочно войдут в "состав" таких характерных течений Запада, как "философия жизни" и, особенно, экзистенциализм. Свой вклад в эти и другие течения философской мысли на немецкой почве внесли А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Линию на примат иррациональных структур человеческого "духа" в развернутой форме реализует А.Шопенгауэр (1788 - 1860). За исходное он принимает волю как слепую, бессознательную жизненную силу, которой придается космический характер. Весь мир предстает как бесконечная цепь объективизаций мировой воли; на стадии органической природы она проявляет себя как "воля к жизни"; индивидуазизируясь, в человеке реализуется как "личность". Как первичная реальность, т.е. сущность вещей, воля, помимо "неразумности", характеризуется у Шопенгауэра целостностью, динамизмом, конфликтностью, "ненасытностью" вечной неудовлетворенностью достигнутым, это "голая и голодная агрессивность". Поскольку у воли нет никакой разумной цели, она - носительница зла и саморазрушения, несет человеку бесконечные страдания и делает возможным его счастье. И мир, в котором он живет, - "наихудший из возможных миров"[23]. Соответственно и свое учение Шопенгауэр назвал "пессимизмом" (от лат. "пессимус" - наихудший) - он сам придумал этот термин.

Это была крайняя форма отрицания, неприятия мира углубляющегося отчуждения и обесчеловеченности, в ХIХ в. только намечавшегося, а в ХХ в. ставшего реальностью (особенно при тоталитарных режимах). Во многом предвосхитив и осудив этот мир, Шопенгауэр видел выход из него на путях индивидуального этического спасения: надо порвать с "волей к жизни", вынуждающей подавлять в себе естественные порывы и обрекающей человека на "существование", а не на подлинную жизнь. Частично это удается, по Шопенгауэру, в художественном творчестве, более полно - при подавлении в себе любых желаний, позволяющем обрести полный покой (мыслитель здесь опирался на буддистких мудрецов).

Ф. Ницше (1844 - 1900) исходит из Шопенгауэра, разделяет его идею "бессмысленности" мира, но установке на абсолютный покой противопоставляет активизм. Принцип "воли к жизни" он трансформирует в "волю к власти", проявления которой обнаруживает во всех процессах "жизни" - как физических, так и духовных. также критикует разум, дабы утвердить приоритет воли и действия, но и характер этой критики, и выводы из нее несколько иные. Пожалуй, никто из мыслителей Запада не подвергался такому тендециозному искажению (а у нас - и табуированию), как Ницше - философ яркий, противоречивый, антидогматический, "беспокойный".

Центральная проблема, занимавшая Ницше, - это поиск такого идеала человека, который в максимуме выразил бы подлинные "жизненные" ценности. Ницше - родоначальник "философии жизни", ключевая категория у него - " жизнь", понимаемая как целостный органичеcкий (в биологическом смысле) процесс постоянного движения, становления и "вечного возвращения", у нее нет сознательной цели, это непрерывная и хаотическая "борьба за власть", пронизывающая собою весь мир, критерии истины и лжи, добра и зла тут неприложимы. Как быть человеку в этом фатализме "вечного возвращения" и "борьбы за власть"? Современный человек, говорит Ницше, развился из низших животных форм в процессе этой борьбы, но он еще далек от идеала, ибо в нем "тварь и творец соединены воедино"[24], и как сделать так, чтобы "тварь" в человеке вытеснил "творец", или "сверхчеловек"? Задача, стоявшая, как известно, перед Раскольниковым (персонаж Достоевского, которого Ницше высоко почитал): Кто я, "тварь дрожащая" или Наполеон, "сверхчеловек"?

Ответ философ ищет в лоне культуры. Причину "дряблости" современного ему человека он усматривает в ущербности культуры, на которой он воспитывается: "жизнь" (в понимании Ницше) требует фиксации ее непрерывного течения, вооружения человека конструктивно-творческими началами, а эта культура на которой он воспитывается: «жизнь» (в понимании Ницше) требует фиксации ее непрерывного течения, вооружения человека конструктивно-творческими началами, а эта культура подсовывает ему нечто остановившееся, «омертвевшее», повторяющееся, что взращикает не «штучных» творцов, а массовидных посредственностей. Вина конкретно лежит здесь прежде всего на науке (выявляет общее, но теряет единичное, неповторимое, а именно неповторимое интересует «философию жизни»), выдвинувшейся в Новое время и потеснившей искусство, которое, по Ницше, «ближе» к «жизни» и «конструктивно». Но в «нежизненности» и даже «безжизненности» повинны также мораль и христианство (ибо «Бог умер» и уже в христианстве нет прежней жизнесмысловой силы), - словом, вся наличная культура подвергается Ницше радикальнейшей «переоценке ценностей». «Творца» же воспитывает под линная культура, понимаемая Ницше как гармоническое равновесие двух противоположных начал - дионисийского и аполлоновского. Первое символизирует буйство «жизненных» сил, их избыток и свободную игру, их оргиастический хаос (Дионис у древних греков - Бог вина и веселья), второе - упорядоченность этих сил, выявленность («свет»), пластичность, размеренность и оформленность (Аполлон-Бог солнца, света, символ формообразующей пластики).

В позитивном плане мы имеем у Ницше прежде всего борьбу со сциентизмом, абсолютизирующим в системе ценностей культуры роль науки, предупреждение о грядущей угрозе «массового общества» с его «массовой культурой». В более же широком смысле - острый критицизм, протест против тусклого конформистского существования, активное самоутверждение через самоотрицание - через решительный отказ от традиционных убеждений и привычных идеалов, если их рамки стали тесными, не отвечающими требованиям жизни, что нам в наше переходное время особенно необходимо. Отдельные высказывания Ницше, вырванные из контекста, давали основание для использования его и в иных целях (нацизм), но это шло вразрез с общей гуманистической направленностью учения этого философа.

Действительность, с которой столкнулись западные философы в XX в., оказалась еще более сложной, конфликтной и динамичной, чем та, которая предстала взорам зачинателей неклассической философии, хотя трудности и проблемы, в полной мере выявившиеся в XX в., частично отразились в их воззрениях. Это и объясняет, почему эти воззрения легли основанием во многие философские учения XX в., хотя свести к ним все содержание последних было бы ошибкой - возникали и новые проблемы, и новые идеи, и радикально переосмысливались прежние. Рассмотрение вопросов 22-24 дает об этом лишь неполное, предварительное представление.

 

Вопрос 22. Исходные позиции экзистенциализма были заложены еще в середине XIX в. С. Кьеркегором (см. вопрос 21), но в философское течение он развернулся в 20- 30 гг. XX в., а своего «пика» достигает в 40-60 гг. Решающие социальные факторы, вызвавшие к жизни экзистенциализм,-это две мировые войны и реальность тоталитаризм, подорвавшие былую веру в фатальный характер прогресса человечества и вскрывшие кризис гуманизма в самих основах утвердившейся цивилизации. Требовалось не только выразить трагическое мироощущение и боль, тревогу за судьбы миллионов людей перед лицом угрозы самому существованию человечества, но и найти, не потерять свое «я», обрести достойный смысл своей жизни в самых «абсурдных», катастрофических ситуациях. Утверждение абсолютной ценности уникальной человеческой личности и ее жизни-главное в экзистенциализме.

Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Первый представляют-в Германии К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976), во Франции Г. Марсель (1889- 1973), второй-Ж. П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913- 1960) (Франция). При всех различиях в воззрениях этих мыслителей можно выделить общее теоретическое содержание экзистенциализма как философского течения. Оно, это содержание, определено тем, что проблемой первостепенной важности, подчиняющей себе все остальные, объявляется проблема бытия», точнее- человеческого бытия, или «существования» («экзистенции»). Так выявляется главная особенность экзистенциализма - понять все существующее как имеющее человеческое измерение, т. е. преломляющееся в структурах человеского сознания. А поскольку мир очеловечен, постольку сам человек выступает не как по преимуществу познающее существо (познает безразличный по отношению к нему мир, как это было в прежней философии, напр., у Гегеля), а как прежде всего существо страдающее, переживающее свою смертность, озабоченное и тревогами, и надеждами. Философия эта, как видим, антропоцентристская.

Центральная категория экзистенциализма-«экзистенция», или то внутреннее ядро человеческого «я», в котором концентрируется конкретная неповторимая личность. «Экзистенция» в силу своей слитности невыразима в понятиях, переживается субъектом и передается, да и то неполно, в образных уподоблениях (в искусстве). Ее главная онтологическая характеристика--это «бытие-между», т.е. человеческое бытие располагается как бы в промежутке между «абсолютным бытием», от которого человек принципиально зависит, будучи конечным звеном в цепи бесконечного, и реальным эмпирическим миром, в котором ему приходится жить. Жизнь в этом мире - «неподлинное сущестнование», поскольку в его «абсурде» личность теряет свою уникальность и тонет в рутине повседневности. Но смутно человек всегда ощущает бессмысленность этой жизни и тягу к «подлинному существованию», состоящему во «встрече» с абсолютным. В особых же, «пограничных» ситуациях (особенно-на пороге смерти) это ощущение перерастает в глубочайший духовный кризис, в потрясение: человек из «быта» (рутины повседневности) прорывается в «бытие», где существование и сущность, сливаются вое дино. Это и есть обретение «экзистенции», «подлинного суще ствованиям-человек «находит» самого себя как нечто единственное и неповторимое. Тогда-то и совершает он свой «решающий выбор», коренным условием которого является абсолютная духовная свобода личности. С этого момента человек, обретя свою «экзистенцию», лишается покоя и живет в атмосфере непрерывного риска собстменных «решений», без прочных гарантий на успех. Предельное выражение этого образа жизни-«бунтующий человек» Камю, абсолютно не приемлющий конформизма тех, кто безропотно смирялся с «абсурдом».

Несомненна гуманистическая доминанта этого учения, на что уже указывалось. Экзистенциальная философия озабочена тем, как человеку остаться человеком, защитить свои права и свободы, вселить в него надежду в осуществимость идей добра и справедливости (а Камю добавлял - и красоты, вместе с Достоевским полагая, что она «спасет мир»). Относительно перспектив этой «борьбы за человека» ее позиция неоднозначна-имеются сторонники как пессимистических, так и оптнмистических оценок. Важнее каждодневное активное личное противостояние злу каждого отделыгого человека: ему не дано выбирать свою эпоху, но он может вполне осознанно выбирать себя в ней и подкреплять свой выбор всей практикой своей жизни.

Разработка прблемы индивидуальной ответственности за все, что происходит с человеком, - заслуга экзистенциализма. Сущность человека и его существование, писал Сартр, не совпадают: человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя, и только он ответственен за свое превращение в человека, сваливать же «вину» за все на внешние обстоятельства-значит поступать недобросовестно. При этом человек у Сартра не берется изолированно от общества - ратуя за свободу выбора каждого, следует руководствоваться «благом для всех» и не забывать о неотчуждаемом праве на свободу других людей, в силу чего личная ответственность «распространяется на все человечество»[25]. Само же это «благо» понималось экзнстенциалистами различно, в зависимости от социально-политической ориентации каждого из них - Сартр был участником Сопротивления, Хайдеггер же одно время сотрудничал с нацистами. Свои различия проистекали и из различного отношения представителей этого философского течения к религии - выражались эти различия прежде всего в различной трактовке «абсолютного бытия» (у Марселя это Бог, у Сартра-«сознание сознания»).

Вопрос 23. Предварить «современную религиозную философию» можно было бы знакомством с религиозным экзистенциализмом - в нем уже отчетливо проступают некоторые ее характерные черты. Наиболее важная из этих черт - переосмысление самой идеи Бога: подчеркивается не столько его могущество как творца всего сущего, сколько то, что он заступник и спаситель, т. е. Бог максимально приближается к человеку. Выражается это, во-первых, не только в том, что с Богом связываются высшие духовные ценности-вера, надежда, любовь, добро, истина, красота, особенно дорогие человеку, но и в акценте на непосредственно личном, интимном характере его связи с ними (так, у Марселя Бог-эго «абсолютное Ты», т. е. твой самый интимный и самый надежный друг). И, во-вторых, - с человеком связывается и само бытие Бога Бог существует лишь в акте человеческой веры, а вне этого акта не существует.

Этот «антропологический поворот» повлек за собой и существенные сдвиги в понимании предмета философии-исследовательский интерес религиозных мыслителей сосредоточивается, по существу, не на Боге как таковом, а на человеке, но в определяющей связи с Богом. И главная ценность человека видится уже не в богопослушании,а в проходящем через всю его жизнь напряженном поиске своего «я», своей неповторимой духовности,- поиске, успешность которого предполагает не только поддержку Бога («божественная благодать»), но и собственную отнюдь немалую активность. При этом обретение духовности, а значит и преодоление отчуждения, выход за рамки бессмысленного и обезличенного существования мыслится как последовательное движение по ступеням «трансцендирования» (от лат. трансценденс-«выходящий за пределы»), понимаемого как двоякий процесс-одновременного приближения человека к Богу и Бога к человеку. Вне же этого процесса человек деградирует, теряет свою уникальную духовность, растворяется во внешнем, преходящем, «неистинном», утрачивает смысл жизни. И хотя современные религиозные философы, трезво оценивая жизненные реалии, избегают безоглядного оптимизма, полагая, что наилучший образ человеческой сущности - это «человек-пилигрим», вечный странник, не столько нашедший формулу абсолютного духовного совершенства, сколько ее постоянно ищущий, для них, однако, не характерны пессимистические тона, поскольку всегда остается надежда и ее абсолютный гарант - Бог.

 

Современная религиозная философия представлена различными течениями и школами. Наиболее авторитетный среди них неотомизм, его представители - во Франции Э. Жильсон (1884-1978), Ж. Маритен (1882-1973). в ФРГ Ю. Бохеньский (р. 1902), К. Ранер (1904-1984), в Бельгия Ф. Ван Стеенберген (р. 1904) и др. Его преимущество перед другими религиозными течениями - в универсализме: неотомизм - это целостная система римско-католического мировоззрения, охватывающая все основные традиционные части и проблемы философского знания. Причем, возрождая основоположения учения Фомы Аквинского (отсюда и название), он сочетает традиционализм с использованием отдельные идей экзистенциализма, феноменологии Э. Гуссерля, философской антропологии, персонализма, неопозитивизма, теорий Тейяра де Шардена, 3. Фрейда и др. Эта «открытость» неотомизма позволяет ему синтезировать самые противоречивые философские установки, быстро реагируя на происходящее.

 

Центральная проблема неотомнзма-обоснование гармонии разума и веры, знания и откровения, философии и богословия. Религиозная вера и рациональное познание, полагают неотомисты, не исключают, а дополняют друг друга, ибо это два пути, ведущие к одной и той же цели - познанию Бо га, прямому (вера) или косвенному (разум познает Бога через его творения). Пути эти, однако, неравноценны, приоритет отдается вере, ибо ее «истины» получены сцерхеетественным путем и не корректируемы наукой, наука же, пользуясь «естественными» средствами, нуждается в постоянном контроле со стороны веры. Такая позиция, впрочем, не мешает неотомистам включать в свою философию природы, при соответствующем истолковании, новейшие естественно-научные открытия.

 

Основа мира, Бог, понимается неотомистами как «чистое бытие»,оно вечно, бесконечно и трансцендентно, а потому не несет на себе никаких характеристик конечных вещей, но от него эти вещи получают свое бытие. Так вводится два вида бытия: абсолютное (Бог) и относительное, зависимое (конкретное многообразие вещей). Поскольку у Бога нет «конечных» характеристик, он невыразим в понятиях, но выразим в особых надпонятийных определениях, или «трансценденталиях», в качестве которых выступают «единство», «истинам «благо» и «красота», т. е. Бог наделяется ценностными характеристиками, которые неотомисты переносят и на «тварной мир» (природу и культуру). Отсюда телеологизм: эволюция всего «конечного», «тварного» подчинена определенной нормативной целеустановке, носящей нравственно-религиозный характер,- неустанно совершенствоваться, приближаться к ценностным параметрам Бога.

Это четко выражено, например, в учении о человеке и обществе. Человек, согласно неотомизму, состоит из тела и ду ши, тело, согласно принципу «индивидуации», определяет «индивидуальность» каждого отдельного человека, душа же делает его «личностью», а «личности» предустановлено свыше стремиться к абсолютным ценностям (высшая из них- созерцание божественного блага); в этом цель и смысл ее жизни. Добро (благо - его высшая ступень) заложено в основу всего сущего, реальный мир - наилучший из возможных, но в нем немало несовершенного, страданий, зла. Источник зла - в злоупотреблении человеком дарованной ему свободой воли; хотя у зла нет самостоятельного бытия, оно-«лишенность» (т. е. показатель отсутствия совершенства в чем-то конечном), оно, по неотомизму, необходимо и оправданно, поскольку позволяет испытать человека в его нравственной свободе и, в итоге, укрепить в его душе добрые начала. «Испытать» - значит не только «прорваться» к добру через борьбу с соблаз нами зла, но и постоянно испытывать острейшее чувство вины за зло и страдания, причиняемые и данной личностью, и другими людьми.

 

Гуманистическое содержание, идея самоценности индивидуального человеческого бытия-внутренняя цель также и всего исторического процесса, что составляет основу неотомистских концепций «интегрального гуманизма» и «персонали- стической демократии». Ключевое понятие в них-«солидарность», объединяющая людей разного положения в обществе на основе «любви к ближнему» и противостоящаая как индивидуализму, так и коллективизму. Решая вопрос о судьбах современной культуры, неотомисты опять же исходят из примата гуманистических ценностей, но в их религиозной интерпретации (светский, секулярный гуманизм ими критикуется). Ими осуждается как сциентистское подчинение культуры науке, так и антисциентистский утопизм; решительно не приемлется «массовая культура» за ее бездуховность.

Вопрос 24. В центре рассмотренных выше философских течений-проблематика человека, направленность же неопозитивизма иная. Это стремление ответить на вызовы научной революции, начавшейся на рубеже Х1Х-ХХ вв.. и обусловившей резкое возрастание в системе культуры авторитета точных и специальных наук, и попытка осмыслить значение этой принципиально новой ситуации для понимаания специфики, содержания и даже самой судьбы философского знания. Осмысление это приводило к жестким и бескомпромиссным выводам: единственно возможное достоверное знание-лишь специально-научное; знание же, даваемое традиционной философией, не может считаться таковым, ибо понятия, которыми она пользуется, и проблемы, которые разрабатывает, суть «псевдопонятия» и «псевдопроблемы» - у них нет фактуальной основы, они не подтверждаются чувственным опытом субъекта.

Иллюстрируя этот вывод, неопозитивисты сравнивают суждения, истинность которых опытно подтверждена («трава зеленая», «небо голубое»), с «темными» философскими понятиями - «абсолют», «субстанция», «материям и т. д. И сама философия, если она хочет быть точной наукой, должна отказаться от «метафизики», т. е. всего внеопытного и «бессмысленного», и сосредоточиться на анализе того, насколько формы знания, выраженные в языке, выдерживают опытную проверку на истину (неопозитивистский принцип «верификации» от лат. верус - истина и фацио - делаю).

Так сформировалась, в 30-40 гг., принципиальная основа неопозитивизма; ее заложили члены «Венского кружка» - М. Шпик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970), О. Нейрат (1882-1945) и др. Обращал на себя внимание радикализм их позиции (позже смягченный); приложение к философии строгих образцов естественно-научного знания посягало на ее специфику, вело к перечеркиэанию всего ее мировоззренческого содержания. Более того, под сомнение ставилась научная теория вообще, поскольку ее не свести целиком к опыту.

Это были серьезные издержки, но к ним поиск неопозитивистов вовсе не сводился. Исключив из философии ее мировоззренческое содержание, они сосредоточились на разработке философско-методологических проблем научного знания и здесь добились многого. Занимаясь изучением готового знания, того, как оно выразилось в языке, неопозитивисты обнаружили, прежде всего, неоднородный состав «единиц» этого) языка (имеются в виду «имена», «предложения» (т. е. суж- дения) и комплексы предложений). Так, «предложения» бывают «бессмысленные» (не имеют опытной основы), имеют смысл, но ненаучный (вненаучный) и обладающие научным смыслом. И нужен строгий отбор «предложений», точность их, их соответствие опыту людей, реальным фактам, то, что составляет дисциплину мысли и слова. В более же широком смысле речь идет об эмпирическом базисе науки, причем неопозитивисты говорят не только о прямой проверяемости опытом («атомарные предложения»), но и о косвенной («молекулярные предложения»).

Но эта частная истина, имеющая силу и в философии, хотя и в специфической форме - см. вопрос 6, была абсолютизирована. Позже (особенно в постпозитивизме) делаются шаги по преодолению абсолютизации эмпирического уровня научного знания и восстановлению прерогатив теории. Уясняется что сами факты, чтобы стать фактами науки, нуждаются в теории и зависят от нее. Более того, не факты судят теорию, а теория решает, какие факты включить в осмысленный опыт. И «очищать» науку надо не от теорий вообще, а от идеологических мифов и догм, квазинаучных построений и вненаучных влияний. Но и постпозитивизм, признавая роль научных теорий, полагает, что реальность в науке представлена лишь импирическим уровнем знаний.

Если «очищение» науки от всего «бессмысленного» и вненаучного составляет критическую, негативную часть неопозитивистской философии, то ее позитивная часть выражена в детально разработанной ею методологии логико-лингвистического анализа данных науки.

 

Наибольший интерес представляет здесь сам инструментарий этою анализа. Речь идет о математической (или символической) логике, решающий вклад в разработку которой внеслн К. Рассел (1872-1970), Л.Витгенштейн (1889-1951), А. Уайтхед (1861-1947) и К. Поппер (р. 1902). Благодаря этим разработкам формы знания, выраженные в языке, предстали как система логических, лингвистических и математических элементов, охваченных единой внутренней структурной связью. Применение математической логики к изучению этих связей не только способст вовало возникновению новых разделов философии, расположенных на стыке с естествознанием, математикой, техническими науками, но и существенно продвинуло вперед математику, дало толчок кибернетике и информатике, заложило основы компьютеризации. Существенные приобретения получены также на стыке с гуманитарными науками-структурализм, герменевтика.

Но и здесь заявила снова о себе абсолютизация. Анализ «языка науки», а в «общей семантике» (разновидность неопозитивизма) и языка вообще превращается в главный и, по сути дела, единственный предмет философствования. Получается - все проблемы философии возникают исключительно из-за неправильного употребления слов, и задача ее лишь «терапевчическая»: излечивать или предупреждать «болезни языка», возникающие на этой почве. За этим кроется и онтологический аспект - понимание мира как «данного в языке» и, следовательно, зависящего от языка, его закономерностей.

Для неопозитивизма в социальной сфере характерен прежде всего структурно-функциональный анализ общества; его представители - Т. Парсонс (1902-1979), Р. Морген (р.1910). Центральное понятие социологии Парсонса-«человеческое действие», рассматриваемое им как самоорганизуеощаяся система. Чтобы она функционировала, система должна «приспособляться к окружающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать конфликты и напряжения» (Введение в филосо фию, ч. 1, с. 362). Этим целям-функциям служат подсистемы: экономика, политика, право, семья, системы ценностей. Последние же, как и гуманитарное знание в целом, не имеют статуса научности, поскольку выполняют чисто инструментальную функцию-навязать в форме нормативов свои нормы, ценности и вкусы другим людям.


 

ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по философии.

 

1. Раздел «ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ»

 

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Мировоззрение, его структура и исторический характер.

3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, филосо фия.

4. Природа и социальные функции религии.

5. Родственность и различие философии и религии.

6. Философия в системе культуры. Функции философии.

7. Философия Древнего Востока.

8. Античная философия до Сократа: космоцентризм.

9. Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель.

10.Средневековая философия: теоцентризм.

11.Философия Возрождения.

12.Философия Нового времени: научная революция XVII в. и создание механистической картины мира.

13.Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм.

14.Особенности социальной философии эпохи Просвещения.

15.Классическая немецкая философия.

16.Философия И.Канта.

17.Философия Г. Гегеля.

18.Философия Л. Фейербаха.

19.Сущность философского мировоззрения, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом.

20.Традиции и особенности отечественной (русской) философии Х1--Х1Х вв.

21.Понятие неклассической философии: С. Кьеркегор, А. Шо пенгауэр, Ф. Иташе.

22.Экзистенциализм.

23.Современная религиозная философия.

24.Неопозитивизм.

25.Русская религиозная философия конца ХIX- начала ХХвв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский и др.). Русский космизм.

 

2.Раздел «ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА»

 

1. Бытие как философская категория. 4 формы (вида) бытия.

2. Материя как философская категория. Проблема субстанции.

3. Современная наука о сложной организации материи. Философская идея о многообразии и единстве мира.

4. Движение как философская категория.

5. Пространство и время как философские категория. Социальное время и социальное пространство.

6. Диалектика и ее альтернативы. Исторические формы диалектики.

7. Диалектика: структурные связи бытия. Принцип системности.

8. Диалектика: связи детерминации. Концепция детермизма.

9. Диалектика: количественные и качественные изменения.

10.Диалектика: проблема противоречивости бытия и познания.

11.Диалектика: отрицание отрицания. Проблема синтеза.

12.Диалектика: развитие и прогресс. Принцип историзма.

13.Природа как предмет философского осмысления.

14.Экологическая проблема: философский и другие аспекты.

15.Природа живая и неживая. Жизнь как ценность.

16.Специфика подхода философии к проблеме человека.

17.Проблема антропосоциогенеза.

18.Единство биологического и социального в человеке.

19.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни.

20.Человек и человечество. Понятие мирового сообщества и гуманистическое измерение прогресса.

21.Философский анализ общества: специфика социальной материи.

22.Философский анализ общества: общественные отношения, базис и надстройка; принцип системности общества.

23.Философский анализ общества: общество как саморазвивающаяся система, общественно-экономическая формация и цивилизация.

24.Философский анализ общества: движущие силы и субъекты исторического процесса.

 

3. Раздел «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

 

1. Практика как философская категория.

2. Генезис и структура практики.

3. Практика, деятельность, поведение. Практика и культура.

4. Категория сознания. Природа идеального.

5. Генезис и социальная сущность сознания. Проблема отражения.

6. Сознание и язык. Сознание и культура. Сознание и самосознание.

7. Познание как философская категория. Субъект и объект познания.

8. Структура знания: чувственное и рациональное познание.

9. Творчество и интуиция, объяснение и понимание в позна вательном процессе.

10.Теория истины. Истина и оценка.

11.Признаки научного познания. Его структура: эмпириче ский и теоретический уровень.

12.Специфика социального познания. Особенности социального эксперимента.

13.Сущность науки и ее социальные функции. Наука как вид духовного творчества и как социальный институт.

14.Этика науки. Взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук.

 

4. Раздел «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК»

 

1. Проблема единства и многообразия мировой истории. Человек и история.

2. Философское понятие культуры. Культура и мир человека.

3. Общество и культура. Общечеловеческое и групповое в культуре.

4. Культура и цивилизация. Современная цивилизация и ее человеческое измерение.

5. Человек, нндивид, личность, индивидуальность.

6. Содержание понятия личность. Автономия личности. Индивидуализм, коллективизм, конформизм.

7. Историческая необходимость и свобода личности. Проблема отчуждения. Свобода как процесс снятия отчуждения.

8. Ценности и их роль в жизни общества. Ценность, оценка и ценностная ориентация личности.

9. Виды ценностей: общечеловеческие. групповые и личные.

10.Будущее человечества: периодизация, методы и средства познания.

11.Современная НТР и альтернативы будущего.

12.Глобальные проблемы современности: иерархия, современые приоритеты.


ОГЛАВЛЕНИЕ.

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ........................................................................................

Философия Древнего Востока и античности........................................

Философия средневековья и эпохи Возрождения...........................

Философия Нового времени..............................................................................

Отечественная философия................................................................................

Первый период................................................................................................................................................................

Второй период..................................................................................................................................................................

Третий период..................................................................................................................................................................

Западная филисофия второй половины ХIХ - ХХ вв...........................

ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по философии......................

1. Раздел «ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ»......................................................................................................

2.Раздел «ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА».....................................................................................

3. Раздел «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА».....................................................................

4. Раздел «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК»................................................................................................................


[1] Подобное совмещение вопросов и ответов на них рекомендуется и во многих других случаях. Оно неизбежно, ибо содержание того или иного вопроса в полной мере уясняется лишь в ходе раскрытия его внутренних взаимосвязей с “соседними” вопросами.

[2] «Античный» означает «древний»; в узком же смысле - имеющий отношение к дреянегреческой и древнеримской культуре. Здесь мы рассматриваем лишь древнегреческую философию.

 

[3] Ибо тогда была антицерковность и борьба со многими постулатами официальной религии, но атеизма еще не было, он утвердится позже, в XVIII (французский материализм) и XIX (Фейербах) вв.

[4] Бекон Ф. Сочинения в двух томах, т. I. - М., 1971, с.75.

[5] В разных странах эта эпоха хронологически выходит за рамки XVIII в., захватывая как XVII, так и XIX вв. Имеются и другие трактовки этого вопроса.

[6] И. Кант. Сочинения в шести томах, т.3. - М., 1964, с.155.

[7] Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук, т.3. - М., 1977, с.25.

[8] Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. 2. - М., 1955, с. 24.

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведенийю - М., 1956, с.591.

[10] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т.25, ч.2, с. 387.

[11] П. Я. Чаадаев. Сочинения. - М., 1989, с. 19.

[12] Н.Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т.7. - М., 1950, с. 293.

[13] Н.Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т.7. - М., 1950, с. 285.

[14] Н. К. Михайловский. Полн. собр. соч., т. 10. - СПб., 1913, с. 117.

[15] Хотя Чернышевский, опираясь на Гегеля, стремился быть диалектиком и не раз блестяще демонстрировал это, в целом его материализм остался метафизическим.

[16] В.В. Зеньковский. История русской философии, т. I, ч. 2. - Л., 1991, с.201.

[17] Хронологические рамки русского “духовного ренесанса” понимаются неоднозначно. Одни ученые (Ф.И. Гиренок) их сужают, датируя от 1900 (год смерти В.С. Соловьева до 1918 (год смерти В.В. Розанова), а время эмиграции относят к “постренессансному периоду”, другие раздвигают эти рамки в обе стороны.

[18] В. С. Соловьев. Сочинения в двух томах, т. I - М., 1988, с. 90.

[19] В. С. Соловьев. Сочинения в двух томах, т. I - М., 1988, с. 173.

[20] Н.А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М., 1991, с. 47.

[21] Н. Ф. Федоров. Сочинения. М., 1982, с. 521.

[22] С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. - СПб., 1894, с 246.

[23] А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы, т. 2. - СПб., 1895, с. 244.

[24] Ф. Ницше. Сочинения в двух томах. Т. 2. - М., 1990, с. 346.

[25] Ж. П. Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. - М., 1990, с. 324.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 429 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2285 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.