Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Композиция речи по Цицерону




Основы композиции речи были заложены еще в эпоху античности. Наи­большее влияние на формирование современных стандартов композицион­ного построения речи (то есть системы организации речевого материала, выстраивание основных частей выступления в соответствии с логическими закономерностями развития мысли от постулата через аргументы, факты и доказательства до убедительных и достоверных выводов) оказала риторика Цицерона.

Цицерон делил ораторскую речь на шесть последовательно выстроен­ных частей. В первой части (вступление) оратор должен добиться заинтере­сованного внимания и расположения слушателей, подготовить их к внутрен­нему и естественному согласию с тем решением, которое он предложит. Мы бы сказали, что первая часть отвечает задачам формирования имиджа гово­рящего. Вторая часть должна посвятить уже расположенных к оратору слуша­телей в план его выступления и определить главный тезис, который он будет доказывать в процессе всей последующей речи. Третья часть – рассказ о со­бытии, которым, как правило, является преступление. Четвертая, главная часть – доказательства, которым способствуют два вида фактов: те, что воз­действуют на интеллект, разум, логику мышления, и те, что оказывают воздействие на чувственную, эмоциональную сферу человека. Пятую часть Цицерон посвящал краткому повторению главных доводов, аргументов, с целью зафиксировать их в сознании слушателей и прежде всего судей. И, наконец, последняя, шестая часть подводила итоги всего вышесказанного.

 

Особенности построения современной ораторской речи.

 

Зачин.

По сравнению с композицией Цицерона современная трактовка построе­ния речи добавляет короткую, но важную часть, нечто вроде крючка, зацепки. Эта часть называется зачин и располагается, судя по названию, в самом на­чале речи, еще до вступления. Это может быть риторический вопрос, какой-то эффектный пассаж, связанный с событиями, временем, местом преступления, или цитата из книги, мудрые мысли, фрагмент письма, документа, какие-то значимые цифры. Это может быть обращение к аудитории в соответствии с ее интересами или к ее чувствам, либо ссылка на собственный жизненный опыт.

Вступление.

Вторая часть композиции – вступление.От зачина ее отличает погруже­ние в суть события, изложение конфликта, на котором, как драматическое произведение, базируется вся последующая речь оратора. Как и зачин, вступление не может быть длинным, но в нем должна угадываться основная суть всей предстоящей задачи, которую решает суд. Вступ­ление – это отправная точка для всех дальнейших рассуждений, оно должно естественно перетекать в последующую, третью часть выступления.

Основная часть.

Третья часть композиции судебной речи – самая главная, сложная и продолжительная. Она, в свою очередь, делится на несколько частей, каждая из которых посвящена отдельной микротеме:

а) изложение фактических обстоятельств дела;

б) изложение доказательств, их анализ и оценка;

в) обоснование правовой квалификации содеянного;

г) сведения о личности подсудимого (истца, ответчика);

д) мнение о мере наказания.

Все части объединены общей задачей – ответить на три главных вопроса, стоящих перед судом:

– доказано ли, что деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Изложение фактических обстоятельств дела не должно быть простым описанием случившегося. От того, как оратор рисует картину события, зависит ее восприятие. Уже в этой части мастер красноречия способен заложить в сознании слушателей отношение к фигурантам дела, заставить смотреть на происшествие своими глазами. При этом он должен сохранять объективность, не давая повода упрекнуть себя в предвзятости.

У всех участников судебного заседания должно остаться ощущение полноты описания, всестороннего рассмотрения всех обстоятельств, поступ­ков, документов. Обстоятельность и объективность способствуют убеждению и располагают аудиторию к говорящему.

Рассмотрение доказательств, их анализ и оценка – самая главная часть всей судебной речи. Именно в ней части закладывается фундамент, на кото­ром будут построены выводы. В этой части судебный оратор должен обосно­вать правоту своей точки зрения, достоверность или ложность добытых след­ствием доказательств, опровергнуть аргументы противной стороны. Отсюда логически и неопровержимо должно вытекать обоснование правовой квали­фикации содеянного.

Во всей полноте ораторское мастерство может быть проявлено при рас­смотрении сведений о личности обвиняемого или потерпевшего. Оно осо­бенно необходимо в том случае, если вина бесспорна и речь идет только о смягчающих обстоятельствах. В любом случае нужно изучить биографию, психологию, характер, привычки человека, судьба которого лежит на чаше весов.

Заключение.

Итоги судебной речи подводит заключение – последняя, ударная часть, в которую оратор должен вложить всю силу своего убеждения, подчеркнуть и усилить то, что в начале служило в качестве крючка, зацепки для привлечения внимания. Теперь даже казавшаяся прежде мелочь может сыграть свою решающую роль: недаром говорят, что лучше всего врезаются в сознание слова, сказанные в конце разговора.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3897 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.