Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёпидейктическа€ речь. ѕравила подготовки




Ёпидейктическа€ речь, ее особенности и принципы ведени€. ¬иды эпидейктической речи. ѕравила похвалы и порицани€: за что, как. ћастерство комплимента.

Ёпидейктическа€ речь Цэто так называема€ Ђречь на случайї, речь торжественна€, произноситс€ в речевых ситуаци€х особого рода: на юбиле€х, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках, - тогда, когда люди собираютс€, чтобы почувствовать свое единство, осознать себ€ как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников, - или просто при€тно провести врем€ вместе, среди друзей (в последнем случае цель речи Ц не только сплотить коллектив, но и развлечь слушателей). ѕоэтому главна€ функци€ и обща€ цель эпидейктической речи Ц воодушевление и сплочение аудитории. ≈е задача Ц хвала всему тому, что делает данную общность коллективом (утверждение общечеловеческих или особых, определенных нравственных или других ценностей) или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценност€м, прин€тым ею.

¬иды эпидейктической речи: 1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи (делам) этого лица. 2) похвала де€тельности всего коллектива как целого, его достижени€м, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи. 3) похвала €влению (обычно науке, области знани€ или другому общему делу, которое св€зывает, объедин€ет собравшихс€ Ђпо случаюї людей). ¬ подобной речи оратор, как правило, ставит целью воодушевить аудиторию дл€ дальнейшей де€тельности, заинтересовать предметом речи. 4) хула (осуждение, порицание) Ђпротивосто€щейї общности людей, или ее представител€, или ее ценностей. Ќередко похвала Ђсвоимї в одной речи сочетаетс€ с хулой Ђчужимї. ≈сли Ђхвалебныеї речи направлены на возбуждение у слушателей Ђположительныхї активных эмоций (восторга, радости) чувств (любви, преданности, благодарности), то Ђпорицающиеї речи (хула) возбуждают эмоции отрицательные, но тоже активные: €рость, ненависть, гнев, презрение, негодование (ни в коем случае не Ђпассивныеї - не тоску, не страх, не безнадежность, не уныние).

Ёпидейктическа€ речь Ц это, прежде всего призыв к чувствам, апелл€ци€ к эмоциональной сфере слушател€. ќна должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. ѕуть же к ним лежит через обращение к вечным ценност€м: к этическим законам и нормам, к добру злу, к пам€тным событи€м истории народа, к основам его веры, его традиций. ѕредметом же такой речи может быть все что угодно, особенно, если это речь не слишком серьезна€, а скорее Ђгедонистическа€ї.

«а что?

1. ’валить, по јристотелю, нужно, естественно, добродетель в разных ее про€влени€х. ¬ европейской этической и риторической традиции добродетель понимаетс€ как способность оказывать благоде€ни€: величайшие из добродетелей Ц те, что наиболее полезны дл€ людей. Ёто: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. ¬се противоположные качества, напротив, составл€ют основу содержани€ порицающей речи (хулы).

2. ѕрекрасно также все пам€тное, и чем пам€тнее, тем прекраснее. » до сих пор в хвалебные речи, как правило, превознос€тс€ исторические (Ђпам€тныеї дл€ данного сообщества) лица и событи€, традиционные ценности. ѕоэтому хвал€т за то, что Ђдостойно славы предковї.

3. ≈сли произноситс€ хвала де€ни€м, поступкам, то и они тоже рассматриваютс€ в свете того блага, того добра, которое принесли они сообществу: похвальны все поступки, в которых про€вл€ютс€ названные (выше) добродетели, все то, что совершено ради других.

 ак?

1. ќратору нужно учитывать Ђфактор адресатаї: јристотель советует хвалить то, что больше всего ценитс€ у данной аудитории.

2. ¬ похвальной речи древние старались представить случайно совершенный поступок как осуществленный обдуманно, Ђсогласно ранее прин€тому намерениюї.

3. «аконы эпидейктической речи требуют усилени€ и преувеличени€. ≈сли хвал€т де€ние, то вс€чески подчеркивают, что человек действовал один или первый, что обсто€тельства не благопри€тствовали ему, но он мужественно превозмогал трудности, которые тоже преувеличиваютс€. ¬ этом случае нет ничего ложного, неискреннего: таковы Ђзаконы жанраї, такова прин€та€ в речевой традиции условность.

4. ќратор должен использовать сравнение: если это возможно, добродетели или поступки лица, которое превозноситс€ в речи, сравниваютс€ с достоинствами или де€ни€ми знаменитых исторических де€телей, если же это трудно, то с поведением обычных или прочих ничем не выдающихс€ людей, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого превознос€т. ѕр€мо противоположны указанным правилам принципы порицани€. Ђ’удаї традиционно осуществл€етс€ по законам, Ђобратнымї законам Ђхвалыї

. –иторические принципы, которые нудно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент:

1) мера в риторике комплимента про€вл€етс€, прежде всего, в соразмерности, искренности и искусности похвалы,

2) мера в риторике комплимента про€вл€етс€ и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержани€ известной условности, традиционности формы,

3)  омплимент, эта уникальна€ Ђформа кристаллизацииї законов похвальной речи, есть целостна€ эпидейктическа€ речь в миниатюре и поэтому сохран€ет все ее особенности. ’ороший комплимент очень часто представл€ет собой непр€мое сообщение Ц содержит намек, загадку, парадокс.

 омплименты Ц это очень сильное оружие в наших руках! — помощью комплимента мы можем подн€ть настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом.  омплименты бывают разные.

≈сть виды комплиментов, которые пр€мо указывают на достоинства человека (пр€мые комплименты). Ђ ак ты сегодн€ прекрасно выгл€дишь!ї Ђ ака€ у теб€ красива€ прическаї. ƒл€ того чтобы сделать такой комплимент, просто внимательно посмотрите на человека и отметьте именно то, что ¬ам больше всего искренне понравитс€ в нем. “олько тогда комплимент будет искренним, и вызовет море восторга. ≈сть скрытые комплименты. “акие комплименты можно без труда дарить люд€м. Ќапример, когда вы вместе работали, и заслуга обща€: Ђ акие мы молодцы! ќдин из лучших комплиментов Ц эт о комплимент с юмором. Ђ ака€ ты сегодн€ красива€! ѕр€мо как €!ї ќднако если ¬ы не знаете, как ваш собеседник воспримет комплимент, то лучше всего сделать косвенный комплимент, от которого было бы невозможно усто€ть. √оворить нужно не о самом человеке, а о своих чувствах к нему: Ђћне нравитс€ с тобой общатьс€ї. ѕрисмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. ћожно сказать комплимент без эмоциональной окраски, будто дл€ вас это обычное дело. Ќапример, Ђќ, у вас замечательна€ машина! ƒавно вы купили такую красавицу?ї √оворить комплимент надо искренне, указывать на достоинства, которые понравились именно вам и которые заметили именно вы. ќчень важно, с какой интонацией вы произносите комплимент, давно ли знаете человека. ќдному можно сказать пр€мой комплимент, а другому скрытый. ¬се люди разные, и что подходит одному человеку, не всегда подойдет другому.

 

–ечевой этикет учител€

∆анр приветстви€, как правило, вербально заполн€етс€. »меющимс€ в русском €зыке набор нейтральных приветствий используютс€ учител€ми в соответствии со стандартом («дравствуйте, ƒоброе утро). ¬ соединении с другими жанрами приветствие образует этикетные синтагмы в границах типовых моделей:

–ечевой жанр Ђприветствиеї + формула обращени€; формула отношени€ (ты, вы, мы); формула удовлетворени€ встречей; комплиментарна€ формула (например, ƒобрый день, самые замечательные в этой школе).

“иповыми в ситуации урока €вл€ютс€ сочетани€:

–ечевой жанр Ђприветствиеї + формула призыва к началу общей де€тельности (например, «дравствуйте, сегодн€ работаем по подгруппам, приготовьтесь);

–ечевой жанр Ђприветствиеї + формула призыва к эффективной коммуникации (ƒобрый день! ћы с вами должны увидеть и услышать друг друга).

ќбщеупотребительные нейтральные стереотипы, содержащие семантику приветстви€ в сочетании с обращением и формулами отношени€ / удовлетворени€ встречей, способствуют установлению обратной св€зи, оформлению субъект-субъектных отношений, доброжелательного коммуникативного взаимодействи€.

—пецифика педагогической коммуникации про€вл€етс€ в регул€рности сочетаний:

∆анр Ђприветствиеї + формула призыва к соблюдению ритуала (ƒобрый день! ¬ начале урока школьники приветствуют учител€)',

–ечевой жанр Ђприветствиеї + напоминание о времени начала урока; учебно-управленческа€ команда; формула контрол€; формула замечани€ (.«дравствуйте! „то за разговоры?)', формула запрета {ƒоброе утро! ѕрошу не забывать, что на моем уроке нельз€ вертетьс€, отвлекатьс€, нельз€ разговаривать).

—пецифика про€вл€етс€ в основном в тенденции к свертыванию собственно этикетного участка коммуникации. —очетание речевого жанра Ђприветствиеї с напоминанием о времени начала урока может дисциплинировать класс. ¬ то же врем€ раздражительна€ интонаци€ учител€ нередко вносит в коммуникацию оттенки тревоги, нервозности. —оединение речевого жанра Ђприветствиеї с замечанием по поводу нарушени€ дисциплины превращает приветствие в формальный знак, способствует возникновению очага коммуникативного напр€жени€.

—ледующие после приветстви€ формулы призыва, требовани€ к соблюдению ритуала начала урока, с одной стороны, можно считать целесообразными: они поддерживают традиции приветстви€ учител€, сложившиес€ в школе; с другой стороны, категоричность требований дистанцирует коммуникантов, исключает возможность дружеского общени€.

—очетание речевого жанра Ђприветствиеї с цепочкой запретов, выраженных инфинитивными формами с частицей не, способствует возникновению у учеников чувства протеста. ќтсутствие в момент приветстви€ высказывани€ с семантикой обращени€ / отношени€ лишает учебную коммуникацию той обратной св€зи, на которой основано межличностное взаимопонимание.

÷елесообразно выделить группу приветствий, которые употребл€ютс€ в речи отдельного учител€ (например, «дравствуйте, мои други, ƒоброе утречко). ¬ыдел€ютс€ индивидуальные стили речи, гармонизирующие или не гармонизирующие общение. Ќезаполнение позиции приветстви€, вербализаци€ отказа от приветстви€, характерные дл€ негармонизирующего стил€ общени€, не привод€т к положительному фатическому результату.

–ечевой жанр прощани€ служит сигналом конца коммуникативного взаимодействи€. —итуативно мотивированным €вл€етс€ сочетание речевого жанра прощани€ с речевым жанром Ђразрешени€, позволени€ї.

—очетание жанра прощани€ с жанром обещани€, окрашенным модальностью заинтересованности, побуждает детей к мысл€м о разгадке обещанного учителем сюрприза {«автра у нас будет такой интересный урок! я вам кое-что приготовила и очень хочу удивить вас. ƒо завтра!). —очетание прощани€ с жанрами обращени€ / отношени€ / сожалени€ / пожелани€ / удовлетворени€ / благодарности / комплимента, с высказывани€ми, содержащими установку на продолжение контакта, гармонизируют коммуникацию, создают атмосферу дружелюби€.

–аспространенна€ в педагогическом общении подмена жанра прощани€ информационными речевыми жанрами приводит к фатическим неудачам. ѕодмена прощани€ педагогическим замечанием с семантикой угрозы, разочаровани€, укора, порицани€ (например, „тоб больше такого не повтор€лось) создает очаги коммуникативного напр€жени€.

∆анр прощани€, по нашим наблюдени€м, очень часто не заполн€етс€, что создает жанровую лакуну. ¬ случае заполнени€ реализаци€ми речевого жанра прощани€ €вл€ютс€ общеупотребительные формулы (ƒо свидани€, ѕрощаюсь с вами и др.) либо высказывани€, замещающие жанр прощани€ и не €вл€ющиес€ собственно формулами прощани€. „аще всего это темпоральные формулы (”рок подошел к концу). ”рок не получает этикетного завершени€. Ќезаполненность позиции прощани€ можно считать коммуникативным просчетом учител€.

–ечевой жанр обращени€ сочетаетс€ с соотносительными жанрами, например: с жанром приветстви€; призыва к совместной учебной де€тельности; с формула укрупнени€ адресата; формулой похвалы; шуткой.

ѕедагогическа€ специализаци€ жанра обращени€ заключаетс€ в отборе адресаций оценочного характера (”мники и умницы, «амечательные мои).

–аспространенна€ в речи учителей тенденци€ употреблени€ местоимени€ как интонационно оформленного обращени€ не может быть признана нормативной {—колько можно к тебе обращатьс€). ¬ р€де случаев жанровые аномалии можно считать собственно педагогическими речевыми находками {ёные Ќьютоны). ѕопытки учител€ уйти от штампа делают коммуникацию более благопри€тной дл€ учебного взаимодействи€, привод€т к положительному гармонизирующему эффекту.

¬ то же врем€ жанровые аномалии нередко свидетельствуют о невоспитанности учител€, нежелании соблюдать этикетные конвенции (например, обращение в сочетании с упреком: “емнота! Ётого-то не знать). ¬ этом случае говорим о коммуникативных неудачах, которые ведут к распаду контакта. Ётические и грамматические неправильности осложн€ют коммуникацию.

¬ учебном дискурсе наличествуют нормативные формулы приветстви€, обращени€, прощани€, совета, похвалы, поощрительного замечани€ и др.; в то же врем€ обычный урок изобилует этикетными лакунами, этически недопустимыми обращени€ми, ироническими замечани€ми по поводу физических и умственных недостатков отдельных учеников. »нтонационна€ распущенность, нервозность, ненормативное жестокое поведение Ч все это снижает общий культурно-речевой уровень педагогического взаимодействи€. Ќесоблюдение коммуникативных норм, прежде всего этических, в зонах фатического педагогического общени€ свидетельствует о неблагополучии культурно-речевой ситуации в школе.

–ечевой этикет (примеры из ЂЅольших надеждї)

ѕриветствие:

  • - ј теб€ где носило? - услышал € от миссис ƒжо в виде праздничного приветстви€, лишь только мы с моей совестью показались в двер€х.

Ј ƒжо встретил мен€ обычным своим приветствием: "ј, ѕип, здорово, дружок!"

Ј - јга! - вскричала сестра, относ€ это приветствие к нам обоим. Ц ќткуда €вились, что видели-слышали?Ј - Ќу-с, как дела, ѕрестарелый –одитель? - шутливо приветствовал его ”эммик, с чувством пожима€ ему руку.Ј ¬первые эта мысль мелькнула у мен€, когда он, увидев новый росток (о заключенном), взошедший ночью, приветствовал его словами: "„то это, капитан “ом, и вы здесь? Ќу-ну!"Ј - ѕриветствую вас, полковник! - сказал ”эммик. -  ак чувствуете себ€,полковник?Ј - «дравствуй, ƒжо, как поживаешь, ƒжо?Ј - «дравствуй, ѕип, ты-то как поживаешь, ѕип?Ј ћисс ’эвишем увидела моего опекуна в ту же минуту, что и €. ќна, как и все, бо€лась его; усилием воли она заставила себ€ успокоитьс€ и заметила ему, что он точен, как всегда.Ј -  ак всегда, - повторил он, подход€ к нам. - «дравствуйте, ѕип! ѕокатать вас, мисс ’эвишем? ќдин круг, да? “ак вы, оказываетс€, здесь, ѕип?Ј - √ендель, дорогой мой, ну здравствуй, здравствуй и еще раз здравствуй! я точно целый год не был дома. ѕостой-ка, может, и правда год прошел, - что это ты как похудел, побледнел! √ендель, дорогой... ќх, прошу прощень€.

Ѕлагодарность:

Ј - ћилый мальчик! - сказал он, усевшись, и тронул мен€ за плечо. - ћолодец мальчик, не подвел. Ќу, спасибо тебе, спасибо!Ј - —пасибо тебе, мой мальчик. —пасибо. ƒай бог тебе здоровь€. “ы от мен€ не отступилс€, мой мальчик.Ј - ѕо-видимому, нам ничего не остаетс€, - воскликнула  амилла, - как повиноватьс€ и разойтись. —пасибо и на том, что € повидала предмет моей любви и родственного долга.  ак ни кратко было это свидание, но, просыпа€сь по ночам, € буду вспоминать о нем с грустью и отрадой. јх, если бы это утешение было дано ћэтью! Ќо он сам от него отказываетс€. я раз навсегда решила не выставл€ть напоказ мои чувства, но как это т€жело, когда тебе говор€т, что ты жаждешь пировать над трупами своих родных - точно ты людоед из сказки! - и когда теб€ гон€т прочь! Ќадо же выдумать такое!Ј - я хотел сказать несколько слов про своего отца и про сына своего отца. Ѕоюсь, √ендель, сыну моего отца незачем упоминать, что хоз€йство в доме моего отца поставлено далеко не образцово. - Ќо ведь на всех хватает, - сказал €, лишь бы сказать что-нибудь ему в утешение.

 

ѕросьба:

Ј - Ќу что ж, спасибо и на том, - сказал ”эммик. - ƒа, кстати, вы ведь, кажетс€, завз€тый голуб€тник. - „еловек подн€л глаза к небу. - я слышал, у вас были замечательные турмана. ћожет, вы поручили бы какому-нибудь знакомому доставить мне парочку, если вам они больше не нужны?Ј - ѕожалуйста, не добавл€йте: "разве лишь себе самому", - таких € терпеть не могу. Ќо, кажетс€, он действительно бескорыстный человек и стоит выше мелкой зависти и злобы?Ј - јх, боже мой! - воскликнул €, чувству€, что спорить с Ѕидди бесполезно. - ¬от уж это действительно у теб€ дурна€ черта. ѕожалуйста, Ѕидди, не говори больше ни слова. ћне все это крайне непри€тно.Ј - ќй, не режьте мен€, сэр! - в ужасе взмолилс€ €. - ѕожалуйста, сэр, не надо!Ј

 

”тешение:

Ј - ћолодой человек! я сожалею, что вас постигло несчастье. Ќо чего же было и ждать, чего же и ждать!Ј - Ќу и спасибо вам, большое спасибо. —кверна€ получилась истори€, - сказал ”эммик, почесыва€ в затылке, - увер€ю вас, € давно не был так расстроен. я все думаю - сколько движимого имущества зр€ пропало. ќй-ой-ой!Ј ¬ углу двора сто€ли кучкой трое мужчин и две женщины, и одна из женшин плакала, утира€сь гр€зной шалью,а друга€, поправл€€ на плечах платок, утешала ее словами: "¬едь ƒжеггерс обещал его выручить, Ёмили€, чего же тебе еще нужно?"Ј - я могу сказать вам кое-что в утешение, - продолжала Ёстелла. - ¬о-первых, хот€ и говоритс€, что вода камень точит, вы можете быть уверены, что этим люд€м никогда - как бы они ни старались - не удастс€ повредить вам в глазах мисс ’эвишем. ¬о-вторых, € вам очень признательна - ведь это из-за вас они сует€тс€ и злобствуют понапрасну!

 

ѕрощание

Ј - ѕрощай, ѕип! - сказала мисс ’эвишем. - Ёстелла, проводи их. - ћне больше не приходить, мисс ’эвишем? - спросил €. - Ќет. “еперь твой хоз€ин - √арджери. √арджери, на одно слово!
  • - ћы - друзь€, - сказал €, встава€ и помога€ ей подн€тьс€ со скамьи.

- » простимс€ друзь€ми, - сказала Ёстелла.

Ј - ѕрощай, ƒжо! - ѕрощай, ѕип, храни теб€ бог, дружок!Ј ѕосле этого ничто не мешало —аре ѕокет и самой удалитьс€, выразительно вздохнув на прощанье: "ƒа хранит вас бог, дорога€ мисс ’эвишем!" - и изобразив на своем ореховом личике улыбку, говорившую €снее слов, что она по-христиански прощает остальным их слабости и заблуждени€.Ј - ѕрощай, мой милый, мой добрый друг!Ј - ¬от и отлично, - сказал ”эммик. - Ќасчет ухода за ними можете не сомневатьс€. ѕрощайте, полковник. ¬сего лучшего.

 

 

ƒеловой имидж

ѕод имиджем понимают сформировавшийс€ образ делового человека, в котором выдел€ютс€ ценные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. »мидж складываетс€ в ходе личных контактов человека, на основе мнений высказываемых о нем окружающими. ќт имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. ѕривлекательный имидж €вл€етс€ одним из факторов, определ€ющих деловой успех. ѕоэтому деловой человек должен не только морально отвечать за свои действи€, но и следить за внешним видом.

»мидж делового человека складываетс€ из его индивидуального имиджа предпри€ти€ или фирмы.

 

 омпоненты имиджа делового человека:

1. —тиль поведени€

2. ќдежда

3. ќсанка

4. ѕрическа

5. ∆есты

6. ћимика

7. ƒвижени€

8. ћанеры

9. –ечь

—тиль поведени€ - целостный комплекс знаков, создающий определенный образ поведени€.

 

¬ы€влены следующие стили поведени€:

Ђ—лугаї - неуверенность в себе, скованность, пристройка к другим Ђснизуї Ётот стиль крайне нежелателен дл€ руководител€.

Ђ¬о€каї - излишн€€ самоуверенность, агрессивность, заносчивость, нетерпимость к критике, пристройка к другим Ђсверхуї. “акого руководител€ подчиненные бо€тс€, но не уважают.

ЂЅаринї - сложность, самодостаточность, уверенность в себе. “акой руководитель может вызвать уважение у подчиненных в определенной степени. Ќо барска€ снисходительность не всем нравитс€. —амоуверенность может стать преп€тствием на пути профессионального роста.

Ђƒемократї - общение с подчиненными на равных, уважительное отношение к ним, учет их мнени€. Ёто идеальный тип руководител€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10610 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1432 - | 1238 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.