Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 59




России по пути прогресса, начертанному Западом (В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), А.И.Герцен (1812-1870), и др.

Однако и западный путь они воспринимали критически и пытались найти для России более справедливую форму организации человеческого общежития. Политические идеи в России второй половины XIX-первой половины XX вв.

Вторая половина XIX — первая половина XX в. отличаются в России богатством и многообразием общественно-политических направлений и политических доктрин. С 50-х годов XIX века стала активно разрабатываться доктрина русского социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров,

П.Н. Ткачев и др.). Проблемы политики и государства рассматривались большинством теоретиков русского социализма в качестве подчиненных проблемам социальным и экономическим. Так, Герцен, различая социальную и политическую республики, подлинной считает республику социальную, которая в России будет формироваться как союз сельских общин. ォЭкономический переворот имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциямиサ.1 Вместе с тем в среде теоретиков русского социализма разрабатывались идеи радикального насильственного переворота. П. Ткачев (1844-1885) рассматривал захват власти небольшой группой революционеров как необходимое условие социальных преобразований. Это революционное меньшинство начнет осуществлять преобразования и перевоспитывать

консервативные массы. Определенное влияние имели на российской почве и анархистские

идеи (М.А. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921)). ォНикакое государство, как бы демократичны ни были его формы,...не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства.サ2 Такое отношение к государству обусловливалось в анархистских доктринах по-

Герцен А.И. О социализме. Избранное. — М.,1974. — С.611.

2 Бакунин М.А. Государственность и анархия // Антология мировой политиче-

Ской мысли. Т.4. — С.29.

 

Раздел I. Историко-методологическое введение

ниманием государства как основного источника человеческих бедствий. Поэтому их позитивная программа провозглашала не замену одной формы государственной власти на другую, а ее полное уничтожение.

Анархисты провозглашали ォверховные права личности и народа и стремились освободить народные учреждения от государстваサ.1 Вместо этого утверждается независимость каждой территориальной, земельной

единицы, т.е. деревни, города, области, страны; взаимные соглашения заменяют собою понемногу законодательство и направляют отдельные частные интересы к одной общей цели, независимо от государственных границ.2

Рассматриваемый период развития русской общественно-политической мысли характеризуется усилением теоретического обоснования идей консервативного направления (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И.А. Ильин и др.). Оригинальность теорий русских консерваторов связана с углублением критики европейского политического опыта, расширением аргументов в пользу особенностей развития России. Н. Данилевский обращал внимание на тесную связь национального (народного) и политического факторов в своей теории культурно-исторических типов. И. Ильин показывал обусловленность государственного развития народа состоянием и особенностями его политического и правового сознания.

 

Видное место в спектре политических направлений в России конца Х1Х-начала XX в. занимали либерально-конституционные идеи Б.Н.Чичерин (1828-1904), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. Б.Н. Чичерин выступал в своих научных трудах признанным теоретиком либерализма. Исходный пункт его взглядов заключался в утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармонии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является, согласно Чичерину, конституционная монархия, где монархия есть начало власти, народ в лице его представителей — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона. 1 Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. — М., 1990. С. 247.

2 См: там же, с.53.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.