Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Политические идеи и учения




В РОССИИ XI - XX ВВ.

Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв. Политическая мысль в Древней Руси зарождается в тесной связи с религиозным сознанием и характеризуется обращенностью к философско-исторической проблематике и насущным задачам становления русской государственности. На первый план выдвигаются и обсуждаются такие проблемы как независимость русских земель, необходимость их единения, сущность и предназначение власти, образ идеального князя.

Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 53

Уже в первом политическом трактате Древней Руси ォСлово о законе и благодатиサ, автором которого является киевский митрополит Иларион, утверждается трактовка закона через противопоставление его иным, более существенным ценностям. Всемирная история, согласно Илариону, развертывается как смена царства ォзаконаサ царством ォблагодати-истиныサ, ォблагодати-правдыサ. В дальнейшем это различение будет играть существенную роль в развитии политических и правовых идей в России.

 

В таком документе как ォПовести временных летサ представлена первая попытка раскрыть политическую историю древнерусского государства. В дошедших до нас размышлениях Даниила Заточника (конец XII - начало XIII вв.) рассматривается образ идеального правителя, сильной княжеской власти, в ォСлове о полку Игоревеサ - проблема разобщенности русских земель и обоснование необходимости их единения.

Последующее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и формированием разнообразия подходов к решению возникающих задач. Так в конце XV - начале XVI в. ходом событий на первый план выдвинулся вопрос об отношениях церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорский, 1433-1508) и стяжатели (Иосиф Волоцкий, 1439-1515) или иосифляне. Особенности их подходов к обозначенному вопросу заключались в том, что первые выступали против монастырской собственности, считали большим человеческим грехом стяжание богатств, проповедовали невмешательство в мирские, в том. числе государственные дела. Сорский разрабатывал идеи разграничения как сфер, так и методов

деятельности церкви и государства.

Иосифляне сначала отстаивали идею превосходства церкви по отношению к власти государства. Волоцкий различал такие характеристики власти как, с одной стороны, ее божественное происхождение и, с другой стороны, ее реализацию человеком. Реализация власти человеком как раз и может порождать ошибки и преступления. В этой связи Волоцкий высказывает идею сопротивления тиранической власти. Затем, по мере усиления московского государства, позиция ио-

 

Раздел I. Историко-методологическое введение

сифлян стала более уравновешенной, они стали развивать положение о симфонии двух властей. Следует обратить внимание на сформированную усилиями последователя иосифлян Филофея (ок. 1465-1542) политическую концепцию

ォМосква — третий Римサ. Ее содержание и идейная направленность были связаны с потребностью формирования сильного, централизованного русского государства. В конце рассматриваемого периода сложились различные подходы к пониманию статуса государя в русском царстве. С одной стороны, раз-

рабатывалась концепция сильной государственной власти, которая должна безраздельно находиться в руках государя (Иван Пересветов, XVI в.). Эту концепцию Иван Грозный (1530-1583) усилил до утвер-

ждения идеи юридической безответственности, надзаконности политико-правового статуса царя на земле русской. С другой стороны, разрабатывались требования соответствия царя нормам христианско нравственного идеала, выдвигался принцип подчинения царя законности (Максим Грек, 1475-1555), принцип монархического правления с выборным сословно-представительным органом (Андрей Курбский, 1528-

1583) и др.

 

Политические идеи в России XVII-первой половины XIX вв. XVII в. в развитии политической мысли начинается с осмысления проблематики, поставленной событиями тяжелейшего ォсмутногоサ времени. Первую ォскрипкуサ здесь бесспорно сыграли размышления Ивана Тимофеева (ок. 1555-1631) о наблюдаемых им событиях. В своем ォВременникеサ он уделяет значительное внимание проблемам происхождения

и сущности власти, выделяет законные и незаконные правила восшествия на престол, раскрывает особенность выборного учреждения власти, обосновывает вывод о сословно-представительном правлении как лучшей форме организации государственной власти, размышляет о причинах беззаконий во времена Ивана Грозного, развивает идею сопротивления народа произволу властей. Если Иван Тимофеев исследовал вопрос о том, как избежать бедствий для земли, порождаемых тиранством, то Юрий Крижанич (1617-

1683) среди большого круга проблем, рассмотренных в работе ォПолити-

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 295 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.