Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 2. ¬озникновение и развитие политической мысли 31




 

Ўарль Ћуи ћонтескье (1689-1755) Ч французский политический мыслитель. –аботы: ォ–азмышлени€ о причинах величи€ и падени€ римл€нサ, ォќ духе законовサ и др. ѕри рассмотрении политики и власти широко внедрил многофакторный подход, показыва€ обусловленность политико-властных €влений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов и подчеркива€ необходимость их всестороннего анализа дл€ у€снени€ сути политических процессов. ќсобую роль ћонтескье придавал

географическим факторам (размер территории государства, расположение страны и т.д.), поэтому его относ€т к основател€м ォгеографическогодетермин измаサ.

 

‘ранцузский мыслитель широко известен в политической науке как классик теории разделени€ властей. Ќеобходимость разделени€ власти автор св€зывал с услови€ми обеспечени€ политической свободы в обществе. ѕолитическа€ свобода имеет место лишь там, где не злоупотребл€ют властью. Ќо по опыту веков известно, подчеркивает ћонтескье, что вс€кий человек, обладающий властью, склонен злоупотребл€ть ею. ォ„тобы не было возможности злоупотребл€ть властью, необходим такой пор€док вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг другаサ. “аким образом, одним из важнейших условий политической свободы €вл€етс€, согласно ћонтескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

 

ƒл€ политической свободы, как показывает ћонтескье, необходимо также и особое состо€ние общества, т.е. наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и

могли защитить ее от пос€гательств власти. ォ”ничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, двор€нства и городов, и вы скоро получите в результате государство... деспотическоеサ.

∆ан ∆ак –уссо (1712-1778) Ч французский философ и политический мыслитель, родилс€ в Ўвейцарии и называл себ€ гражданином ∆еневы. — 1742 г. он св€зывает свою жизнь с ѕарижем, здесь по€вл€ют-

с€ и приобретают широкую известность его работы. ƒл€ политической науки важными €вл€ютс€: ォ–ассуждение о происхождении и основани€х неравенства между людьмиサ, ォќ политической экономииサ, ォќб общественном договоре, или принципы политического праваサ. –уссо жил в пе-

 

–аздел I. »сторико-методологическое введение

ѕериод бурного развити€ науки и промышленности в ≈вропе. ќднако подавл€юща€ часть населени€ новой ≈вропы не имела доступа к благам цивилизации, не имела возможности противосто€ть давлению власти,

тем более контролировать или ограничивать власть. ¬ласть все более €вно выступала тормозом социального прогресса, власть становитс€ источником нарастающих проблем и конфликтов. јнализиру€ эти реаль-

ности, –уссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управлени€. Ќарод в лице воли большинства властвует, чиновник, опира€сь на законы, прин€тые волей большинства, управл€ет Ч вот формула управлени€ государством в теории –уссо. » в этом про€вл€етс€ демократизм политической теории –уссо ќн доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического

завершени€ английскую идею суверенитета народа: если Ћокк к воле народа обращаетс€ в крайних случа€х (конфликт между власт€ми), то у –уссо верховенство воли народа Ч константа политического процесса,

основополагающее регул€тивное начало государства.  ак в теори€х средневековь€ государство управл€ло от имени Ѕога, так у –уссо оно управл€ет от имени общей воли. ォ–одилс€ новый Ѕогサ Ч так оценил

идею –уссо франзузский писатель XX в. јльбер  амю. ¬идимо  амю

хотел подчеркнуть, что иде€ народного суверенитета столь же иррациональна, как и вера в Ѕога1.

Ќо руссоистска€ вол€ большинства исключала все другие интересы из сферы вли€ни€ на государство и тем самым защиты групповых интересов, интересов отдельного человека с помощью государства и этот ас-

пект концепции, столь привлекательной на первый взгл€д (вол€ большинства как основа политики), вскоре был подвергнут резкой критике2.

ћы же подчеркнем, что в концепции –уссо сфера политики ограничиваетс€ до минимума, поскольку исчезает проблема согласовани€ интересов. ѕринцип властвовани€ большинства выступает как определ€ющее начало в отношени€х ォобщество Ч властьサ и как принцип 1 —м.:  амю ј. Ѕунтующий человек. Ч ћ., 1990. Ч —.207.

2 »звестный французский теоретик либерализма Ѕ.  онстан в начале XIX в. писал о –уссо: ォѕеренос€ в наши времена пон€ти€ общественной власти и коллективного суверенитета, принадлежащие другим эпохам, этот великий гений, вдохновленный любовью к свободе, создал тем не менее пагубные предпосылки дл€

нескольких видов тиранииサ. —м.: Ѕ.  онстан. ќ свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // ѕолис. Ч 1993. Ч є2.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 228 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1513 - | 1473 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.