Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 2. ¬озникновение и развитие политической мысли 35




Ёта максима выражает общечеловеческий принцип: ォ ак хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с нимиサ. ¬ теории  анта важное место принадлежит пониманию государства как

правового института.  ант указывает, что ォгосударство Ч это объединение множества людей, подчиненных правовым законамサ. Ќормы права регулируют внешние отношени€ между людьми, мораль касаетс€ внутренней мотивации. ѕраво требует не делать зла, в этом суть требовани€ Ч подчин€тьс€ закону.

ѕолитическа€ концепци€ √.¬.‘. √егел€ (1770-1831) обращает внимание на св€зь государства, права и свободы воли человека. √егель четко различает гражданское общество и политическое государство. ’арактеризу€ гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что это сфера про€влени€ свободы человека, но здесь еще не достигаетс€ подлинна€ свобода, здесь каждый сам дл€ себ€ цель, и лишь

государство представл€ет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

 

 арл ћаркс (1818-1883) Ч известнейший немецкий философ, экономист, внес также значительный вклад в развитие социологии и политической науки. –аботы: ォћанифест коммунистической партииサ (совместно с ‘. Ёнгельсом), ォЌемецка€ идеологи€サ, ォ апиталサ и многие другие.

¬ основу своих теоретических построений ћаркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических €влений, классового происхождени€ и классовой природы государства. —овокупность производственных отношений, по ћарксу, составл€ет экономическую структуру общества, реальный базис, накотором возвышаетс€ юридическа€ и политическа€ надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознани€. ォѕолитическа€ власть €вл€етс€ лишь порождением экономической властиサ, а государство €вл€етс€ институтом ォэкономически господствующего класса, который при помощи государства становитс€ также политически господствующим классом и приобретает

таким образом новые средства дл€ подавлени€ и эксплуатации угнетенного классаサ.

ќпира€сь на материалистические идеи, ћаркс разрабатывает теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического процесса.

 

–аздел I. »сторико-методологическое введение

 

’арактеризу€ демократию, ћаркс отмечал, что здесь ォне человек существует дл€ закона, а закон существует дл€ человека. “аков отличительный признак демократииサ.

 

“≈ћј 3. —ќ¬–≈ћ≈ЌЌјя ѕќЋ»“ќЋќ√»я:

 

ќ—Ќќ¬Ќџ≈  ќЌ÷≈ѕ÷»»

ѕолитическа€ наука в ≈вропе конца XIX-XX вв. »сследование политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (».  ант, √.¬.‘. √егель,  . ћаркс и др.). ¬ конце XIX-XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. ≈вропейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как: сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, услови€ и причины утверждени€ различных политических режимов, сущность и специфика функционировани€ различных политических институтов (партии, парламенты, оппозици€ и др.).  рупнейшей фигурой в политической науке этого периода выступает немецкий исследователь ћакс ¬ебер (1864-1920). ≈го наиболее важные работы в области политологии ォѕолитика как призвание и професси€サ, ォѕротестантска€ этика и дух капитализмаサ, ォќбъективность социально-научного и социально-политического познани€サ и др. ¬ебер обосновал одно из распространенных в современной науке определений политики, раскрыва€ ее как ォстремление к участию во власти или к оказанию вли€ни€ на распределение власти, будь то между государствами, между группами людей, которые оно в себе заключаетサ. ѕри этом под государством ¬ебер понимает такой политический институт, который претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насили€. √осударство есть такое отношение господства людей надлюдьми, которое опираетс€ на легитимное насилие (т.е. считающеес€ легитимным) как средство. јвтор по€сн€ет, что право на физическое насилие приписываетс€ всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником ォправаサ на насилие считаетс€ государство.

“ема 3. —овременна€ политологи€: основные концепции 37

 

Ћегитимное насилие (или господство) есть такой социальный пор€док, в котором отношени€ господства Ч подчинени€ основаны на доверии к власт€м. ¬ебер выдел€ет три основани€ и тем самым три типа ле-

гитимного пор€дка: традици€ (традиционное господство), харизма (харизматическое господство), рациональность (рационально-правовое господство).

 

Ѕольшое внимание ¬ебер удел€л исследованию политической бюрократии и ее роли в обществе. ќтмеча€ объективный процесс расширени€ сло€ бюрократии в современных политических системах, автор вместе с тем указывает на тенденцию бюрократизации общественной жизни (закон малых чисел), что приводит к угрозе демократии со стороны бюрократии. “еоретическим ответом на эту угрозу €вилась разработка ¬ебером теории плебисцитарной демократии. —уть этой теории сводитс€ к тому, что народ выбирает лидера страны, который, не €вл€€сь св€занным об€зательствами с бюрократией, будет в состо€нии эффективно ее контролировать. ќднако социально экономические, информационные и политические процессы в XX-начале XXI вв. показали слабость веберовской модели контрол€ чиновников.

–оберт ћихельс (1876-1936) Ч немецкий политолог и социолог. »сследовал политические процессы, наход€сь под вли€нием работ ћ. ¬ебера, и италь€нских теоретиков элит √. ћоска и ¬. ѕарето. ¬ области

общественно-политических процессов ћихельса интересовали проблемы социализма, фашизма, национализма. ќднако его значительный вклад в политическую науку св€зан с исследованием политических партий. ≈го работа по теме ォ—оциологи€ политической партии в услови€х демократииサ по€вилась в √ермании в 1911 г. Ќа русском €зыке отдельные главы с комментари€ми были опубликованы журналом ォƒиалогサ

лишь в 1990-1991 гг., єє 3-18.

 

—огласно ћихельсу, политические партии Ч необходимое средство защиты социальными движени€ми своих главных интересов.

ќднако, как показывает ћихельс, политические партии, как и любые крупные организации, вынуждены ввер€ть своим лидерам монопольную власть. ¬озвышение партийной олигархии над политическими парти€ми

 

–аздел I. »сторико-методологическое введение

и социальными движени€ми есть следствие целого р€да факторов: некомпетентности масс, необходимости знаний и навыков политической работы, потребность в эффективном руководстве в услови€х межпартийной борьбы. ѕартийна€ олигархи€, искусно пользу€сь разнообразными ресурсами, начинает существовать не дл€ социальных движений, а за счет этих партий и движений. ¬ силу этого, как показал ћихельс, происходит вырождение внутрипартийной демократии. Ётот процесс ћихельс сформулировал как ォжелезный закон олигархизацииサ: ¬о всех парти€х, независимо от их типа, демократи€ ведет к олигархии. —уть этого закона заключаетс€ в том, что властные ресурсы в парти€х используютс€ не столько дл€ защиты интересов партийных масс, сколько дл€ реализации интересов партийных лидеров. ¬месте с тем ћихельс отмечал, что без партий в современную эпоху невозможно добитьс€ успехов в политической борьбе, в борьбе

различных социальных слоев за распределение и перераспределение общественных ресурсов. Ќесмотр€ на то что борьба за демократию приобретает олигархические формы, все же межпарийна€ конкуренци€, со-

гласно ћихельсу, способствует отбору и продвижению к власти в госдарстве наиболее достойных.

 арл Ўмитт (1888-1987) Ч немецкий исследователь, автор работ: ォѕолитическа€ теологи€サ, ォ–имский католицизм и политическа€ формаサ, ォƒуховно-историческое состо€ние современного парламентаризмаサ, ォѕон€тие политическогоサ и др.¬ анализе особенностей политики Ўмитт отстаивает преобладание политики над всеми другими сферами человеческой де€тельности, что особенно про€вл€етс€ в чрезвычайных ситуаци€х. ѕолитику,политические действи€ и мотивы Ўмитт характеризует посредством

специфически политического различени€. Ёто различение ォдругврагサ, ォсвой-чужойサ. ォ¬с€ка€ противоположность Ч религиозна€, моральна€, экономическа€ или этническа€ Ч превращаетс€ в противоположность политическую, если она достаточно сильна дл€ того, чтобы эффективно раздел€ть людей на группы друзей и враговサ. “е же, кто осуществл€ет политическое правление, обладают неограниченным правом определ€ть как внутреннего, так и внешнего врага, бросать на борьбу с ними все имеющиес€ в распор€жении государственной власти ресурсы. Ёто тотальное государство следует считать

 

“ема 3. —овременна€ политологи€: основные концепции 39

ォнаивысшей сущностью Ч не потому, что оно осуществл€ет всемогущий диктат или подчин€ет себе все прочие институты, но потому, что оно принимает решени€ и, следовательно, может подавить все иные антагонистические группировки.... “ам, где оно существует, социальные конфликты могут разрешатьс€ с сохранением нормальной ситуации Ч пор€дкаサ.

 

ѕредставленна€ трактовка политики и государства как тотального института исключает либеральную идею парламенсткого суверенитета. » действительно  . Ўмитт резко критикует либерализм и его политические

институты (парламентскую демократию, котора€ ォфункционирует лишь как пустой аппаратサ). ѕредполагаетс€, указывает  . Ўмитт, что посредством парламентаризма осуществл€етс€ обсуждение и согласование многообрази€ интересов в обществе, через столкновение идей открываетс€ путь к очевидному. ќднако это не так. ¬ виду существенного роста полномочий государства, борьба за демократию приводит к вырождению парламентаризма. ¬ борьбе за преобладание в парламентах партии осуществл€ют электоральную пропаганду, обрабатывают массы и господствуют над общественным мнением. —ами парламенты станов€тс€ ареной борьбы за свежий электорат. »счезли те первоначальные принципы и услови€

парламентов, когда в них занимались независимым рассмотрением вопросов и рациональным взвешиванием различных мнений. “аким образом, как подчеркивал Ўмитт, парламенты XX в. оказались во власти парали-

зующей их де€тельность партийной политики. Ўмитт разрабатывает концепцию ォквалифицированной демократииサ, в которой определ€ющую роль играют специалисты: профессиональные политики, политические чиновники, военные.

 

’анна јрендт (1906-1975) Ч немецко-американский политолог и политический философ. ¬о времена фашизма эмигрировала во ‘ранцию, а затем в —Ўј. —тала широко известна как исследователь тоталитарных режимов. ≈е крупнейшие работы Ч ォ»стоки тоталитаризмаサ (1951), ォќ революцииサ (1963) и др. ¬ своих исследовани€х она показала, что тоталитарные движени€ - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. “оталитаризм- стал возможен как результат деклассировани€ общества, его социальной атомизации и крайней индивидуализации. »сследу€ процесс деклассировани€ в √ермании и ———–, јрендт вы-

–аздел I. »сторико-методологическое введение

€вила следующее: ォчтобы превратить ленинскую революционную диктатуру в систему тоталитарного правлени€, —талину сначала пришлось искусственно создать то самое атомизированное общество, которое в √ермании подготовили дл€ нацистов исторические обсто€тельстваサ. ƒеклассирование общества ведет к распространению массового деперсонализированного человека. ƒеперсонализированна€, атомизированна€ толпа и €вилась, согласно исследователю, массовой базой тоталитарных режимов.

 арл ясперс (1883-1969) Ч немецкий философ и политический мыслитель. –аботы: ォ—мысл и назначение историиサ, ォ уда движетс€ ‘–√?サ и др. ¬нес большой вклад в анализ проблемы развити€ политической свободы в тесной св€зи с гражданским обществом и плюралистической демократией.

ясперс показывал, что политика существует лишь при свободе, а там, где уничтожаетс€ свобода, остаетс€ одна частна€ жизнь. ѕолитическа€ свобода, согласно концепции ясперса, обладает следующими признаками:

- свобода единичного человека возможна лишь нар€ду со свободой всех остальных;

- защиту от насили€ человеку предоставл€ет правовое государство.

 

—вобода может быть завоевана только в том случае, если власть преодолеваетс€ правом. «начимость взгл€дов и воли предоставл€ет человеку демократи€;

- к нерушимости прав человека как личности присоедин€етс€ его право участвовать в жизни общества. ѕоэтому свобода возможна только при демократии, т.е. при возможном дл€ всех участии в изъ€влении воли;

- вол€ формируетс€ в решени€х, прин€тых в ходе собеседовани€. ѕоэтому свобода требует открытой, ничем не ограниченной дискуссии.

ќтсюда Ч необходимость свободы прессы, собраний, свободы слова. ќграничени€ возможны лишь во врем€ войны, но и тогда ограничиваетс€ лишь сообщение сведений, а не сообщение мнений.

 

ќграничени€ существуют также в уголовном праве (защита от клеветы, оскорблений и т.п.);

- политическа€ свобода есть демократи€, но она в исторически данных формах и градаци€х исключает господство массы (охлократи€), которое всегда выступает в союзе с тиранией. ѕоэтому ясперс от-

 

“ема 3. —овременна€ политологи€: основные концепции 41

дает предпочтение аристократическому слою, который посто€ннопополн€етс€ из всех слоев населени€ в зависимости от личной де€тельности, заслуг и успехов и в котором народ видит своих представителей. Ќепременное требование демократии состоит в том, чтобы эта элита не фиксировалась и не превращалась тем самым в диктаторское меньшинство. —вободные выборы должны служить проверкой ее заслуг и подвергать ее посто€нному контролю;

- проведение выборов и формирование политической элиты осуществл€ют партии. ¬ свободном обществе об€зательно существуют несколько партий, по крайней мере две. ѕобежденные в данный

момент партии переход€т в оппозицию, но несут при этом свою долю ответственности за целое. Ќаличие вли€тельной оппозиции €вл€етс€ об€зательным признаком свободного общества;

- с техникой демократии св€зан демократический образ жизни. —осто€ние политической свободы может быть сохранено только в том случае, если в массе населени€ посто€нно живо сознание свобо-

ды... и люди забот€тс€ о том, чтобы сохранить ее. ƒемократи€ немыслима без либеральности;

- политическа€ свобода должна создавать возможность дл€ всех остальных свобод человека;

- важным признаком политической свободы €вл€етс€ отделение политики от мировоззрени€;

- сохранение свободы предполагает наличие этоса совместной жизни.

 

Ёто Ч естественна€ гуманность в общении, внимание и готовность помочь, уважение к правам других, посто€нна€ готовность пойти на компромисс в житейских вопросах, отказ от насили€ над

группами меньшинства;

- свобода гарантируетс€ писаной или неписаной конституцией. ќднако ясперс подчеркивает, что нет такого абсолютно надежного механизма, который мог бы гарантировать наличие свободы. »нституты демократии и политический этос народа должны совместно следить за тем, чтобы демократи€ не была уничтожена демократическими средствами, чтобы свобода не была изгнана свободой. ≈сли в большинстве случаев демократические методы эффективны, то иногда возникает необходимость поставить их в определенные

границы, но это допустимо тогда и только тогда, когда опасность

–аздел I. »сторико-методологическое введение

грозит правам человека и самой свободе. “ерпимости нет места перед лицом нетерпимости. Ќе должно быть свободы дл€ уничтожени€ свободы.

ясперс обращает внимание на то, что нет такой окончательной стадии демократии и политической свободы, котора€ удовлетворила бы всех. “олько при охарактеризованных предпосылках Ч это с совместной

жизни, самовоспитание в общении людей дл€ решени€ конкретных задач, безусловна€ готовность защищать основные права человека, серьезность веры Ч свобода надежно гарантирована. —вобода, особенно ес-

ли она предоставл€етс€ народу, не подготовленному к этому самовоспитанием, внезапно может не только привести к охлократии и в конечном итоге к тирании, но уже до этого способствовать тому, что

власть окажетс€ в руках случайно подн€вшейс€ клики. “о, как подлинную демократию защищают от охлократии и тирании, от случайной клики и духовно зависимых людей, €вл€етс€ жизненно важным вопро-

сом свободы.

 

¬се, констатирует дальше немецкий автор, зависит от выборов. »звестно, каким насмешкам подвергаетс€ демократи€, какое презрение вызывают результаты выборов. ќднако нет другого пути к свободе,

кроме того, на который указывает вол€ всего народа. Ќо к народу обращаютс€ и демократ, и тиран.  то из них преуспеет, может решить только народ; тем самым он предрешает и свою собственную судьбу.

ќднако если это окончательное решение и надлежит вынести народу, то необходимо сделать все возможное, чтобы помочь ему прин€ть правильное решение. ≈динственное действенное средство дл€ этого Ч приобщать всех людей к знанию, пробуждать их волю, чтобы они научились, размышл€€, постелено осознавать ее. ¬торой путь Ч практическое самовоспитание народа посредством участи€ большинства в решении конкретных задач.

ќдной из особенностей современного мира ясперс считает то, что массы станов€тс€ решающим фактором в происход€щих событи€х. ќднако там, где невозможны ответственность за судьбу целого и свободное

участие в управлении, там Ч все рабы. ƒл€ формировани€ политической зрелости в делах больших масштабов, дл€ развити€ демократического этоса, как отмечает ясперс, необходимо свободное и ответственное за свои действи€ коммунальное управление.

 

“ема 3. —овременна€ политологи€: основные концепции 43

 

—охранить свободу можно лишь там, где она осознана и где ощущаетс€ ответственность за нее. Ќеобходимо, чтобы о сохранении свободы заботились все.

¬ св€зи с этим ясперс подчеркивает, что основным политическим вопросом нашего времени €вл€етс€ вопрос о том, можно ли демократизировать массы, способен ли вообще средний по своей природе человек фактически включить в свою жизнь ответственное соучастие в качестве государственного подданного посредством соучасти€ в знании и в прин€тии решений об основных направлени€х политики.

 

√аэтано ћоска (1858-1941) Ч италь€нский политический мыслитель, классик теории политических элит. –аботы: ォЁлементы политической наукиサ, ォѕрав€щий классサ и др. ѕолитологию ћоска рассматривает прежде всего как науку об элитах, вырабатывающую основы научной политики. ѕри анализе истории ћоска исходит из того факта, что во всех обществах существуют ォдва класса людей Ч класс прав€щих и класс управл€емых. ѕервый всегда менее много-численный, выполн€ет все политические функции, монополизирует власть и наслаждаетс€ теми преимуществами, которые дает власть, в то врем€ как второй, более многочисленный класс, управл€етс€ и контролируетс€ первым...サ. Ёлиту италь€нский автор рассматривал с

точки зрени€ ее структуры, законов функционировани€, прихода к власти, вырождени€ и упадка, смены контрэлитой. ќдна из существенных тенденций и опасностей в развитии элит Ч превращение ее в

наследственную, закрытую группу, что ведет ее к вырождению и смене контрэлитой. ォѕрав€щие классы неизбежно приход€т в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых пришли к власти, когда не могут более выполн€ть привычные дл€ них социальные функции, а их таланты и служба утрачивают в обществе свою значимостьサ. ћоска выступал за открытость и преемственность в функционировании элит как гарантию стабильности общества и политической системы. ¬ильфредо ѕарето (1848-1923) Ч италь€нский социолог и классик элитологии. Ќаиболее известна€ работа ォ“рактат по общей социологииサ. ѕарето выдел€ет две страты населени€: низшую страту, неэлиту и высшую страту, элиту, дел€щуюс€ на две части Ч прав€щую элиту и неуправл€ющую элиту. јвтор дает ставшее классиче-





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 256 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1528 - | 1399 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.