Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 2. ¬озникновение и развитие политической мысли 27




 

Ќо чтобы по€вилс€ такой альтернативный государству институт как церковь, истори€ должна была принести ему в жертву многообразие древнегреческой и римской классики, плюрализм богов и философий. ¬ средневековую эпоху истори€ сконцентрировала дух и веровани€ в одной церкви и, тем самым, стала зарождатьс€ сила, способна€ конкурировать с государством, способна€ вести с ним диа-

лог о власти.

»менно здесь и в св€зи с этим можно говорить о началах формировани€ идеи и практики фажданского общества в европейской культуре, началах формировани€ иных, более значимых идеалов, нежели полити-

ческие. »менно здесь начинает вызревать понимание земной власти как неизбежного зла (зло вытекает из природы человека как творени€ свободного), так и необходимости ограничени€ власти государства (царства

дь€вола) во им€ защиты духа человеческого. ’арактерно, что именно в этот период по€вл€етс€ тема сопротивлени€ земной власти, выдвигаетс€ иде€ различени€ таких аспектов власти, как ее сущность, происхождение и реализаци€. ¬ европейской политической мысли этим проблемам значительное внимание удел€л ‘ома јквинский, в русской политической мысли Ч »осиф ¬олоцкий.

“аким образом, в средневековой литературе в религиозно-философской форме получает теоретическое обоснование иде€ и практика необходимости регул€тивного воздействи€ на политическую власть. ¬ ¬изантии разрабатывалс€ иной механизм взаимодействи€ церкви и государства: на основе принципа симфонии, т.е. взаимного их согласи€ при сохранении независимости. √осударств признавало дл€ себ€ внутренним руководством закон церковный, а церковь считала себ€ об€занной повиноватьс€ государству1.

 

ќднако при всех различи€х альтернативных концепций государства, возникших в христианской литературе, важно подчеркнуть, что церковь в этих концепци€х выступила институтом социальной регул€ции власти. јльтернативные модели власти (верховенство церковной власти, симфони€ двух властей и др.) в лице церкви получили механизм воздействи€ на власть в духе того или иного идеала.

 

“аким образом, в историческом плане церковь впервые выступила институту-1 —м.: Ѕулгаков —. ѕравославие и государство // ѕравославие: ќчерки учени€ православной церкви. Ч ћ., 1991. Ч —. 333.*

–аздел I. »сторико-методологическое введение том регул€ции власти, наход€щимс€ вне власти.

» шаг, который затем сделал ћакиавелли1, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслител€ми, которые выдел€ли мир (мирские дела) и два учреждени€ в нем: церковную и королевскую власть. “ак государство было отдифференцировано от общества, стало рассматриватьс€ как отдельный институт.

Ќикколо ћакиавелли (1469-1527) Ч италь€нский политический мыслитель эпохи ¬озрождени€. –аботы Ч ォ√осударьサ, ォ–азмышлени€ о первой декаде “ита Ћиви€サ и др.

¬о взгл€дах на политику и власть он стал активно проводить анти теократические идеи. ѕолитика и власть завис€т не от божественного предопределени€, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых ћакиавелли выдел€л так называемые ォфортунуサ и ォдоблестьサ. ¬ контексте размышлений автора под фортуной имеетс€ в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью Ч личные способности и таланты (субъективный фактор) государ€ в решении политических задач.

 

ћакиавелли отдел€ет сферу политику и власти от морали и религии, провозглаша€ первые автономной системой ценностей. “ем самым бн ' открыл путь рассмотрени€ политики и власти как самосто€тельной области человеческой де€тельности и отдельного объекта научного анализа. » этот путь исследовани€ политики оказалс€ плодотворным. ќднако при абсолютизации такого метода рассмотрени€ политики утрачиваетс€ полнота общественных св€зей, разрываетс€ целостность социо-культурной ткани и тем самым обедн€етс€ и искажаетс€ понимание сути поли-

тики.

ћакиавелли вводит в научный оборот пон€тие ォгосударствоサ (statoЧ от латинского status ォсосто€ниеサ) дл€ обозначени€ политически организованного общества, главным вопросом которого €вл€етс€ вопрос

о приобретении и удержании политической власти. ƒо ћакиавелли дл€ обозначени€ государства, как указывает известный современный ис-

 

1 ќбщим местом стало в научной литературе утверждение о том, что ћакиавелли отделил власть от религии, утвердил государство как автономную систему ценностей. —м.: ѕолитическа€ энциклопеди€. ¬ 2-х томах. “. 1. Ч ћ., 1999. Ч —. 648. ≈сли и представл€ть эту точку зрени€ справедливой, то только с учетом того, что ранее сделали религиозные мыслители в деле дифференциации власти церкви и власти кн€з€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 249 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1350 - | 1202 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.