Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подобно тому как каждое домохозяйство имело свой участок земли,так и клановое домохозяйство




(у Моммзена, вероятно, не то слово)

или селение имело принадлежащие ему клановые земли, которыми... до сравнительно позднего времени распоряжались аналогично (I) землям



К. МАРКС


домохозяйств, то есть по системе общего владения... Эти клановые товари­щества, однако, с самого начала считались не самостоятельными обществен­ными единицами, но составными частями политической общины (civitas populi). Она прежде всего представляла собой совокупность нескольких клановых селений, жители которых били одного происхождения, имели общий язык и нравы, обязаны были соблюдать взаимные права, оказывать друг другу правовую помощь и действовать совместно при наступлении и обороне». Моммзен изображает латинские племена до основания Рима владеющими землей по домохозяйствам, родам и племенам; он описывает восходящий ряд общественных организаций этих племен, которые обнару­живают полное сходство с ирокезскими: род, племя и союз племен. Фратрия не упоминается. Домохозяйство, о котором идет речь, вряд ли охваты­вало только одну семью; оно, вероятно, состояло из родственных семей, которые жили в общем доме и вели хозяйство на коммунистических нача­лах.

К пункту (i. Основная че]/та родового строя — зависимость членов рода друг от друга в деле защиты личных прав; после учреждения civitas {политического общества} эта черта исчезает первой, так как каждый гражданин теперь обращается за защитой к закону и государству; у рим­лян в исторический период могут быть обнаружены лишь следы ее.

Около 432 г. до н. э. Апппй Клавдий был брошен в тюрьму, и Ливии (VI, 20) сообщает: «Когда Аппий Клавдий был отведен в тюрьму, Гай Клавдий, его (то есть Аппия Клавдия) враг, облекся в траурную одежду, так же как и весь род Клавдиев».

Во время второй пунической войны, замечает Нибур, члены родов объединялись для выкупа своих сородичей, попавших в плен, но сенат запретил им это. По Нибуру же, члены рода были обязаны помогать неимущим сородичам; он ссылается при этом на Дионисия (II, 10): «Надо, чтобы клиенты принимали участие в расходах так же, как и лица, при­надлежащие к роду».

К пункту 7. С течением времени для членов рода стало невозможным вывести свое происхождение от основателя рода. Нибур (основываясь на этом лишенном значения факте) отрицает существование какого бы то ни было кровного родства {между семьями} одного рода, так как они не могли доказать свою связь друг с другом через общего предка; таким образом, родтолько искусственно созданная организация...

После того как счет происхождения по женской линии был заменен счетом по мужской, имена родов, которые, по всей вероятности, были заимствованы от названий животных, уступили место личным именам. Какой-нибудь выдающийся в легендарной истории рода человек становился его предком-эпонимом, который, можно предполагать, через большой про­межуток времени, в свою очередь, заменялся другим. Когда род вследствие территориальной разобщенности разделялся, то отделившаяся часть могла принять новое имя, но такая перемена имени не разрывала родства, которое служило основанием рода... Существовал только один путь нарушить чистоту родового происхождения, именно усыновление, но это случалось редко... В ирокезском роде, состоявшем из 500 лиц, род возник при системе родства, в которой все кровные родственники и потомки до бесконечности были сведены к небольшому числу категорий, — все члены были в родстве друг с другом, и каждый знал это родство или умел вывести его; таким образом, в архаическом роде родство было фактом, всегда со­знаваемым. С возникновением моногамии появилась совершенно иная система родства, при которой степени родства по коллатералям быстро исчезли. Такова была система родства греческих и латинских племен в начале исторического периода.


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 353

Грот («History of Greece», III, 33, 36) пишет, что Клисфен из Аргоса изменил имена трех дорийских племен в Сикионе, назвав одно из них гиа-тами (в единственном числе — кабан), другое — онеатами (осел), третье — хойреатами (поросенок); эти имена были умышленным оскорбле­нием для сикионян, но сохранялись у них при жизни Клисфена и еще 60 лет после его смерти. «Не сохранилась ли идея этого наименования по животным в силу традиции?»

После того как начался распад родовой организации, прекратилось образование новых родов в результате процесса сегментации; некоторые из существовавших родов вымерли. Это повело к тому, что при установле­нии родословной возросло значение происхождения из определенного рода. В императорский период постоянно переселялись в Рим из других частей империи новые семьи, которые принимали родовые имена, чтобы достиг­нуть этим общественных преимуществ. Император Клавдий4054 гг. н. э. — запретил чужестранцам принимать римские имена, в особенности имена древних родов. Светоний («Божественный Клавдий», гл. 25) говорит: «Людям чужеземного происхождения он запретил пользоваться римскими именами, по крайней мере родовыми». Римские семьи, принадлежавшие к историческим родам, весьма высоко ценили свою родословную как при империи, так и раньше, при республике.

К пункту 8. Как во времена республики, так и во времена империи практиковалось усыновление семьей, вследствие чего усыновленный вступал и в род, к которому принадлежала семья; усыновление было сопряжено с формальностями, его затруднявшими. Каждый бездетный, перешагнув­ший возраст, в котором он мог бы ожидать детей, мог усыновить кого-нибудь с согласия понтифексов и comitia curiata. Цицерон. «В защиту самого себя», гл. 13. Существовавшие еще в его времена меры предосторожности показывают, что прежде ограничения были еще более значительны и слу­чаи {усыновления} более редки.

К пункту 9. Не сохранилось никаких прямых сведений о способе замещения должности вождя (princeps) y римлян. До возникновения civitas {политического общества} каждый род имел вождя и, возможно, не одного. Эта должность у латинских племен, по всей вероятности, заме­щалась не в силу наследственного права, так как и позднее, то есть при рексах и при республике, еще преобладал выборный принцип; даже высшая должность рекса была выборной. Должность сенатора давалась по избранию или по назначению, точно так же — должности консулов и низших должностных лиц. Коллегия понтифексов, учрежденная Нумой, сперва замещала вакансии путем избрания (понтифексы сами пополняли коллегию), Ливии (XXV, 5) говорит об избрании «великого понтифекса» посредством comitia около 212 г. до н. э. LexDomitia передал право избра­ния членов различных коллегий понтифексов и жрецов народу, однако этот закон был изменен впоследствии Суллой. — Следовательно, нелепо — без положительных доказательств — принимать, что должность prin-ceps'a (вождя рода) была «наследственной». Но там, где существует, право избрания и должность дается пожизненно, — там существует и право смещения.

Вожди родов или выбранные из их числа составляли до основания Рима совет латинских племен. «Все эти кантоны

(читай: племена)

в первобытные времена были политически

(осел!)

независимы, и каждый управлялся своим князем



К. МАРКС


[изобретатель князей — Моммзен! читай: вождем племени! совместно с советом старейшин и собранием воинов» (Моммзен).

Управлял-то совет, г-н Моммзен, а не высший военачальник, моммзеновский князь.

Нибур говорит: «Во всех городах цивилизованных народов побережья Средиземного моря сенат был не менее существенным и необходимым го­сударственным органом, чем народное собрание; он избирался из старейших граждан. Такой совет, говорит Аристотель, будь он аристократический или демократический, существует везде; даже в олигархиях, где число участников в высшем управлении так мало, назначается несколько совет­ников для подготовки общественных мероприятий». В политическом об­ществе сенат заменил совет вождей родового общества. Сенат Ромула состоял из 100 старейшин, представлявших 100 родов; должность сенатора была пожизненной, а не наследственной; отсюда вытекает, что должность вождя в то время была выборной.

Около 474 г. до н. э. род Фабиев предложил сенату предпринять войну против вейентов собственными силами рода. Предложение их было при­нято; они попали в засаду. Ливии, II, 50 [см. также Овидий, «Фасты», II, 193|, говорит: «Согласно всем свидетельствам, все 306' (столько их отправилось в поход) погибли; остался один только, близкий к совершен-нолетию, потомок рода Фабиев, котором// суждено было и в мире и на войне неоднократно помогать римскому народу в критические минуты». Числу 300 мужчин должно было соответствовать равное число женщин, что вместе с детьми дает для рода Фабиев по меньшей мере 700 членов (а не одного мальчика).

ЧАСТЬ II. ГЛАВА XII. КУРИЯ, ПЛЕМЯ И НАРОД У РИМЛЯН

Предположительные периоды до учреждения республики: 1) Рому л 754—717 гг. до н. э. (1—37 гг. с основания Рима); 2) Нума Помпилий717—679 гг. до н. э. (37—75 гг. с основания Рима); 3) Тулл Гостилий — 679—640 гг. до н. э. (75—114 гг. с основания Рима); 4) Анк Марций — 640— 618 гг. до н. э. (114—136 гг. с основания Рима); 5) Тарквиний Приск618578 гг. до н. э. (136176 тт. с основания Рима); 6) Сервий Туллий578—534 гг. до н. э. (176—220 гг. с основания Рима); 7) Тарквиний Гордый— 534—509 гг. до н. э. (220—245 гг. с основания Рима).

Societas {общество}, основанное на родах, существовало рядом с ci-vitas, основанным на территории и собственности; последняя организация в течение 200 лет постепенно вытесняла первую; это преобразование до известной степени завершилось при Сервий Туллии (578534 гг. до н. э., 176220 гг. с основания Рима). Курия, соответствующая греческой фрат­рии, состояла из десяти родов; десять курий составляли племя; во вре­мена Тулла Гостилия римский народ (Populus Romanus) состоял из 3 пле­мен, 10 курий и 300 родов. Несущественно, были ли римские цари мифи­ческими или действительными лицами; столь же несущественно, были ли приписываемые им законодательства на самом деле, или они являются плодом вымысла. События, знаменующие человеческий прогресс, вопло­щаются, независимо от отдельных людей, в материальных фактах: кристаллизуются в учреждениях и обычаях и сохраняются в изобретениях и открытиях.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 476 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.