Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конспект книги Льюиса Г. Моргана «древнее общество» 325 2 страница





КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 333

[Нелепый религиозный элемент становился самым главным фактором для рода по мере того, как исчезали реальное сотруд­ничество и общая собственность; запах ладана — он-то оста­вался.]

ЧАСТЬ II. ГЛАВА IX. ФРАТРИЯ, ПЛЕМЯ И НАРОД У ГРЕКОВ

Естественное основание греческой фратрииузы родства: ее роды были подразделениями одного рода. Грот говорит: «Все сверстники, члены, фратрии Гекатея имели общего бога-предка в шестнадцатом колене»; роды были родами-братьями в буквальном смысле слова [первоначально!] и поэтому их объединение было братством, фратрией. Уже Дикеарх дает следующее рационалистическое объяснение существования фратрий: обычай некоторых родов доставлять взаимно друг другу жен привел к фрат-риалъной организации, в целях (!) исполнения общих религиозных обрядов. Стефан Византийский сохранил нам отрывок из Дикеарха. Вместо рода он употребляет название яатра {патра}, как это делает часто Пиндар, а иногда и Гомер. Стефан сообщает следующее:

«Патра, по Дикеарху, есть одна из трех форм общественных союзов у греков, которые мы соответственно называем: патра, фратрия и племя. Патра возникает тогда, когда родство, первоначально единичное, перехо­дит во вторую стадию [родство родителей с детьми и детей с родителями], и патра заимствует свое имя от древнейшего и наиболее выдающегося из ее членов, как, например, Эакиды, Пелопиды. Но она стала называться фатрией, или фратрией, когда некоторые лица стали выдавать замуж своих дочерей в другую патру. Так как вышедшая замуж женщина не при­нимала больше участия в исполнении отцовских священных обрядов, а за­числялась в патру своего мужа, ю вместо союза, существовавшего прежде вследствие любви между братьями и сестрами, создался другой, покоив­шийся на общности религиозных обрядов, который называли фратрией. Следовательно, тогда как патра произошла указанным выше образом из кровного родства между родителями и детьми, детьми и родителями, фратрия возникла из родства между братьями. А племя и соплеменники были так названы вследствие слияния в общины и так называемые народы {nations}, так как каждая из общин, образовавшаяся путем слияния, назы­валась племенем» (Ваксмут. «Antiquitäten der Griechen») 17i.

Здесь признается существование обычая брака вне рода, причем жен­щина включалась в род (патру) скорее, чем во фратрию своего мужа.

Дикеарх, ученик Аристотеля, жил в то время, когда род существо­вал уже только для регистрации происхождения и когда его полномочия уже перешли к новым политическим корпорациям. Взаимные браки вместе с общими религиозными обрядами должны были, разумеется, укреплять фратриальный союз, но они не могли породить его. Греки знали свою собственную историю только начиная с высшей ступени вар­варства.

Военные силы были также организованы по фратриям и племенам, как мы это находим у Гомера (см. выше!). Из совета, который Нестор дал Агамемнону, явствует, что организация войска по фратриям и пле­менам уже не была обычным явлением. [Род с самого начала не представлял достаточной базы для организации войска.] [Тацит («Германия», гл. 7) говорит о германцах на войне: «Не случайное скопление людей составляет эскадрон, или клин, а семейства и родственники».] m

12*



К. МАРКС


Обязанность кровной мести, которая позднее обратилась в обязан­ность преследовать убийцу перед судебным трибуналом, первоначально лежала на роде убитого, но разделялась и фратрией, а затем стала обязан­ностью фратрии. Распространение этой обязанности с рода на фратрию предполагает общее происхождение всех родов одной фратрии. У афинян фратрия продолжала существовать и после уничтожения рода как основы общественной системы; она сохранила в новом политическом обществе известный контроль над регистрацией граждан, засвидетельствованием браков и судебным преследованием убийцы фратора.

Роды и фратрии передали в виде наследства новому обществу, которое суждено было основать грекам, свои институты, производства, изобрете­ния и мифологическую (политеистическую) систему.

Как во главе рода стоял арх<>» {архонт}, так во главе фратрии стоял

фратриарх ('fpaxpiap^ocl; он руководил ее собраниями и совершал тор­жественное отправление религиозных обрядов. Де Куланж говорит: чФрат-рия имела свои собрания и суды и могла издавать постановления. У нее были, как и у семьи, свое божество, свои жрецы, судопроизводство и уп­равление». Религиозные обряды фратрии были расширением обрядов тех родов, из которых она состояла.

Известное число фратрий составляло племя; члены каждой фратрии были общего происхождения и говорили на одном диалекте. Сосредоточе­ние на небольшой территории тех греческих племен, которые слились в один народ, должно было привести к уничтожению различий в диалек­тах, а возникновение впоследствии литературного языка способствовало этому еще больше.

Когда различные фратрии одного племени соединялись для торже­ственного выполнения своих религиозных церемоний, они выступали как племя, и в этом случае под руководством филобасилевса, главного вождя племени; он выполнял функции жреца, которые были всегда соединены с должностью басилея, и обладал юрисдикцией по делам об убийствах; напротив, функций гражданского управления он не выполнял; таким обра­зом, царь — совершенно неподходящий термин для «басилея». У афинян был басилей племени; этот термин употреблялся такжодля обозначения главного военачальника четырех племен. Родовые учреждения по своему существу демократичны, монархия несовместима с родовым строем. Род, фратрия, племя — каждое из этих учреждений представляло за­конченную самоуправляющуюся организацию. Когда несколько племен сливалось в один народ, возникавшее общее управление должно было гар­монировать с жизненными принципами отдельных составных частей народа.

Когда племена, как, например, афинские и спартанские, сливались в одну нацию, то получалась лишь более сложная копия племени. Для этого нового организма не существовало особого наименования (социаль­ного) (там, где племена занимали в народе то же место, что фратрии в пле­мени и роды во фратрии1. Аристотель, Фукидид и другие «современные» авторы называют правительства героического периода — ßaaiXeta {ба-силейа); вместо этого появились названия отдельных народов, или наций {the people or nation]. Так, у Гомера: афиняне, локры, этолийцы и т. д.; они назывались также по именам городов или стран, иа которых проис­ходили. Таким образом, до времен Ликурга и Солона было четыре ступени общественной организации: род, фратрия, племя и народ {nation}. Сло­вом, греческое родовое общество — это ряд объединений, управление которыми основывалось иа личных отношениях их членов к роду, фрат­рии или племени.


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 335

В героический период у афинского народа существовало три коорди­нированных органа власти: 1) совет вождей (ßouX*;); 2) ауора {агора} — народное собрание; 3) ßaaUEU? — главный военачальник.

1) Совет вождей, ßooXTj {буле}; его постоянный характеросновная
черта общественной системы
афинян; ему принадлежала решающая,
верховная власть;
вероятно, и у них он состоял из вождей родов; должен
был производиться отбор, так как их {членов буле} число было обыкно­
венно меньше числа родов. Совет был также законодательным органом,
представлявшим главпейшие роды; возрастающее значение должности
басилея и вновь созданные военные и гражданские должности, вместе
с увеличением населения и богатства, могли уменьшить роль совета,
однако он не мог быть уничтожен без радикального изменения обществен­
ного строя.
Из сказанного следует, что каждое должностное лицо должно
было быть ответственным перед советом в своей служебной деятельности.

Дионисий {«Римская археология»}, 2, XII, говорит: «Этот греческий обычай состоял в следующем: при царях, которые получили наследствен­ную власть и которых назначил своими вождями сам народ, был совет, состоявший из наиболее влиятельных лиц, как об этом свидетельствуют Гомер и древнейшие поэты. Таким образом, правление древних царей не было самовольным и единорешающим, как в наше время».

У Эсхила в «'Епто ÈTil e^ßac» («Семеро против Фив») говорится, что после того как оба брата пали (Этеокл — военачальник Фив и его брат Полиник — один из семи вождей, осадивших город), является гла­шатай от совета и сообщает хору (возражая в то же время Антигоне и Йе­мене) мнение и решение совета [Soxoùvta (то, что совет считает необходи­мым сделать) и MÇavra (то, что он решил)], совета города Фив, состояв­шего из вождей наиболее выдающихся родов. Соответствующее место у Эсхила: стихи 1007—1010:

«Я должен возвестить мнение и решение Народных советников города Кадма. Решено похоронить Этеокла за его любовь к стране Среди родных могил» и т. д.

2) Агора существовала уже в героический период — народное соб­
рание.
Ходить на народные собрания и на войну. У Гомера о разгневанном
Ахиллесе говорится {«Илиада»} кн. I, 490, 491:

«Ouïs jcot' eiç cqopyjv пюХестето nuSiiveipav

(мужа прославляющую), outs пог' с; тсоХе^хоч»

«Он не ходил ни на народные собрания, Мужей покрывающие славой, ни на войну» 177.

Агора — учреждение более позднее, чем совет вождей [последний первоначально, как мы это видели у ирокезов, напоминал агору, поскольку на его собраниях всегда присутствовал народ, и люди из народа (в том числе и женщины) могли высказываться]; она имела право принимать или от­вергать предлагаемые ей советом общественные мероприятия. Агора — у Гомера и в греческих трагедиях — имеет те же характерные черты, которые сохранились и позднее в экклесии афинян и cornitia curiata рим­лян. В героический период агора была постоянным явлением у греческих племен [то же у германцев на высшей ступени варварства]. Каждый мог высказываться в народном собрании; решение принималось в старые вре­мена обыкновенно поднятием рук.



К. МАРКС


У Эсхила, «Молящие»

Хор спрашивает: «Куда склоняется властвующая рука народа?»

Данай отвечает: «Аргивяне решили без всяких колебаний так,

(Что помолодело мое старческое сердце.

I Ведь при голосовании все подняли правые руки, Стихи 616623 \ Воздух сотрясся от такого решения».

3) Василей.

[Европейские ученые, в большинстве своем прирожденные придворные лакеи, превращают басилея в монарха в современ­ном смысле слова. Против этого протестует республиканец-янки Морган. Он говорит весьма иронически, но вполне спра­ведливо о елейном Гладстоне:

«Г-н Гладстон преподносит своим читателям [в «Juventus Mundi»] грече­ских вождей героической эпохи в виде царей и князей, изображая их вдо­бавок джентльменами, но он сам (der «Gutstein» *) должен признать, что «в общем, обычай или закон первородства мы находим у них, по-види­мому, достаточно, но не слишком резко выраженным».)177

Относительно агоры, как она описывается у Гомера, Шёман говорит (назв. соч., I, 27): «Нигде не говорится о формальном голосовании народа: только путем громкого крика собрание выражает свое одобрение или недовольство по поводу внесенного предложения; и, когда речь идет о деле, для выполнения которого требуется участие народа, Гомер не указывает нам никакого способа, которым можно было бы принудить к этому народ против его воли».

Вопрос: переходила ли должность басилея по наследству от отца к сыну. На низшей ступени варварства должность вождя была наслед­ственна в роде, то есть, как только открывалась вакансия, она замещалась из среды членов данного рода. Если счет происхождения велся по женской линии, как у ирокезов, преемником умершего вождя большей частью изби­рался его родной брат; по мужской линии, как у оджибве и омаха,стар­ший сын. При отсутствии возражений против данного лица это стало правилом, но принцип избрания продолжал существовать. Таким обра­зом, одно только фактическое наследование должности старшим сыном или одним из сыновей (если их было несколько) еще не доказывает суще­ствования «наследственного права», так как и при свободном избрании сын, согласно обычаю, был вероятным преемником своего отца. Поэтому у греков, в соответствии с их родовыми учреждениями, следует предпо­лагать либо свободное избрание, либо утверждение басилея в его должности народом через посредство признанных им организаций, подобно рим­скому рексу. В таком случае так называемый наследник не мог вступить в должность без выбора или утверждения, а право (со стороны народа) выбирать или утверждать заключало в себе и право смещать.

Что же касается знаменитого отрывка из «Илиады», кн. II, стихи 203—206 (на котором и Грот основывает свои «роялистские» взгляды):

«Все мы, ахейцы, никак не можем здесь властвовать. Не хорошо многовластие. Пусть будет один повелитель, Один басилей, которому сын хитроумного Крона дал [Скипетр и законы, чтобы он повелевал нами}»,

* Иронически переиначенная по-немецки Марксом фамилия Гладстона; «Glad­stone» — «довольный камень», «Gutstein» — «добрый камень». Ред.


конспект книги Льюиса г. Моргана «Древнее общество» 337

то надо прежде всего заметить следующее: Агамемнон, в пользу которого Одиссей говорит в приведенном отрывке, выступает в «Илиаде» лишь как главный военный вождь, командующий войском перед осажден­ным городом. Стих, заключенный в скобки, отсутствует во многих рукопи­сях, например, в комментарии Евстафия 178. Одиссей не читает здесь лекции о форме правления, монархической или какой-либо другой, а требует «повиновения» главнокомандующему на войне. Для греков, которые под Троей представляли собой только войско, агора ведется достаточно демократично; Ахиллес, говоря о «подарках», то есть о дележе добычи, всегда называет это делом не Агамемнона или какого-нибудь другого басилея, но «сынов ахеян», то есть народа. Эпитеты «Зевсом рож­денный» или «Зевсом вскормленный» также ничего не доказывают, так как каждый род ведет свое происхождение от какого-либо бога, а род главы племени даже от «более знатного» бога (в данном случае — от Зевса); даже лично несвободные, как, например, свинопас Эвмей и коровий пастух Филотий, являются «божественными», и это в «Одиссее», следовательно, значительно позднее времени, описываемого в «Илиаде»; в той же «Одис­сее» название «герой» дается еще герольду Мулию, слепому певцу Демо-доку и т. д.; термин «койранос», который Одиссей наряду с термином «басилейь применяет по отношению к Агамемнону, также означает только «командующий на войне». «Василейяь — слово, которое греческие писа­тели употребляют для обозначения гомеровской царской власти (потому что главный отличительный признак ее — военное предводительство), при наличии буле и агоры, только разновидность военной демократии.

В героическую эпоху греческие племена жили в обнесенных стенами городах. Благодаря полевому земледелию, ремеслам и скотоводству чис­ленность населения выросла; потребовалось учреждение новых должно­стей и известное разделение их функций. Складывалась новая муниципаль­ная система; {наступил} период непрерывных войн за обладание наиболее подходящими территориями. Вместе с развитием частной собственности усилился аристократический элемент в обществе, что явилось главной причиной тех волнений, которые потрясали афинское общество от времени Тесея до времени Солона и Клисфена.

В течение этого периода и до окончательного упразднения должности басилея незадолго до первой олимпиады (776 г. до н. э.) басилей стал более влиятельным и могущественным, чем это было доступно до того времени кому бы то ни было. К его должности были присоединены или в нее включены функции жреца и судьи; он был, по-видимому, ex officio членом совета вождей. Власть командующего войсками в походе и гарни­зоном в укрепленном городе давала ему возможность приобрести влияние также и в гражданских делах; однако он, по-видимому, не обладал граждан­скими функциями. У басилея неизбежно развилось стремление присвоить новые права, отсюда постоянная борьба между ним и советом вождей, представителем родов. [Поэтому эта должность в конце концов была уп­разднена афинянами.]

Спартанские племена уже очень рано учредили эфорат, чтобы огра­ничить власть басилея. [Совет вождей, поддерживаемый агорой, обладал высшей властью в гомеровский период.]

Фукидид говорит (I, гл. 13): «По мере того как Эллада становилась могущественнее и все больше богатела, во многих городах вследствие уве­личения их доходов стали возникать тирании (раньше там была наслед­ственная (родовая) басилейя с определенными полномочиями), эллины начали снаряжать корабли и больше прежнего стремились к обладанию морем» 17в.

У Аристотеля («Политика», III, гл. X): «Итак, вот какие сущест­вуют четыре рода басилейи: во-первых, власть басилея героических времен,



к. Маркс


основанная на добровольном подчинении (свободного народа), но заклю­чавшая в себе определенные полномочия, а именно: басилей был военным предводителем, судьей и верховным жрецом; во-вторых, власть басгогея у варваров — наследственная и деспотическая по закону; в-третьих, так называемая айсимнетиявыборная тирания, и, в-четвертых, власть басилея в Лакедемоне, представляющая собою, в сущности, наследствен­ное командование войском». Аристотель не указывает никаких гражданских функций у басилея.

Что касается судебных функций, то они должны были носить такой же характер, как и у древних германцев — председатель-ствования на суде, которым являлось у последних народное собрание, председатель только ставил вопросы, но не выносил приговора.

Тирания основывалась на узурпации власти, никогда не занимала прочного положения в Греции, всегда считалась незаконной; убийство тирана считалось похвальным.

Клисфен уничтожил должность басилея, сохранил совет вождей в виде выборного сената и агору в виде народного собрания (экклесия); выборный архонт заменил у афинян басилея; басилей — на высшей сту­пени варварства — то же самое, что «теуктли» (военачальник, с прибавле­нием жреческих функций) ацтекской конфедерации — на средней ступени варварства; «теуктли» в свою очередь — то же самое, что, например, «великий войт ирокезской конфедерации — на низшей ступени варварства, а этот последний произошел из обыкновенного военного вождя племени.

ЧАСТЬ П. ГЛАВА X. УЧРЕЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Ввиду неспособности родовых учреждений удовлетворять усложнив­шиеся потребности общества, у родов, фратрий и племен были постепенно отняты все гражданские права и переданы, новым избирательным корпо­рациям. Одна система постепенно исчезала, другая постепенно входила в силу, в течение некоторого времени обе они существовали бок о бок.

Селение, обнесенное частоколом, — обычное место жительства пле­мени на низшей ступени варварства; на средней ступени — общие дома из необожженного кирпича и камня, в виде крепостей; на высшей ступенигорода, окруженные кольцеобразными валами и, наконец, стенами из обтесанных камней, с башнями, брустверами и воротами, с целью обеспе­чить всем одинаковую охрану и защиту общими силами. Города такого типа предполагают существование постоянного и развитого полевого земле­делия, владение стадами домашних животных, большим количеством то­варов и собственностью, состоящей из домов и земель. Мало-помалу выросла потребность в чиновниках и судьях, военных и муниципальных должностных лицах различных степеней, а также в определенном способе набора и содер­жания войск, что требовало общественных доходов. Все это сделало затруд­нительным для «совета вождей» управление обществом. Военная масть, вверенная сперва басилею, перешла теперь к полководцам и военачальникам, но была еще более, ограничена; судебная власть теперь принадлежала у афинян архонтам и дикастам; административная власть была нере­дана городским магистратам. Шаг за шагом из общей суммы полно­мочий, которыми народ облек первоначальный совет вождей, образовались путем дифференциации различные виды власти.


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 339

Этот переходный период описывается Фукидидом (кн. I, 2—13) и дру­гими авторами как время постоянных беспорядков вследствие коллизии властей и злоупотребления еще недостаточно точно определенными пол­номочиями, а также несостоятельности старой системы управления; этим была вызвана также необходимость замены обычного права писаным за­коном. Этот переход длился столетия.

Тесею приписывалась афинянами первая попытка уничтожить ро­довую организацию; имя Тесея следует рассматривать как название эпохи или ряда событий.

Численность населения Аттики (по Беку) lso во время ее расцвета приблизительно 500 000 человек; из этого числа больше двух третей, а именно 365 000, составляли рабы, около 45 000 — иностранцы, остается свободного гражданского населения 90 000 человек!

Согласно Шёману, Аттика была разделена на много небольших кня­жеств; древние авторы (Страбон, кн. IX; Плутарх. «Тесей», гл. 24, 32, 36) называют 12 государств; в некоторых из них было не по одному, а по нескольку больших и малых городов. По преданию, Тесей объединил страну а народ под управлением одного князя, сделал Афины местом пребывания центральной власти и положил конец раздельному управлению. Тесей был якобы басилеем Афин во второй половине XIII века до нашей эры.

До Тесея (см. Шёмана) народ Аттики жил в городах [по Шёману их указывается 12, столько же, сколько отдельных поселений и территорий, за­нятых 12 фратриями\,состопя из независимых племен. Каждое из них имело свою собственную территорию, в пределах которой оно жило, со своим домом совета и притапеем, но они объединились для взаимной защиты и избирали басилея в качестве главного командующего их общими военными силами. Но как только Тесей (см. Фукидид; то же самое у Плутарха) стал басилеем, он убедил аттические племена разрушить дома советов, упразднить магистратуры отдельных городов и соединиться с Афинами, так чтобы существовал один дом совета и один пританей [пританей — общественное здание, где поддерживался священный огонь и где жили пританы, или председатели сената]. Таким образом, четыре племени сли­лись при Тесее в один народ. {Плутарх говорит («Тесей», гл. 24): «Жители Аттики были раньше рассеяны повсюду, и только с трудом -можно было их собрать в общих интересах (это показывает, что они были объединены в конфедерацию до того, как слились в одно целое); иногда они даже враждовали и вступали в борьбу друг с другом. Тесей же объеди­нил их всех в одном городе и образовал из них единую общину одного еди­ного государства. Для этой цели он объехал отдельные общин» и колена, стараясь получить их согласие на это, и т. д. Могущественным лицам он обещал упразднение царской власти и т. д.» ш Далее, в главе 25: «Чтобы еще больше увеличить город, он обещал всякому, кто поселится в нем, одинаковые права; при этом, как говорят, он выступил с известным при­зывом через глашатаев: «.Сюда приходите, все народы!*, так как он хотел создать в Афинах всеобщий союз народов (читай: союз аттических племен). Для того же, чтобы приток разнородной массы

[фантазия Плутарха: тогда не существовало таких «масс»]

не внес беспорядка и замешательства в республику, он впервые разделил народ на благородных, земледельцев и ремесленников. Благородным он пере­дал надзор за религиозными делами и право занимать общественные должности (?). Он поручил им обучение законам и толкование божествен­ных и человеческих прав, однако не выделил их из числа остальных гра­ждан, ибо, хотя благородные и отличались оказываемым им почетом, зем-



К. МАРКС


леделъцы имели преимущество в отношении своей полезности, а ремеслен­ники — в отношении своей численности. То, что он первый, по словам Аристотеля, «склонялся на сторону народа» и упразднил единовластие, подтверждает, по-видимому, и Гомер, который в «Перечне кораблей» (II книга «Илиады») называет афинян простонародьем, демосом».]

Тесей разделил народ на три класса, не считаясь с родами, а именно: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремеслен­ников). Главные должности как в гражданском управлении, так и в жре­ческой иерархии {priesthood} были предоставлены первому классу. Это разделение на классы было не только признанием собственности и аристо­кратического элемента в общественном управлении, но и открытым вы­ступлением против власти родов. Существовало, очевидно, намерение соединить вождей родов с их семействами и зажиточных лиц из разных родов в отдельный класс, обладавший правом занимать главнейшие долж­ности, на которые было возложено управление обществом. Разделение остальных на два больших класса также наносило ущерб родам. Но все это не достигло цели. Так называемые теперь эвпатриды были, вероятно, теми лицами в каждом роде, которые и раньше занимали соответственные долж­ности. Эта система потерпела крушение, так как фактически не произошло никакого перенесения власти с родов, фратрий и племен на классы и так как такие классы, как основа системы, имели меньшее значение, чем роды.

[Заявление Плутарха, что «занимавшие низкое положение и бедные люди охотно откликнулись на призыв Тесея», а также приведенные им слова Аристотеля о том, что Тесей «склонялся на сторону народа», вопреки Моргану, указывают, по-види­мому, на то, что вожди родов и т. д. благодаря своему богатству и т. д. уже вступили в конфликт с членами родовмассой населения, что неизбежно при существовании частной собст­венности на дома, земли и стада, связанной с моногамными семьями.]

Перед первой олимпиадой (776 а. до н. э.) была упразднена в Афинах должность басилея; вместо нее была учреждена должность архонта, по-видимому, наследственная в роде, первые 12 архонтов назывались Ме-донтидами, по Медонту, который будто бы был сыном Кодра, последнего басилея.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 565 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2182 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.