Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конспект книги Льюиса Г. Моргана «древнее общество» 325 4 страница




Нибур, Герман, Моммзен и др. считали, что род состоял из семейств, тогда как он состоял из частей семейств, и род, а не семья, представлял единицу общественной системы.

Мало известно о ранней «социальной» истории Рима, так как права родов были переданы новым политическим корпорациям еще до того, как у римлятт возникла историография. Гай («Институции», III, 17) говорит: «Кто такие сородичи {gentiles} — мы сообщили в первой книге; а так как мы там говорили, что родовое право полностью вышло из употребления, то было бы излишне еще и здесь рассуждать об этом более подробно».

Цицерон («Учение о доказательствах», 6): «Сородичи суть то, которые носят одно и то же имя

(тотем/).

Но этого недостаточно. Те, которые рождены от свободных родителей. И этого еще недостаточно. Те, из предков которых никто не был в раб­стве. Еще недостает кое-чего. Те, которые никогда не были ограничены в гражданских правах. Этого, пожалуй, достаточно. Мне неизвестно, чтобы Сцевола, понтифекс, прибавил что-нибудь к этому определению».

Фест: «Сородичами называются и те, которые происходят из одного и того же рода, и те, которые называются одним и тем же именем».

Варрон («О латинском языке*, кн. VIII, гл. 4): «Как среди людей существует, родство по происхождению, так и в словах, ибо, как люди, происшедшие от Эмилия, суть Эмилианы и сородичи, так находятся в именном родстве и слова, производные от эмилиева имени, которое в соот­ветствующих падежах звучит: Aemilius, Aemilium, Aemilios, Aemiliorum; так звучат и остальные имена того же происхождения».

Из других источников вытекает, что только те лица принадлежали, к роду, которые могли вывести свое происхождение от признанного в роде предка исключительно через мужчин; они должны были также носить ро­довое имя (Цицерон).

445 г. до н. э. В речи римского трибуна Канулея по поводу его пред­ложения отменить закон, который запрещал браки между патрициями и плебеями, говорится (Ливии, кн. IV, гл. 4): «Ибо что изменится, если пат­риций женится на плебейке или плебей — на патрицианке? Что в конце концов меняется в правовом отношении? Ведь дети следуют за своим от­цом» (это доказывает, что происхождение считалось по мужской линии). Фактический пример счета происхождения по мужской линии: Юлия,


Конспект книги Льюиса г. моргала «древнее общество» 349

сестра Гая Юлия Цезаря, вышла замуж за Марка Аттия Балъба. Ее имя показывает, что она принадлежала к роду Юлиев. Ее дочь, Аттия, полу­чила родовое имя своего отца п принадлежала к роду Аттиев. Аттия вышла замуж за Гая Октавиана и была матерью Гая Октавиана (позже он стал называться Августом). Ее сын получил имя своего отца и при­надлежал К роду Октавианов.

Согласно Адаму («Roman antiquities»): если в семье была только одна дочь, она называлась по имени своего рода; так, например, Туллия, дочь Цицерона; Юлия, дочь Цезаря; Октавия, сестра Августа; они сохраняли то же самое имя после замужества. Когда было две дочери, одна называ­лась старшей, другая — младшей (как у дикарей). Если было более двух, они обозначались числительными, например: Прима, Секунда, Терция, Кварта, Квинта, или в ласкательной форме: Тертулла, Квартилла, Квинтилла... В эпоху расцвета республики неизменно и прочно сохраня­лись имена родов и прозвища семейств. Они былп общими для всех детей семейства и переходили на их потомство. После уничтожения свободы они изменились и смешались.

Насколько простираются во времени наши знания о римлянах, про­исхождение считалось у них по мужской линии. Во всех вышеприведенных случаях брак заключался вне рода.

Римские роды имели следующие права и обязанности:

\) взаимное право наследования имущества умерших членов рода;

2) обладание общим местом погребения; 3) общие религиозные обряды,
sacra gontilicia; 4) обязательство не вступать в брак внутри рода; 5) об­
щее владение землей;
6) взаимная обязанность помощи, защиты и мщения
за обиды;
7) право носить родовое имя; 8) право принимать в род чужих;
9) право избирать и смещать своих вождей.

К пункту 1. В 451 г. до н. э. был обнародован закон двенадцати таблиц. Старый порядок, по которому наследство разделялось между сородичами, уже был уничтожен; наследство переходило к sui heredes (его детям), а при отсутствии детей — к прямым потомкам умершего по мужской линии. Гай. «Институции», кн. III, 1 и 2. (Жена наследовала вместе с детьми.) Дети, находившиеся в живых, наследовали в равной доле, а дети умерших сыновей наследовали в равной части долю своего отца; иму­щество таким образом оставалось в роде. Дети женских потомков лица, не оставившего завещания, были устранены от наследования, так как они принадлежали к другим родам. Если у покойного не было sui heredes, то по этому же закону наследство переходило к агнатам (там же, кн. III, 9); агнатическое родство включало всех лиц, которые могли доказать свое происхождение по мужской линии от одного и того же предка, общего у них с лицом, не оставившим завещания; в силу этого происхождения все они, женщины так же как и мужчины, носили одно и то же родовое имя и по степени родства стояли ближе к умершему, чем остальные сородичи. Ближайшие по степени родства агнаты имели преимущество: прежде всего наследовали братья и незамужние сестры, затем дяди с отцовской стороны и незамужние тетки умершего и т. д. Но дети замужних сестер исключались из числа наследников, — потому что принадлежали к дру­гому роду, — в пользу даже таких сородичей (агнатов), чье родство с умер­шим могло быть доказано лишь на основании общего родового имени. Ро­довое право имело перевес над кровным родством, так как принцип, за­крепляющий собственность в роде, был основным. Последовательность (историческая), естественно, как раз обратная той, которая дана в две­надцати таблицах: 1) сородичи; 2) агнаты, в том числе и дети умершего, после того как счет происхождения перешел от женской линии к мужской;

3) дети, с исключением агнатов.



К. МАРКС


С замужеством женщина подвергалась deminutio capitis, то есть те­ряла свои агнатические права; незамужняя сестра могла наследовать, за­мужняя же — не могла, так как имущество перешло бы в другой род.

От архаических порядков дольше всего в Риме сохранялось возвра­щение в известных случаях имущества сородичам (это замечает и Нибур). — Вольноотпущенник в результате освобождения не приобретал родовых прав в роде своего господина, хотя ему разрешалось принять родовое имя своего патрона; так, например, Тирон, вольноотпущенник Цицерона, назывался Марк Туллий Тирон. Закон двенадцати таблиц предоставлял наследство после смерти вольноотпущенника, если он не оставил заве­щания, его прежнему господину.

К пункту 2. На высшей ступени варварства род имел место погребе­ния, которое предназначалось исключительно для его членов. Так было у римлян. Например, Аппий Клавдий, вождь рода Клавдиев переселился из сабинского города Регилл вместе со своим родом и многими клиентами в Рим, где сделался сенатором. Светоний («Тиберий», гл. I) говорит: »Пат­рицианский род Клавдиев... сверх того получил от государства поле (часть государственных земель) за рекой Анио — для клиентов, а для себяме­сто для погребения под Капитолием». Он получил место погребения "для своих членов согласно обычаю того времени.

Фамильное место погребения во времена Юлия Цезаря не вполне еще вытеснило родовое. Доказательство: Квинтилий Вар, потеряв свою армию в Германии, кончил жизнь самоубийством, его труп попал в руки врагов и был наполовину сожжен. Веллей Патеркул (II, 119) говорит: «Напо­ловину сожженное тело Вара было изуродовано дикими врагами, его го­лова была отрублена, доставлена Марободу, а им послана императору, и ей была оказана честь погребением в родовой могиле».

Цицерон {«Законы», II, 22) говорит: «Благоговейное отношение к гроб­ницам так велико, что погребение без священных обрядов и не на родовом кладбище считается грехом. Так во времена наших предков решил А. Торк-ват относительно рода Попилил», Во времена Цицерона семейное место погребения заменило родовое, так как семьи достигли полной автономии в роде. До закона двенадцати таблиц совершалось как сожжение, так и погребение в земле (этот закон запретил сжигать или зарывать трупы в черте города). Колумбарий (склеп с нишами для урн) обыкновенно мог вместить несколько сот урн.

К пункту 3. Sacra privata, или sacra gentlltcia совершались родом в определенное время. (Это было обязанностью всех членов рода, все равно, были ли они членами рода по рождению, или вследствие усыновления родом или принятия в род независимого лица {adrogation}. Освобождался от исполнения их и терял привилегии, соединенные с ними, тот, кто утратил связь со своим родом.) Упоминаются случаи, когда расходы по ис­полнению этих обрядов становились обременительными для рода вследствие уменьшения числа его членов. Священные обряды, как общественные, так и частные, находились исключительно в ведении жрецов; они не входили в компетенцию гражданских властей.

Со временем утвердились коллегии понтифексов, курионов и авгуров с тщательно разработанной системой богослужения, совершаемого жре­цами этих коллегий, но жрецы большей частью избирались; глава каждого семейства был также жрецом в своем домохозяйстве.

В ранний период существования Рима у многих родов были свои sa-cella (небольшие святилища без крыши; место культа; «sacellumэто не­большое место, посвященное богу, с жертвенником». Требаций к Геллию, VII, 12; «sacella называются посвященные богом места без крыши». Фест.) для совершения их религиозных обрядов; каждый род совершал свои


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 351

специальные жертвоприношения, которые переходили от поколения к по­колению и считались обязательными; так, Навтии приносили жертвы Минерве, Фабии — Геркулесу и т. д.

К пункту 4. Родовые порядки были обычаями, которые имели силу пи­саного закона; к таким обычаям относится запрещение брака внутри рода; по-видимому, оно позднее не было превращено в Риме в писаный закон; но римские родословные доказывают существование правила заключения браков вне рода. Это подтверждается еще следующим: все без исключения женщины с выходом замуж утрачивали свои агнатические права, так как выходили из рода (женщина не могла, таким образом, передать имущество из своего рода в род мужа). На том же основании дети женщины были лишены всех прав на наследство дяди или деда с материнского стороны; так как женщина выходила замуж вне своего рода, то ее дети принадлежали к роду отца, а не к ее роду, следовательно, не могли в нем наследовать.

К пункту 5. Общая земельная собственность — универсальное явле­ние у варварских племен, естественно поэтому, что она существовала п у латинских племен. Уже в очень раннее время часть земель, по-видимому, находилась во владении отдельных лиц. Право владения землей сперва осно­вывалось, несомненно, только на фактическом пользовании, как это имело место уже на низшей ступени варварства.

У латинских земледельческих племен одна часть земель находилась в общем владении племен, другаяв общем владении родов и третьядомохозяйств.

Наделение землей отдельных лиц стало во времена Ромула обычным, а позднее всеобщим явлением. Варрон («О сельском хозяйстве», кн. I, гл. 10) говорит: «Два югера, которыми (по преданию) Ромул впервые на­делил каждого, с тем чтобы они переходили по наследству, называются наследственным имуществом». (То же у Дионисия.) Подобное же наделение землей будто бы произвели Пума и Сервий Туллий; это было началом ничем не ограниченной индивидуальной собственности, которая предпо­лагает оседлую жизнь и т. д. Земля не только распределялась, но и даро­валась органами власти, что резко отличается от права владения, происте­кающего из акта отдельного лица... Эти наделы давались из фонда тех зе­мель, которыми римский народ владел сообща. Роды, курии, племена и после начала цивилизации владели сообща известными участками земли наряду с индивидуальными наделами.

Моммзен говорит, что «римская территория в древнейшее время была разделена на известное число клановых

(вероятно, у него говорится «.Geschlechter» — родовых)

округов; позднее они послужили основанием для древнейших сельских округов (tribus rusticae)... Эти названия (округов) произошли не от мест­ности, как у округов, прибавленных позднее, но все без исключения образо­ваны от названий родов, например: Камиллиева, Галериева, Лемониева, Поллиева, Пупиниева, Волтиниееа, Эмилиееа, Корнелиева, Фабиева, Го-рациева, Менениева, Папириева, Ромилиева, Сергиева, Ветуриева». Каждый род, таким образом, владел отдельным округом и был расселен в его пре­делах. (Да и в самом Риме роды селились в отдельных районах.)

Моммзен говорит далее:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2050 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.