«2ü-io а 27-го передовые части колонны главной армии, наступавшей под командованием его светлости фельдмаршала князя цу Виндишгреца, атаковали мятежников и выбили их с позиции за Тарной между Напольной и Калем. Колонны фельдмаршал-лейтенанта Шлика, наступавшие на Вер-пелет и Эрлау, обошли противника с фланга и благодаря этому удачному маневру создали угрозу путям его отступления на Мишкольц и Токай. 28-го фельдмаршал продвинулся по всему фронту и перенес свою главную квартиру в Маклар, сразу же после оставления его врагом, отступившим в направлении к Мезёкёвешду. — Поспешно преследуя быстро отступающего врага, полк кирасир принца Карла Прусского 105 натолкнулся вблизи Мезёкёвепща на сосредоточенные здесь арьергардные части врага. В завязавшемся упорном кавалерийском бою полк получил поддержку от следовавших за ним бригад Висса и Монтенуово. В этом первом сражении были ранены майор принц Голыптейн и два офицера. Первого марта фельдмаршал предпринял большую рекогносцировку по всей линии фронта, протянувшегося по долине от Мезёкёвешда через Иштван до Тисы, что, однако, не дало ожидаемого результата из-за сильного тумана и снегопада. — Тем временем корпус фельдмаршал-лейтенанта Шлика продолжает маневрировать на правом фланге противника, вынудив его этим еще днем очистить Мезёкёвешд и через Семере и Эгерфармош отступить к Поросло. Бригада Дейма из корпуса фельдмаршал-лейтенанта Шлика заняла Мезёкёвешд. — К полудню, когда туман несколько рассеялся, производившие рекогносцировку передовые части донесли, что враг отступает к переправе через Тису около Тисафюрода. Фельдмаршал тотчас же направил три бригады, чтобы преследовать противника, арьергард которого был настигнут у Семере. — Под Эгерфармошем враг еще раз сделал попытку оказать сопротивление, но был отброшен, и вечером это место было занято нашими победоносными войсками Одновременно фельдмаршал направил из Бешеньё под командованием генерал-майора Цейсберга одну бригаду первого армейского корпуса по дороге на Поросло, и утром 2-го, каковым числом датируются последние донесения из главной квартиры в Маклере, вся армия двинулась к Тисе».
Как и предполагалось, мадьяры опять отступили за Тису. Мы уже сто раз говорили, что было бы безответственным легкомыслием с их стороны принять решающее сражение на правом берегу реки, не будучи совершенно уверенными в своей победе. Как видно из вышеприведенного сообщения аугсбургской «Allgemeine Zeitung», численное превосходство австрийцев было еще слишком велико. Они могли стянуть свои главные силы, мадьяры же должны были оставить под Дебреценом и вообще за Тисой сильные резервы и, в частности, значительную часть своих только что сформированных войск. Мадьяры показали австрийцам, что они имеют дело не с «трусами», не со сбежавшимся со всех сторон «сбродом», и поступили абсолютно правильно, когда, достигнув своих целей, отошли обратно за Тису.
Из всех военных операций господина Виндишгреца становится ясно, каким уважением он пользуется сейчас в глазах венгерской армии. 28-го он занимает Маклар, то есть продвигается вперед лишь в течение одного часа. Первого он у Мезёкёвешда, то есть опять продвинулся на одну милю. И здесь он предприни-
202 27-й бюллетень. — военные сообщения'
мает даже не общее наступление, а только «большую рекогносцировку»!! Видно, Виндишгрец после своей блестящей победы под Капольной так энергично преследовал мадьяр, что уже через две-три мили потерял их след и был вынужден предпринять рекогносцировку, чтобы сначала узнать, где они находятся!
Тем временем Шлик продолжал маневрировать «на правом фланге неприятеля» и достиг этим огромных результатов — «враг» отступил как раз туда, куда он и должен был бы отойти и без этого замечательного маневра, а именно — к своей главной переправе через Тису в Тисафюреде. Вообще Шлик в своем фланговом маневре, который, впрочем, на карте выглядит в высшей степени своеобразно, видимо, вел себя по отношению к отступающей мадьярской армии так же почтительно, как и Виндишгрец на линии фронта. Короче говоря, 2-го главная квартира храброго Виндишгреца была еще в Макларе, то есть лишь на милю дальше, чем он находился 26-го утром, за шесть дней до своей великой двухдневной победоносной битвы!
Отсюда 2-го вся армия «двинулась к Тисе». Как известно, это уже в третий раз императорские войска «движутся к Тисе», и на сей раз, вероятно, они будут иметь такой же успех, как и раньше, а именно: остановятся на Тисе и ограничатся тем, что будут бросать через реку тоскливые взгляды на недосягаемые дебреценские степи.
С севера мы узнаём:
«Авангард дивизии фельдмаршал-лейтенанта Рамберга уже продвинулся от Кашау по дороге, разветвляющейся у Хидашнемети влево на Токай и вправо на Мишколъц».
В переводе на немецкий, авангард упомянутой дивизии продвинулся ровно на четыре мили, да еще по той дороге, где не может быть крупных неприятельских сил, а самое большее — бродят лишь вражеские партизаны — гусары Кошута. Потрясающий успех, достигнутый замечательной отвагой!
Далее в бюллетене говорится о нескольких боях под Ко-морном ш, свидетельствующих, однако, более о мужестве ко-морнского гарнизона, чем об успехах австрийцев. Помнится, еще в январе «Kölnische Zeitung» по меньшей мере раз десять сообщала, что защитники Коморна подняли белый флаг. Мнимая «первая бомбардировка» Коморна, которая якобы уже произошла, выглядит теперь таким образом, что не австрийские бомбы сыпались на Коморн, а, напротив, коморнские гранаты — на австрийцев. Бюллетень сообщает: