Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функции политической системы. Классификация политических систем




В отечественной политологии выделяют перечень функций в соответствии с внутренними и внешними обстоятельствами политической системы.

1. Управление обществом предполагает определение целей, задач развития общества, выработку и реализацию политического курса, обеспечение контроля за деятельностью всех элементов системы в ее идеологическом и информационном обеспечении.

2. И нтеграция элементов политической системы в единое целое для достижения поставленных целей достигается организацией консолидации общества посредством урегулирования конфликтов.

3. Регулирование и распределение материальных и духовных ресурсов,политических отношений, политического поведения, нормотворчество, выработка эталонов общественного поведения осуществляется через согласование интересов субъектов политического процесса.

4. Политическая коммуникация обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и внешней и внутренней средой средой. Информация дает возможность властным структурам принимать оптимальные решения, мобилизовывать поддержку системе управления со стороны населения, формировать общественное мнение для обеспечения стабильности и безопасности общества. Ее жизнеспособность определяется тем, насколько в ней преобладает согласие и сотрудничество между отдельными элементами.

Осуществлениеконтроля за исполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения достигается через политическую социализацию личности и общества. Для политической системы исполнение этой задачи является важным направлением эффективной реализации совокупности правил игры в процессе взаимодействия и функционирования ее институтов. Этому процессу способствует политическая культура и политическая этика субъектов мира политического.

Политическая система характеризуется интегрированностью, что, в свою очередь, предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов. Политическая система самодостаточна в том смысле, что в силу своей внутренней организации и ресурсов, а также ее доступа к необходимым ресурсам в окружающей среде она обладает способностью функционировать автономно, реализуя свои ценности, нормы и коллективные цели, приспосабливаясь к условиям среды.

Каковы же субъекты политических отношений? К. Маркс считал субъектами политики и политических отношений классы, а Ф. Парето и Г. Моска - элиты, А. Бентли, Д. Трумен и др. - заинтересованные группы. Однако очевидно, что политические отношения могут реализовываться как между различными политическими институтами, так и социально-политическими силами. Иначе говоря, и те и другие могут выступать в качестве субъектов политических отношений.

Политические отношения по поводу власти всегда существуют в обществе. С рассматриваемой точки зрения одним из основных для всех теорий является поставленный некогда Платоном вопрос: "Кто должен господствовать?" или другими словами: "Чья воля может и должна доминировать в обществе?" На этот вопрос существует множество разных ответов: воля всевышнего, воля истории, воля государства, воля народа, воля большинства, воля класса, партии, вождя и т.д. Вопрос может быть поставлен и несколько иначе: кому следует править? Почему? Как? В чьих интересах? и т.д. Ответы на эти вопросы позволяют интегрировать критерии классификации политических систем с позиций разных подходов.

Марксистский подход абсолютизирует классовый фактор в функционировании и развитии политической системы. Исходя из этого фактора, выделяют рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические политические системе.

Представляет научный интерес классификация систем правления, предложенная немецким социологом и юристом М. Вебером (1864-1920). М.Вебер, исходя из типов легитимации политических систем, подразделяет их на традиционные, харизматические и рациональные.

Легитимность на традиции основывается на утвердившемся убеждении в святости традиционных устоев необходимости подчинения правителям, осуществляющим свою власть. М. Вебер рассматривал этот тип легитимности как самый универсальный и самый примитивный вариант. Однако и современные системы в значительной мере черпают легитимность из социокультурных традиций. Многие аспекты политической системы Великобритании, например, монархия, принимаются ее гражданами в силу их традиционности.

Исключительные личные качества правителей, объединяемые понятием «харизмы», придают легитимность политической системы.

Легализация как тип легитимности власти в политической системе базируется на рационально-правовых основах, когда официальные лица принимаются в силу того, что они правомочны решать от имени общества все вопросы в их компетенции на законных основаниях. Это рассматривается как легитимная власть.

Французский социолог Ж. Блондель разделял политические системы по содержанию и формам правления на: а) либеральные; б) радикально-авторитарные, или коммунистические (равенство социальных благ и пренебрежение к либеральным средствам их достижения); в)традиционные (неравномерное распределение материальных и социальных благ, власть олигархии, консерватизм); г) популистские (стремление к равенству, авторитарные методы и средства управления); д)авторитарно-консервативные (сохранение сложившегося неравенства "жесткими" средствами).

Американский политолог Г. Алмонд в целом развивает и конкретизирует только что приведенные типы и выделяет а) англо-американскую политическую систему (гомогенная и плюралистическая культура; четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность, антиэтатизм, эгалитаризм, секуляризм и индивидуализм); б) континентально-европейскую (фрагментарная, с сосуществованием старых и новых культур, множеством субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом; сильное влияние этатизма и элементов авторитарности; в) доиндустриальные и частично-индустриальные системы (смешанная политическая культура, в которой сосуществуют традиционные институты, ценности, нормы и ориентации западной политической системы (парламент, бюрократия и др.), которые постепенно разрушают священные обычаи, традиции, связи; атмосфера неустойчивости, которая порождает поиск харизматического лидера с неотчетливым разделением властей, ограничением свободы, применением насилия); г) политические системы тоталитарного типа(принудительный тип политической активности, власть бюрократии и одной партии, отсутствие возможностей для реализации частного интереса и создания добровольных объединений).

В наши дни в большинстве случаев используется однолинейная методология типологизаций: либо по вертикали - разграничение и сравнение "низших" и "высших" форм правления (рабовладельческие - феодальные- капиталистические; патриархальные - традиционалистские- рационалистические), либо по горизонтали (коллективистские - индивидуалистические; диктаторские - либеральные; тоталитарные -демократические и т.д.).

В первом случае речь идет о типах политической системы, во втором - о типах политических режимов. По взаимодействию власти, личности и общества выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 978 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.