Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средние века и новое время




Распад Римской Империи уничтожает централизованный контроль государства над семьей. Но остается не менее жесткий, часто жестокий, контроль общины. Кроме того, функцию контроля обретает церковь.

Община и церковь регулируют:

— вопросы брака: этикет взаимоотношения полов (два раза прошел с девушкой по деревне — высылай сватов), брачный церемониал, экономику брака;

— контроль рождаемости,

— взаимоотношения супругов, включая вопросы супружеской верности;

— взаимоотношения детей и родителей;

— усвоение и приверженность системе общественных ценностей;

— вопросы опеки над сиротами

— и др.

 

Долгое время правовое положение главы рода и его домочадцев остается неизменным. Права родителя, правда, уже не простираются на самую жизнь детей, но юридический шлейф еще остается. Так, например, на Руси еще Соборное уложение 1649 года гласило:

Соборное уложение 1649

«А будет который сын или которая дочь отцу своему или матери смертное убийство учинет с иными кем, и сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смертию безо всякия пощады. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме, приходити им в церковь божии, и у церкви божии объявити тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».[288]

При этом Уложение не выделяет умысла со стороны детей при убийстве родителей. В соответствии с традицией русского законодательства за убийство родителей дети карались смертью независимо от мотивов и фактических обстоятельств убийства. Законодатель как бы приравнивал его к душегубству, совершенному в церкви или на царском дворе.[289]

Семья в утопических учениях

Таким образом, в европейской традиции социум всегда вмешивался в жизнь семьи. Семья была ограничена в своих возможностях — и прежде всего в возможностях социализации нового поколения.

Функция социализации была монополизирована им. Социум контролировал внутрисемейные отношения, властно вмешиваясь даже в такие деликатные сферы, как супружеская верность.

Отсюда неудивительно, в европейской культуре всегда была свойственна идея подчинения семьи не только моральным ценностям общины, но и политическим интересам государства. Более того, утопическая мысль склонялась к полному уничтожению института семьи.

Античность

Платон (вслед за Сократом, его учителем) проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые вообще не должны знать своих родителей.

В идеальном государстве Платона для стражей семья практически упраздняется. Брак — это только соединение мужчин с женщиной для рождения детей. Он увеличивает население, но не способен привести к образованию семьи. Браки должны втайне устраиваться правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с лучшими.

Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие — другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.

Платон о браке

…лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими <…> потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет, раз наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить ни малейшего разлада в отряд стражей.

<…>

Надо будет установить законом какие-то празднества, на которых мы будем сводить вместе девушек и юношей, достигших брачного возраста, надо учредить жертвоприношения и заказать нашим поэтам песнопения, подходящие для заключаемых браков. А определить количество браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось.

<…>

А жеребьевку надо, я думаю, подстроить как-нибудь так, чтобы при каждом заключении брака человек из числа негодных винил бы во всем судьбу, а не правителей.

<…>

А юношей, отличившихся на войне или как-либо иначе, надо удостаивать почестей и наград и предоставлять им более широкую возможность сходиться с женщинами, чтобы таким образом ими было зачато как можно больше младенцев.

<…>

Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особо для этого поставленных должностных лиц, все равно мужчин или женщин, или и тех и других, — ведь занятие должностей одинаково и для женщин, и для мужчин.

<…>

Взяв младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города. А младенцев, родившихся от худших родителей или хотя бы от обладающих телесными недостатками, они укроют, как положено в недоступном, тайном месте.

<…>

Они позаботятся и о питании младенцев: матерей, чьи груди набухли молоком, они приведут в ясли, но всеми способами постараются сделать так, чтобы ни одна из них не могла опознать своего ребенка. Если материнского молока не хватит, они привлекут других женщин, у кого есть молоко, и позаботятся, чтобы те кормили грудью положенное время, а ночные бдения и прочие тягостные обязанности будут делом кормилиц и нянек.

<…>

Женщина пусть рожает государству начиная с двадцати лет и до сорока, а мужчина <…> вплоть до пятидесяти пяти лет.[290]

При этом надо понять, что в утопии Платона общность жен является развитием идеи общности имуществ и означает достижение высшей формы единства в государстве.

 

Диоген Синопский (около 404—323 до н. э.), древнегреческий философ, отвергал цивилизацию, в частности государство, объявлял культуру насилием над человеческим существом и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние. Себя он объявлял гражданином мира, проповедовал общность жен и детей.

Новое время

Мюнстерская коммуна (1534-1535) — власть анабаптистов в г. Мюнстер (Вестфалия) во главе с Яном Матисом. Мюнстерская коммуна провела конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов и денежного обращения, уравнительное распределение предметов потребления, была введена общность жён. Просуществовала 14 месяцев.

Кампанелла в «Городе Солнца» проповедует общность имущества, общность жён, он противник частной собственности в отношении не только средств производства, но и средств личного потребления.

Кампанелла. Город Солнца

Ведению Любви (одного из департаментов государственного управления) подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание новорожденных…

<…>

Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не назначаются к производству потомства раньше двадцати одного года или даже позже, если они имеют слабое телосложение. <…>

Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга.

<…>

Гостинник: Все это, по-моему, и прекрасно и свято, но вот общность женщин — это вопрос трудный. Святой Климент Римский, правда, говорит, что и жены, согласно апостольским правилам, должны быть общими, и одобряет Платона и Сократа, которые учат так же, но Глосса понимает эту общность жен в отношении их общего всем услужения, а не общего ложа. И Тертуллиан единомыслен с Глоссою, говоря, что у первых христиан все было общим, за исключением жен, которые, однако, были общими в деле услужения.

Мореход: Сам-то я плохо это знаю. Но я наблюдал, что у Соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке <…> Думаю, однако, что в этом они, может быть, и ошибаются. Но сами-то они приводят в подтверждение себе мнение Сократа, Катона, Платона и святого Климента…»

Коммунистическое движение

Карл Маркс. К идее государственного воспитания детей и уничтожения института семьи склонялись и основоположники коммунистического учения[291]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2398 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.