Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Библейские свидетельства о сиротстве




«Отторгают от сосцов сироту»;[246]

«…дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою»;[247]

«…мы сделались сиротами, без отца; матери наши — как вдовы»[248]

и так далее, и так далее.

Другими словами, мы видим, что сирота — это, прежде всего, ребенок потерявший отца. Только это делает его обездоленным, лишает его защиты. Об этом свидетельствует бытописание оставленного Одиссеем дома. Об этом же говорит и плач Андромахи:

 

…а сын, злополучными нами рожденный,

Бедный и сирый младенец! Увы, ни ему ты не будешь

В жизни отрадою, Гектор,— ты пал! — ни тебе он не будет!

Ежели он и спасется в погибельной брани ахейской,

Труд беспрерывный его, бесконечное горе в грядущем

Ждут беспокровного: чуждый захватит сиротские нивы.[249]

 

Но все же главное здесь не лишение защиты, ибо охрану сироты берет на себя общество, древние законы, нравственные нормы.

О вдовах и сиротах лишившихся защиты мужа и отца, говорится уже в первых кодексах: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове <…> притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова»,— говорится в Законах Хаммурапи, в наставлениях королям (Не отнимать у сирот их добра, у вдов последний грош не вымогать»...)[250]

«Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба»,— поет Давид;[251]

 

Будет в чести и могила героя, отведают чести

Дети, и дети детей, и все потомство его

 

— как бы вторит ему Тиртей…

 

Недополучивший свою порцию материнской ласки, ребенок вырастает эмоциональным калекой, неспособным понять и считаться с чувствами другого.

Но и женщина не в состоянии дать маленькому человеку все, что потребуется ему в «большой» жизни. Главное состоит в том, что она не способна обеспечить нормальную социализацию ребенка. Это обусловлено тем, что система ценностей женщины радикально отличается от системы ценностей мужчины. С известной долей преувеличения можно сказать, что мать готова пожертвовать всем человечеством ради спасения своего ребенка, отец — ребенком ради спасения человечества.

Мир женщины ограничен тем кругом, который освещается и обогревается теплом домашнего очага. Все, что выходит за его пределы, имеет для нее незначительную ценность.

Мир мужчины — это мир социальных статусов, а значит, функциональных обязанностей, статусных прав и прав других лиц и социальных институтов по отношению к нему, ответственности перед другими и ответственности других перед ним. Жизнь мужчины немыслима без ниспровержения каких-то одних ценностей и навязывания социуму других, без умения повиноваться и властвовать. Словом, это мир, в котором очень слабо ориентируется женщина.

Но в мире «женских» приоритетов ребенок существует только первые годы своей жизни. Взрослея, он входит во второй. Поэтому в раннем детстве он не может обойтись без матери, и, лишаясь ее, недолюбленный ею, он, как недооблизанный зверек, на всю жизнь остается неполноценным человеком, которому трудно установить эмоциональный контакт даже с собственными детьми. Не случайно дети, выросшие в детском доме, в подавляющем большинстве не способны создать собственную семью.

И все же с годами для любого ребенка гораздо более значимой становится роль отца.

Для девочки — это школа понимания мужчины. То есть не только его долга по отношению к женщине, но и долга женщины по отношению к нему. Школа понимания того, что одной молодости и «неземной красоты» недостаточно для будущего союза. Школа понимания того мира, центральное место в котором занимает дело.

Для мальчика — это, прежде всего, школа повиновения и понимания того, что есть право и есть право воспользоваться им. Не научившийся первому и не усвоивший второе, он становится нравственным уродом.

 

Таким образом, неполная семья — это всегда рассадник эмоционально-психических и нравственных «мутантов». Разрывая союз, и мужчина, и женщина мстят не только, мелочно, друг другу (хотя и друг другу тоже), но, по-крупному, и всему социуму. Однако прежде всего и страшнее всего — своим собственным детям.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ.

Важным для понимания семьи является исторический обзор ее развития.

В осмыслении существа этого древнего социального института необходимо прежде всего отрешиться от тех розовых представлений, согласно которым семья — это последнее прибежище человека, теплое облако любви и заботы, в котором он может укрыться от всех невзгод. История семьи со всей решительностью опровергает этот наивный идеалистический взгляд. Но вместе с тем дает возможность трезво взглянуть на его место в развитии как человека, так и его социума.

 

Вероятно, было бы правильней сказать, что семья как могущественный социальный институт имеет мало общего с тем маленьким союзом обязанных друг другу людей, что окружает появляющегося на свет ребенка. Инстинкты, присущие животному, разумеется же, наследуются и человеком. А следовательно, любовь и забота о своем потомстве остается свойственной и ему. Но при всем этом именно семья как подразделение огромного социального монстра долгое время оказывается самым средоточием всех его страданий.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к свидетельствам истории.

Общий обзор

В древности семья существует как суверенное образование, в деятельность которого не вмешивается — и не вправе вмешаться — никто. Во многом это обусловлено тем, что сама семья, род — это и есть община, т.е. объединение высшей ступени организации.

На этой стадии семья самостоятельно обеспечивает свой суверенитет. Для этого она прежде всего обеспечивает свою способность к экономической автаркии, а также свое могущество, способность самостоятельно защитить себя от любого стороннего вмешательства.

Совокупное могущество рода — это прежде всего численность мужчин. И уже только потом быки, овцы, пальмовые деревья (позднее на месте этих конвертируемых во все блага начал окажутся сундуки с золотом), словом, все, что ассоциируется с материальным достатком… Что же касается мужчин, то их назначение состоит в том, чтобы приумножать и защищать богатство своего рода. А еще — заботиться о том, чтобы никто из посторонних не смог бы возвыситься до черты, за которой начинается иррадиация угрозы. Мужчины — залог могущества древних племен. Именно отсюда рождается идеал многочисленного, «как морской песок», «как звезды на небе» потомства.

Заметим, что и многоженство восточных народов во многом берет свое начало именно в этой парадигме древнего сознания. Кстати, собственное потомство любого родоначальника зачинается не только от законных жен, но и от рабынь-наложниц, поэтому вовсе не исключено, что семьсот жен и триста наложниц царя Соломона[252] — это все та же дань все тем же стандартам мышления самого священнописателя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2199 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.