Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование этики и культуры рыцарства




Но именно вокруг этого разбойного честолюбивого племени создается целый пласт богатейшей средневековой культуры.

Чтобы понять ее происхождение, необходимо уяснить место этого сословия в социальной структуре того времени. Что же касается места, то его попросту нет, и поэтому его положение совершенно уникально. Общество того времени делится по трем критериям на:

— знать и простонародье,

— свободных и несвободных,

— мирян и духовных особ.

Рыцарь же стоит вне знати, но не относится и к простонародью. Его род восходит к привилегированным сословиям, но сам он, в силу высказанных выше причин, не обладает ни титулами, ни состоянием.

Разумеется, он не относится к людям, находящимся в личной зависимости, но принесенные клятвы делают его несвободным. Рыцарь подчиняется всем приказам своего господина, или назначенного им командира, и за неисполнение своего долга может лишиться жизни, но с другой стороны, он служит добровольно, и связан только собственной клятвой.

Наконец, он не относится к мирянам, ибо принесенные обеты ставят его вне «мира», но в то же время ему не находится места и среди духовных лиц, потому что носит оружие. К слову, долгое время, как показывает история рыцырства, церковь с осторожностью относится к этому сословию именно из-за оружия.[141]

Но ничего другого в социальной структуре того времени не существует, и он оказывается «между небом и землей», нигде не находя пристанища. Словом, перед нами воистину трагическая фигура, обездоленная всем, что существует на свете: родными, церковью, миром.

Потому нет ничего удивительного в том, что в конце концов складывается совершенно особая замкнутая в самой себе корпорация, и особый образ жизни, о которых говорят историки рыцарства.

Нет ничего удивительного и в том, что эта трагическая фигура со временем начинает вызывать сочувствие к себе (человеку свойственно любить обиженных), вокруг нее складывается какая-то особая аура. Обездоленный всеми герой вынужден сражаться — но, разумеется, не с со своим родом, не с миром и уж тем более не с церковью, ибо конечно же вина не на них, но на каких-то темных потусторонних силах. Ему бросает перчатку само «Зло», и, принимая вызов, рыцарь закономерно становится его антиподом, т.е. средоточием самых чистых и благородных стихий. И уже в силу этого — Защитником (именно так — с самой большой буквы) всех слабых и угнетенных вообще, борцом за истинную веру, и справедливость.

Словом, формируется совершенно особая мифология, более того — особая культура, в самом центре которой оказывается он.

В средневековой книге, написанной Раймоном Льюлем в 1275 году, так говорится о происхождении рыцарства:

Книга о рыцарском ордене: [142]

В мире, в котором не оставалось места милосердию, попранной оказалась справедливость, и тогда она была вынуждена для восстановления своего достоинства прибегнуть к помощи страха; ради этого весь народ был поделен на тысячи, а из каждой тысячи был избран и выделен один, самый обходительный, самый мудрый, самый преданный, самый сильный и превосходивший всех благородством, просвещенностью и учтивостью.

Среди животных было выбрано животное самое красивое, самое быстрое и самое выносливое, наиболее приспособленное к тому, чтобы служить человеку; а коль скоро конь — самое благородное из всех животных, способное как нельзя лучше служить человеку, то его и решили предоставить человеку, выбранному среди других людей, и назвали этого человека рыцарем.[143]

Едва лишь наиблагороднейший человек был обеспечен наиблагороднейшим животным, возникла необходимость снабдить его достойными доспехами, пригодными для сражений и способными предохранить от ран и от смерти; и такие доспехи были найдены и вручены рыцарю.

Следовательно, кто вознамерился стать рыцарем, должен задуматься и поразмыслить над высоким предназначением рыцарства; желательно, чтобы душевное благородство и надлежащее воспитание были в согласии с предназначением рыцарства

Рыцарь в мифологизированных представлениях того времени — это живое воплощение воинствующей справедливости; именно ее утверждение, помощь слабым, наказание виновных составляют его назначение в этом мире. Он должен быть готов умереть за христианскую веру, покровительствовать вдовам и сиротам, не поддерживать несправедливого дела, защищать невинно угнетенных, во всех делах соблюдать смирение… и не следует думать, что эти требования не оставляли никакого следа в сердце посвящаемого.

В старофранцузском эпосе, возлагая корону на своего сына, Карл наставляет его:

Старофранцузский эпос («Коронование Людовика»)

Людовик, милый сын,— промолвил Карл,—

Прими над нашим королевством власть

И на таких условиях им правь:

Не отнимать у сирот их добра,

У вдов последний грош не вымогать…[144]

Специфический ореол, окруживший (по преимуществу литературную, если не сказать баснословную) фигуру героя, сильно способствовал тому, что идея сочувствия и слабым, и их благородным защитникам переставала быть чуждой и общественному сознанию. А потому трагический образ вооруженного защитника всех обездоленных и гонимых, не мог не рождать мысль о том, что первым, кто в действительности нуждался в помощи, был сам рыцарь, и чье сердце в те времена не было тронуто жалобой графа Гильома, героя старофранцузского эпоса?

Средневековый эпос («Нимская телега»)

Король Людовик,— молвил удалец,—

Я у тебя на службе поседел,

А у меня коню на сено нет.

Одет я всех беднее при дворе,

Не знаю я, куда податься мне.[145]

Но такое самоотвержение невозможно без награды, и фольклор облекает эти ожидания в гиперболизированные куртуазные формы:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.