Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление личности. Личность как воплощение внешних факторов, сообщающих достоинство




Ритуальный каннибализм

Одной из первых форм преодоления ограниченности наличного бытия, прорыва в иную форму существования, которая открывает перед человеком новые возможности, является ритуальный каннибализм.

Каннибализм широко распространен в природе — животные-хищники не упускают возможности утилизировать своих сородичей, даже собственных родственников. Здесь одновременно и регулирование санитарии и обеспечение себя необходимым для выживания.

Первобытные племена, живущие в наше время в джунглях Южной Америки и островах Океании, пустынях Африки и Австралии, не видят причин отказываться от легко доступного животного белка во время голода. Когда европейский путешественник впервые встретил индейцев, живших на Огненной Земле, и познакомился с их жизнью и обычаями, он узнал о принятом в племени каннибализме. Путешественник спросил одного индейца, почему во время голода в первую очередь съедают старух, а не собак, единственных домашних животных, знакомых племени. Индеец посмотрел на белого человека, как на идиота, и ответил: «Собаки ловят выдр, а старухи — нет».

Но с развитием общества характер каннибализма меняется. Он перестает быть средством удовлетворения голода и обретает ритуальный характер, наполняется глубоким метафизическим смыслом. Захваченный в бою противник, обладающий выдающимися достоинствами, съедается победителем. Обычай поедания основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему.

Развитие цивилизации, обретение способности постижения действительности рождает мифологему, согласно которой качества человека имеют род самостоятельного существования. Это некие особые субстанции, способные переходить от тела к телу. К ним, в первую очередь, относятся те, что обеспечивают его превосходство над окружением: силу, бесстрашие, ловкость... Отсюда, различие достоинств человека объясняется тем, что эти субстанции в разной степени концентрируются в людях. Но дело можно поправить, попросту съев ту часть тела, в которой они пребывают.

Пережиток этого ритуала сохраняется еще в Древней Греции. Об этом говорит в своей «Истории» Геродот.

Геродот о каннибализме

При осаде египетского города Пелусия греческие наемники воевали как на стороне фараона, так и против него: часть из них под началом некоего Фанеса изменила. За это, по древней легенде, сохраненной для нас Геродотом, «в гневе на Фанеса за то, что тот привел вражеское войско в Египет, придумали отомстить ему вот как. Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наемники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их над чашей одного за другим. Покончив с ними, наемники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой.[98]

Это не простое запугивание: дескать, и с тобой, Фанес, будет то же, что с твоими детьми. Такое бахвальство только прибавляет злобы врагу, а следовательно, увеличивает его шанс на победу. Здесь другое — отголосок древней магии: «Теперь против тебя, Фанес, будут воевать твои собственные дети!» А вот это и в самом деле может вселить мистический ужас...

Впрочем, осажденные проиграли сражение. Но только ли от того, что древние ритуалы уже потеряли свою силу?

Даже утратив силу, пережитки древних ритуалов сохраняются и по сию пору. Компьютерные игры одна за другой тиражируют сюжет, когда игрок, побеждая какого-то виртуального противника, забирает его силу или обретает «дополнительную» жизнь. А это ничто иное, как «генная память» о магии, родившейся задолго до становления первых цивилизаций.

В разных (значительно стертых цивилизованностью) формах ритуал переживает тысячелетия.

У Майн Рида индейцы охотятся за скальпами своих врагов. Количество скальпов – это свидетельство доблести воина. Конечно, здесь уже нет сознания того, что именно снятие скальпа сообщает победителю новые качества, но рудимент подобного взгляда на вещи сохраняется.

Чеченская война. У российских спецназовцев и у чеченских боевиков очень быстро завелся обычай хранить отрезанные уши убитых лично ими. Количество отрезанных ушей — это количество убитых врагов. В свою очередь, число убитых врагов обозначает статус воина.

Компьютерная игра. Герой убивает врагов, и с каждым убитым получает бонус — «призовую жизнь».

В этих ритуалах мы видим, что личность и сегодня далеко не всеми воспринимается как продукт саморазвития. В собственных глазах человека качества, которые отличают его от своего окружения, могут быть сообщены только извне. Иначе говоря, в неявной форме мы, как и далекий наш предок, до сих пор склонны видеть в них род высших, независимо от нас существующих начал, способных «присоединяться» к земной субстанции нашего тела. Не случайно до сих пор, отличая кого-то, мы говорим то о «божественной искре», то об «особой природе», то еще о чем-то таком, к чему сам человек не имеет отношения и чему он даже не знает настоящего имени. Личные же усилия лишь помогают раскрытию этих сплавленных с нами материй и не более того.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.