Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Путь евреев от Синая к Ханаану




Числ. 10-14. Втор. I, 19-46

Целый год стояли лагерем израильтяне у горы Синай. За это время в стане произошли громадные перемены. Благодаря стараниям Моисея бесформенная масса еврейского племени прев­ратилась в общество, руководимое иерархией чиновников. Высшая законодательная власть принадлежала Богу, поэтому в это время в еврейском народе формой правления была теократия, т.е. богоправление. Нормы совместной жизни стали определяться правовыми пред­писаниями. Но самое главное – с этого времени еврейский народ вступил в союз с единым, истинным Богом и стал богоизбранным на­родом, мессианская роль которого заключалась в ревностном хране­нии и распространении истинной религии среди языческого мира. Конечно, трудно было Моисею сразу поднять этот жестоковыйный на­род «с необрезанными сердцами» на высокую ступень религиозной жизни, нужно было еще много времени, чтобы отучить этот народ от идолопоклонства, – научить его истинам веры и повести его по пу­ти нравственного совершенствования.

ГРОБЫ ПРИХОТИ

Наступил второй год после выхода евреев из Египта. В двадцатый день второго месяца облако присутствия Господня поднялось над скинией. Это был знак, по которому евреи должны были собираться в путь. Заиграли серебряные трубы. Израильтяне свернули шатры и двинулись на северо-восток, к границам обетованной земли. Длинная колонна странников шла в заранее установленном порядке. Шествие открывали левиты – они несли на шестах Ковчег Завета, разобранную скинию и священные сосуды. Когда священники поднимали Ковчег Завета, Моисей говорил: «Восстань, Господи, и рассыпятся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненави­дящие Тебя». Когда же народ делал остановку и левиты опускали ковчег, тогда Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым». За левитами шли племена, каждое под своим знаменем, а в конце гнали огромные стада овец и вьючных ослов. Колонну охраняли специальные воору­женные отряды и высланные вперед разведчики.

Хотя от Синая до Ханаана по прямому пути было не очень большое расстояние, но ввиду отсутствия хороших дорог, евреи медленно и с большим трудом пробирались к горным ущельям и долинам Синайского полуострова. Три дня шли они по пустыне под палящими лучами солнца и снова возроп­тали. Поскольку запрещалось закалывать овец, люди питались одной манной, на которую многие, особенно похотливые люди, смотрели с отвращением. Вдобавок ко всему в стане однажды вспыхнул пожар и уничтожил много ценного имущества. Обескураженные трудностями, голодом и понесенными потерями, израильтяне горестно сидели перед своими шат­рами и сетовали на Моисея за то, что он уговорил их поки­нуть Египет. С нежностью и с глубокими воздыханиями вспоминали они добрые старые времена, забыв о рабстве и преследованиях: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ныне ду­ша наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших». Моисея глубоко оскорбило малодушное поведение его народа, и он с дерзновенной молитвой обратился к Господу: «Для чего Ты (Господи) мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего...? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня». Господь услышал слезные воздыхания Своего верного раба и повелел ему избрать из среды израильтян семьдесят старейшин, которые должны были помогать ему управлять народом. Семьдесят старейшин с этого времени составляли постоянный совет при Мои­сее. Совет старейшин спустя много веков был переименован в Си­недрион – высший орган управления в Израиле.

Затем Господь повелел Моисею передать нетерпеливому народу, что они будут есть мясо не один день, а целый месяц, пока оно не сделается дли них отвратительным. По повелению Божию поднялся сильный ветер, который к израильскому стану пригнал большие стаи перепелов. Израильтяне кинулись ловить птиц и стали жад­но их поедать. Перепелов было такое множество, что можно было сушить мясо даже про запас. Однако нетерпеливых маловеров ожидала суровая кара. В лагере распространилась болезнь, и люди уми­рали сотнями. Вскоре вся земля вокруг покрылась могилами, и по­кидая это место страдания и траура, израильтяне назвали его Гробы прихоти (поскольку там захоронили тех, кто пал жертвой маловерия и жадности).

АСИРОФ

На следующей стоянке, в Асирофе, случилось нечто еще более печальное: взбунтовались ближайшие родственники Моисея. Мариам и Аарон упрекали своего брата в том, что он женился на Ефиоплянке, т.е. на женщине иного происхождения, и к тому же рабыне. Неизвестно, при каких обстоятельствах это произошло: то ли первая жена Моисея, дочь священника Иофора, умерла, то ли Ефиоплянка была наложницей. Но не это было важно. Родственники Моисея возмущались тем, что он пренеб­рег древней традицией евреев.

В основе семейных раздоров крылись, однако, более глу­бокие противоречия. Пророчица Мариам и первосвященник Аарон стали возмущать израильский народ против Моисея и унижать его достоинство, как посланника Божия. Они ходили по лагерю и жаловались: «Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам». Это было ясное восстание против Богом установленной власти, и Господь за это наказал строп­тивых. Раскаявшегося Аарона Господь простил, а Мариам была наказана проказой и удалена из лагеря. Только спустя семь дней, по молитвам Моисея, Господь исцелил Мариам от проказы, и она вернулась в стан. Случай в Асирофе не был исключением. Он показал, что в израильском стане наз­ревало открытое восстание против Моисея, что и случилось в пустыне Фаран.

ПУСТЫНЯ ФАРАН

Наконец после тяжелых испытаний и невзгод, омра­чивших дух великого вождя, израильтяне дошли до южной гра­ницы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Со времен Авраама в Палестине произошли большие изменения. Кочевые племена стали вести оседлый об­раз жизни. Появилось много мелких княжеств с хорошо укреп­ленными городами. Поэтому, чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную стра­ну, – поучал их Моисей, – и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, мало­числен ли он или многочислен?» Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Спус­тя сорок дней они вернулись в лагерь и в доказательство плодо­родия обетованной земли принесли на шестах тяжелые грозди ви­нограда, гранаты и сочные смоквы. Эти дары природы вызвали неописуемый восторг у израильтян. Но этот восторг сразу же исчез, едва разведчики поделились с ними своими наблюдениями. По их словам, Хараан действительно изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы стра­ны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из исполинов. Израильтяне так легко кидавшиеся из одной крайности в другую, снова впали в отчаяние. «О, если бы мы умерли в зе­мле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! – оплакивали они судьбу свою. И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Проклятия и жалобы становились все громче и в конце концов завершились бурными беспорядками. Подстрекатели и смутьяны требовали смещения Мои­сея и выбора нового вождя. «Поставим себе начальника, – кричали они,– и возвратимся в Египет». Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей по­мощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Такие слова еще больше раздражали толпу маловеров, и они с яростью накинулись на Иисуса и Халева, соби­раясь побить их камнями. Смельчаков спасло только то, что они спрятались во дворе скинии. Разъяренная толпа обступила скинию и хотела побить камнями не только Иисуса и Халева, но и своего вождя и первосвященника. Наверное, возбужденная толпа не остановилась бы ни перед чем, если бы слава Господня в виде облака не осенила скинию. Обращаясь к Моисею, Господь сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знаме­ниях, которые Я делаю среди его? Поражу его язвою и ис­треблю его и произведу от тебя (и от дома отца Твоего) народ многочисленнее и сильнее его». С пламенной молитвой Моисей обратился к Богу о помиловании Израиля. И опять молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. Но хотя и в этот раз, по молитвам Моисея, израильтяне изба­вились от гнева Божия, все же стало ясно, что это старое поколение, воспитанное в Египте, недостойно наследовать обетованную землю. Поэтому Господь повелевает Моисею сооб­щать народу о том, что ни один израильтянин старше двадца­ти лет не удостоится милости войти в обетованную землю. В течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания сог­лядатаев в обетованной земле) израильтянам предстоит скитаться в пустыне, и в пустыне они закончат свою брен­ную жизнь. Только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, то есть поколению, рожденному и воспитанному уже в суровых условиях кочевой жизни, суждено вступить во владения земли обетованной. Наказание не распространялось, однако, на Иисуса и Халева. В награду за непоколебимую веру в промысл Божий их ожидала высокая честь – вести молодое поколение в Ханаан.

Мысль о сорокалетнем странствовании [52] в пустыне опеча­лила израильский народ. На следующий день зачинщики бунта, со­брав большое войско, решили самовольно, без благословения Божия, предпринять завоевание обетованной земли, но при первом же столкновении с амаликитянами и хананеями были разбиты. Толь­ко после поражения евреи смирились, и Моисей вновь обрел власть над своим народом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 713 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2240 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.