К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.
В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окрующим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.
Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).
В Древнем Риме кадуцей – символ уравновешенного и добродетельного поведения), представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, - символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи – плодотворные силы земного и потустороннего миров.В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15—16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.
В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.
Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.
Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е.Н.Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.
Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.
Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р.Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы».
В наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.
Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.
Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.
Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).
Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).
В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.
У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6—5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела. Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: («Светя другим, сгораю»), («Служа другим, уничтожаю себя») и др.
Частные эмблемы.
Частные эмблемы обозначают те или иные отрасли медицины. В период средневековья в Европе эмблемой терапии являлось изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки прощупывающие пульс и др. Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов.
Эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони. Эмблема очень точно отражает ее содержание – бережное отношение к сердцу.
Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком.
Эмблема педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца».
Впервые это изображение (15 в.) было на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции.
Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства.
Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью.
Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева.
Не исключено, что прообразом этой эмблемы является, платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ.
Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.
Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных медицинских организаций. В 1864 г. в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Этот символ вовсе не означает «все медицинское». Это эмблема обществ Красного Креста.
Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах является красный полумесяц.
Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста и белой ромашки.
Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста и белой ромашки.
В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией - изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеёй и направленного острием на малярийного комара.
Символ борьбы с онкологическими заболеваниями -краб, пронзённый стрелой или шпагой.
Эмблема — синяя «снежинка».
Эмблема родом из США. Там ее называют Звездой жизни. В центре змея и посох Асклепия. Эта медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи. Каждый из 6 лучей означает одну из функций службы: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. Эмблема разработана Лео Шварцем (1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах. Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест. 1 февраля 1977 года синяя снежинка одобрена Американской медицинской Ассоциацией (АМА) и зарегистрирована как сертификационный знак от имени Национальной администрации безопасности движения. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
1. Международные (светские, религиозные).
2. Государственные
1. 1. Светские:
― Всемирный день борьбы с наркотиками ― 1 марта;
― Всемирный день борьбы с туберкулезом ― 24 марта;
― Всемирный день здоровья ― 7 апреля;
― Всемирный день семьи ― 15 мая;
― Всемирный день без табака ― 31 мая;
― Международный день защиты детей ― 1 июня;
― Всемирный день пожилых людей ― 1 октября;
― День психического здоровья ― 10 октября;
― Всемирный день профилактики сахарного диабета ― 14 октября;
― Всемирный день борьбы со СПИДом ― 1 декабря;
― Международный день инвалидов ― 3 декабря.
1.2. Религиозные:
― в православии — день Св. Пателеймона (покровителя врачевателей и больных);
― у католиков — день Св. Косьмы и Демьяна (покровители фармацевтов и врачевателей).
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.
Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику.
2.1. День медицинского работника.
День медицинского работника проводится с 1966 года каждое третье воскресенье июня согласно Указа президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года N 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
Труд медработников — это высокое служение во имя и на благо людей. Медицинский персонал самоотверженно охраняет величайшие ценности, дарованные человеку, — жизнь и здоровье. Высокий профессионализм, верность своему делу, милосердие людей в белых халатах позволили многим людям вернуться к активной деятельности, обрести уверенность в завтрашнем дне, вновь почувствовать радость жизни.