Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 33 страница




Для всех течений современного консерватизма, особенно для новых правых и традиционалистов, характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная при­чина всех негативных явлений в современном обществе. Как ут­верждал, например, Р.Уивер, отрицание всего трансцендентно­го привело к релятивизму, рассматривавшему человека как «меру всех вещей», к отказу от доктрины первородного греха, которую заменили идеей о доброй природе человека. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализ­ма и материализма. Эта сторона у консерваторов проявляется в от­кровенной ностальгии по более простому, более организованно­му и гомогенному миру, который, по их мысли, существовал в XVIII-XIX вв. в период свободно-предпринимательского капи­тализма. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов, ассоцииру­емых с семьей, общиной, церковью и другими промежуточны­ми институтами.

В данном вопросе европейские неоправые зашли настолько далеко, что возврат к прошлому мыслится ими как отказ от са­мой иудеохристианской традиции, возрождение ценностей язы­ческой Европы на базе синтеза начал Аполлона и Диониса. «Песнь мира — языческая, таково послание революции гряду­щего века» — утверждают французские новые правые. Христи­анство не устраивает их тем, что оно своим монотеизмом урав­нивает всех верующих, вносит в «европейское сознание революционную антропологию, основанную на идеях эгалитаризма и тоталитаризма». Что касается древней индоевропейской тра­диции или, проще говоря, язычества, то оно привлекаетих сво­им политеизмом, служащим как бы современным вариантом политико-культурного и мировоззренческого плюрализма. Тезис о «глубоких различиях» между расами, порожденных специфи­ческими различиями в природно-климатических и историко-культурных условиях их жизни и эволюции, ссылки на этноплюрализм, этническое и культурное разнообразие дают новым правым возможность использовать антиколониалистские лозун­ги левых для обоснования «генетической предрасположенности» каждой расы к раз и навсегда установившейся социокультурной модели. По их мнению, за любым универсализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и понятия.

Значительное место в конструкциях современных консерва­торов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государ­ства, демократии и т.д. Следует отметить, что в трактовке дан­ного круга проблем большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. В целом для них характерно амбивалент­ное отношение к государству и связанным с ним институтам. «Че­ловек рожден свободным, но он всюду в цепях»,— говорил Ж.-Ж. Руссо. «В цепях он и должен быть»,— отвечает на это кон­серватор, защищающий «необходимые цепи традиции и истори­ческой преемственности», на которых, по его мнению, основы­ваются гражданские свободы. С одной стороны, в глазах консерваторов государство — это источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. Для них характерно позитивное, зачастую ав­торитарное отношение к государству, что в свою очередь пред­полагает или порождает антииндивидуализм. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавле­ния индивидуальной свободы. Поэтому теоретики консерватиз­ма постоянно подчеркивают «важность ассоциаций людей, мень­ших по размеру, чем государство».

При необходимости выбора между индивидом и обществом значи­тельная часть консерваторов ставит на первое место общество. Далеко идущие выводы в этом вопросе делают представители ев­ропейского традиционалистского консерватизма, представленно­го патерналистским крылом в английском торизме, голлизмом во Франции, правыми консерваторами и частью представителей социал-консерватизма в ФРГ. Как отмечал, например, П. Уорстхорн, «социальная дисциплина... представляет собой значитель­но более плодотворную... тему для современного консерватизма, чем индивидуальная свобода».

В качестве важного шага в направлении преодоления наме­тившегося во второй половине 70—начале 80-х годов «кризиса доверия» традиционалистские консерваторы предлагают восста­новление авторитета и престижа власти и государства. Настаи­вая на том, что власть — предпосылка всех свобод, они прида­ют первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. Подлинный порядок в обществе зиждется, по их мнению, на образовании, дисциплине и институтах, а свободу мо­жет обеспечить только сильное государство. Говоря словами Г.К. Кальтенбруннера, они рассматривают власть как «не под­дающийся устранению факт мировой истории». Здесь приходит­ся признать правоту консерваторов, поскольку, где нет дисцип­лины, закона и порядка, там нельзя говорить об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения.

В целом идеи и концепции традиционного консерватизма, ко­торые в тех или иных пропорциях интегрировали в себя и осталь­ные варианты консерватизма, сводятся к следующему: вера в естественный закон, независимый от воли людей; убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «ду­ховную корпорацию», такую как церковь; тезис, согласно которому порядок, справедливость и свобода являются продуктами очень длительного периода человеческой истории; вера в много­образие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни; убеждение в том, что част­ная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель и т.д.

Современный консерватизм, прошедший длительный путь ис­торического развития, представляет собой весьма сложное и мно­гослойное образование, в котором уживаются самые разнообраз­ные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. С одной стороны, они ратуют за восста­новление принципов свободной конкуренции и свободно-рыноч­ных отношений, с другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам с их уда­рением на семью, общину, церковь и другие промежуточные ин­ституты, которые, как выше говорилось, подрываются в процессе реализации принципов свободно-рыночной экономики. Вме­сте с тем традиционалистское и патерналистское течения консер­ватизма выступают в защиту сильной власти и государства, ви­дя в них средство обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала.

Здесь, пожалуй, в наиболее отчетливой форме высвечивают­ся противоречивость, амбивалентность позиций консерваторов в трак­товке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государством. Такая позиция вполне объ­яснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и деликат­ны и их невозможно объяснить с помощью простых и одно­значных формул, доводов и аргументов. Особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует подходить в пе­риоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чрева­ты непредсказуемыми негативными последствиями. В условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время пе­реживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить про­тивовесом таким крайностям.

Социал-демократизм

Под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интер­национал. Социал-демократию можно обозначить и как социаль­но-политическое движение, и как идейно-политическое тече­ние. Причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологи­ческих и политических течений. Например, применительно к со­циалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморской социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модель, «интегральный соци­ализм», основывающийся на австромарксизме. Выделяют «фа­бианский социализм», «гильдейский социализм» и т.д.

Но тем не менее все названные разновидности социал-демо­кратии с теми ли иными оговорками, как правило, объединяют­ся общим понятием «демократический социализм». Своими идейными корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и идеям социалистов-утопистов. Но она вобрала в себя также множество идей из других политических течений. Особо следует отметить, что первоначально социал-де­мократия вызревала отчасти в рамках марксизма, под его силь­ным влиянием. При этом главным стимулом утверждения и институционализации социал-демократии стали формирование и неуклонное возрастание в последней трети XIX—начале XX в. роли и влияния рабочего движения в зоне капиталистического развития. Более того, почти все социал-демократические партии возникли как внепарламентские, призванные отстаивать в поли­тической сфере интересы рабочего класса.

Социал-демократия появилась в качестве альтернативы ка­питализму. В этом качестве первоначально она в принципе раз­деляла важнейшие установки марксизма на началах обобществ­ления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости и т.д. Отдельными ее отрядами признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь лик­видации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать, как историю постепенного отхода от марк­сизма. Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама жизненная практика, которая заставляла ее учитывать общественно-исторические реальности, позволяла убедиться в бесперспек­тивности революционного перехода от старой к новой общественной системе, в необходимости трансформировать, усовершенство­вать ее, интегрировавшись в ее структуры и приняв многие из ее ценностей, норм, принципов.

С самого начала для большинства социал-демократических пар­тий было характерно совмещение революционных лозунгов с оп­портунистической, прагматической политической практикой. Постепенно в их программах брали верх оппортунизм, прагма­тизм, реформизм. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России 1917 г., которая перед всем миром воочию продемонстрировала драматизм революционного пути перестройки общества.

Следует подчеркнуть, что именно по основополагающим принципам марксизма, касающимся революции, непримири­мой классовой борьбы, диктатуры пролетариата в первые два десятилетия XX в., обозначилась великая схизма, или раскол, в ра­бочем движении и социал-демократии. Не будь этой схизмы, по-иному могла сложиться магистральная линия исторического развития современного мира. Но большевистская революция и созданный вслед за ней III Коммунистический интернационал институционализировали этот раскол. Социал-демократия и ком­мунизм, выросшие практически из одной и той же социальной базы и одних и тех же идейных источников, по важнейшим во­просам мироустройства оказались по разные стороны баррикад.

Как бы предвидя возможность появления авторитарного со­циализма (согласно марксистской идее диктатуры пролетариа­та), руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического соци­ализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический лексикон в конце XIX в. и включа­ло в себя идею политической, экономической и культурной ин­теграции рабочего движения в существующую систему. Для пред­ставителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в де­ле постепенного реформирования и трансформации капиталис­тического общества.

Немаловажный вклад в разработку идей демократического со­циализма внесли представители английского фабианского и гиль­дейского социализма, поссибилизма и других реформистских те­чений во французском социализме, австромарксизме и особенно его идейные руководители О.Бауэр, М.Адлер, К.Реннер и др. Осо­бенна велика была роль Э.Бернштейна. Главная его заслуга со­стояла в отказе от тех установок марксизма, реализация кото­рых в России и ряде других стран привела к установлению диктаторских режимов. Здесь имеют в виду прежде всего уста­новку на разрушение старого мира, диктатуру пролетариата, непримиримую классовую борьбу, социальную революцию и т.д. Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э.Бернштейн обосновал необходимость перехода социал-демократии «на почву парламент­ской деятельности, числового народного представительства и на­родного законодательства, которые противоречат идее диктату­ры». Он считал, что «социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию» является «законным наследи­ем» либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обо­их течений вопросах, как свобода личности, хозяйственная са­мостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т.д. «Свобода, сопряженная с от­ветственностью,— говорил Бернштейн,— возможна лишь при на­личии соответствующей организации и в этом смысле социализм можно было бы даже назвать организаторским либерализмом».

В такой социалистической интерпретации либеральных прин­ципов Бернштейн выделял три основные идеи: свободу, равен­ство, солидарность. Причем на первое место он ставил солидар­ность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь бла­гими пожеланиями. Здесь перед социал-демократией вставал сакраментальный вопрос: как добиться того, чтобы социалисти­ческое общество стало обществом наибольшей экономической эф­фективности и наибольшей свободы, одновременно не отказыва­ясь от равенства всех членов общества? Главную задачу социал-демократии Бернштейн видел в том, чтобы разрешить эту антиномию.

Вся последующая история социал-демократии, по сути дела, есть история поисков путей разрешения этой антиномии. Были и такие национальные социал-демократические движения, ко­торые с самого начала развивались на сугубо реформистских на­чалах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия, которые, отвергая револю­ционный путь замены капитализма социализмом, вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав экс­плуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкос­новенности основные либерально-демократические институты и свободы.

Существенной вехой в становлении современной социал-де­мократии стала действительная «национализация» различных ее национальных отрядов. Уже Э. Бернштейн подверг сомнению правомерность тезиса «Коммунистического манифеста», согласно ко­торому «у пролетария нет отечества». Он твердо высказывался за то, чтобы германские рабочие в случае необходимости вста­ли на защиту национальных интересов Германии. Голосование немецких социал-демократов 4 августа 1914 г. в Рейхстаге за при­нятие закона о военных кредитах представляло собой признание ими общей национальной задачи, открытую манифестацию под­чинения классовых приоритетов национальным приоритетам. Фак­тически это означало признание германской социал-демократией существующего национального государства как положитель­ного факта истории.

Война внесла свои коррективы в позиции лейбористов Вели­кобритании. Был, в частности, поколеблен их пацифистский интернационализм. В 1915 г. представители лейбористской пар­тии вошли в состав коалиционного правительства Асквита. Оче­видно, что, включившись в механизм управления страной, со­циал-демократы приобрели новый статус, продемонстрировали, что превратились в вполне лояльные политические силы, доби­вающиеся своих целей в двуедином процессе взаимного сопер­ничества и сотрудничества рабочего класса и буржуазии в рам­ках национального государства. По этому же пути пошли социал-демократические партии других стран индустриально развитой зоны мира.

По-видимому, определенный потенциал развития по рефор­мистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в осо­бенности В.Г. Плехановым и его сподвижниками. Но победу в ней, как мы знаем, одержало революционное крыло во главе с В.И. Лениным.

После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. В свете опыта фашизма в Герма­нии и большевизма в СССР европейская социал-демократия в реальной политике пошла на разрыв с марксизмом и на призна­ние непреходящей ценности правового государства — демокра­тического плюрализма, самого демократического социализма. В 1951 г. Социалистический интернационал принял свою про­грамму принципов — Франкфуртскую декларацию, в которой были сформулированы основные ценности демократического социализ­ма. Она содержала также положение о возможности плюралис­тического обоснования социал-демократами социалистической це­ли. Последняя точка в этом вопросе была поставлена сначала в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и Годесбергской программе СДПГ (1959), которые решительно от­вергли основополагающие постулаты о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобще­ствлении средств производства. В последующем по этому же пути — одни раньше, другие позже (некоторые в 80-х годах) — пошли остальные национальные отряды социал-демократии.

В чем суть послевоенного социал-демократизма вообще и де­мократического социализма в частности? Пожалуй, наиболее емко и лаконично эта суть выражена в Годесбергской програм­ме, в которой в качестве «основных целей социалистического стрем­ления» провозглашены свобода, справедливость и солидарность. Эти три пункта в различных модификациях с дополнением цен­ностей «равенство», «демократия» и т.д. в той или иной форме присутствуют в программах большинства социал-демократиче­ских партий. Центральное место в построениях демократическо­го социализма занимает свобода, означающая самоопределение каждого человека. Равенство дает смысл свободе. Справедливость, которая не учитывает равенство прав всех людей, неизбежно пре­вращается в уравниловку, которая подминает под себя действи­тельную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности яв­ляется справедливость. Справедливость есть не что иное, как рав­ная для всех свобода. Но свобода отдельного индивида может ре­ализовываться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида, ко­торый в свою очередь должен нести ответственность перед обще­ством за свои действия. Очевидно, что в демократическом соци­ализме преобладает позитивное толкование свободы — свобода не от чего, а для чего. В личной сфере это означает свободное раз­витие личности, а в политической — участие в принятии реше­ний в обществе и государстве.

Следует отметить, что, оказавшись в ряде стран у руля прав­ления или превратившись в серьезную парламентскую силу, со­циал-демократические партии и поддерживающие их профсою­зы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и др.), со­ставивших тот фундамент, который обеспечил бурное экономи­ческое развитие индустриальных стран. Им же принадлежит боль­шая заслуга в создании и институционализации государства благосостояния, без которого немыслима общественно-политиче­ская система современного индустриально развитого мира. По­зитивным фактором мирового развития стал Социалистический интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии европейских и неевропейских стран. Ев­ропейская социал-демократия сыграла немаловажную роль в до­стижении разрядки напряженности между Востоком и Западом, в развертывании Хельсинкского процесса, других важных про­цессов, способствовавших оздоровлению международного климата последних десятилетий. Неоценимую роль во всех этих аспек­тах сыграли такие выдающиеся деятели социал-демократии XX в., как В.Брандт, У.Пальме, Б.Крайский, Ф.Миттеран и др.

В последние полтора-два десятилетия в общем контексте дальнейшего освобождения от остатков марксистского насле­дия в социал-демократии наблюдалась тенденция к усилению ак­цента на пересмотр позитивной роли государства, на индивиду­альную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие, связанные с ними ценности и установки. В 70—80-х го­дах большинство из них приняли новые программные докумен­ты. Все они ставят в основу своих программ и платформ ряд ба­зовых установок, такие как политический плюрализм, частно-капиталистические рыночные принципы экономики, го­сударственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населе­ния, обеспечение максимального уровня занятости и др. В тот период в социал-демократии росли настроения в пользу отказа от лозунгов национализации, обобществления или социализации и других традиционных установок демократического социализ­ма. Это, в частности, выразилось в том, что во многих аспектах эти партии осуществляли, по сути дела, неоконсервативную эко­номическую политику денационализации, разгосударствления, децентрализации.

В целом для демократического социализма идеалом являет­ся постепенность, конкретность мер, осуществляемых в процес­се выполнения повседневной рутинной работы, реализации так называемых «малых дел», которые в совокупности и составля­ют движение к социализму. В этом смысле движению отдается приоритет перед отдаленной абстрактной целью. Такой подход в сущности стал стратегической установкой политических про­грамм большинства партий демократического социализма. Так, исходя из постулата о том, что не может быть абсолютной, окончательной истины, авторы Годесбергской программы подчерки­вали, что в реальной действительности не может быть абсолют­ной свободы, абсолютной справедливости и абсолютной солидарности. Поэтому речь должна идти не о стремлении к ним как к абсолютным ценностям, а о стремлении к большим, чем на самом деле есть, свободе, справедливости и солидарности.

Сейчас, в начале XXI столетия, весьма трудно выявить сколь­ко-нибудь четко очерченные различия между социал-демократи­ческими партиями и партиями других идейно-политических ориентации. Дело в том, что многие принципы, установки, цен­ности, нормы, политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали, как указыва­лось выше, их общим достоянием. Но все же дискуссионным, спор­ным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и ли­бералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна рас­пространяться на другие сферы, в частности экономическую. Со­циал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство — величины субстанциональные, и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сфе­рах и пределах ее распространения.

Марксизм

Марксизм — одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли, включающее в себя комплекс воззрений по широкому спектру общественно-исторических, экономических, социальных, политических, идеологических и мно­жеству других проблем. Основные его положения были разрабо­таны в XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом. Их идеи были дальше развиты многочисленными последователями — Э.Бернштейном, Г.В.Плехановым, В.И.Лениным, К.Каутским и многими други­ми. Поскольку эта проблема в достаточной степени изучена в ми­ровой и отечественной научной литературе, то здесь будут рассмо­трены лишь те ее аспекты, которые относятся к политической науке.

Марксизм возник и развивался в общем русле европейской политико-философской мысли, и в этом отношении он являлся детищем Просвещения и рационалистической традиции. Его родовая близость, например, к либерализму выражается, в ча­стности, в наличии в нем целого ряда положений, которые ли­бералы могут принять без особых оговорок. Например, такие как: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех; свобода состоит в том, чтобы превратить го­сударство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» и др.

В то же время в марксизме содержались элементы, которые стали основой для радикального пересмотра и отрицания важнейших положений породившей его капиталистической парадиг­мы. Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного пони­мания современного ему общества необходимо прежде всего вы­явить и проанализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы. Совокуп­ность производительных сил и производственных отношений, писал К. Маркс, составляет экономическую структуру общества, ре­альный базис, на котором возвышается политико-идеологическая надстройка. В нее входят юридически-правовые и политические институты, государство, социокультурная и духовная сферы, идеология, весь строй сознания. Главное внимание уделялось обос­нованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстрой­ки. Именно противоречие между производительными силами и про­изводственными отношениями служит движущим фактором об­щественно-исторических изменений. «Способ производства материальной жизни,— писал он,— обусловливает социаль­ный, политический и духовный процессы, жизни вообще. Не со­знание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обществен­ное бытие определяет их сознание... С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Иначе говоря, в рамках каждой обще­ственно-политической системы производительные силы могут раз­виваться до определенного предела. Наступает эпоха социальной революции, в результате которой создаются новые экономичес­кие и политические отношения, соответствующие уже более развитым производительным силам. Исходя из такой установки, Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и ка­питалистический способы производства, названные им социаль­но-экономическими формациями.

Выходя далеко за пределы экономической теории, марксизм претендовал на всеохватывающее толкование смысла истории и са­мого человеческого существования. Не случайно, что свою социальную теорию Маркс назвал историческим материализмом. Центральное место в нем занимала теория классов и классовой борьбы как движущей силы обществено-исторического прогрес­са. По схеме Маркса, в каждой из следовавших друг за другом формаций производительные силы контролировались незначи­тельным меньшинством власть имущих, которые использовали свою экономическую власть для эксплуатации подавляющего боль­шинства народа, присваивая себе производимый им прибавочный продукт. Поэтому, утверждали Маркс и Энгельс, в каждой фор­мации существовали класс эксплуататоров и класс эксплуатируе­мых. При рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, капиталисти­ческой — буржуазия и рабочий класс. Эта конфликтная ситуа­ция порождает классовую борьбу, которая разворачивается во­круг вопроса о собственности и контроле над средствами производства.

На протяжении всей истории именно эта борьба определяла характер и направления общественного развития. Все политиче­ские институты, духовные ценности, нормы, установки форми­руются на основе господствующих экономических отношений пра­вящим классом, в руках которого сосредоточена экономическая власть. Для обоснования и оправдания своего господствующего положения правящий класс разрабатывает особый комплекс идей, концепций, установок, которую Маркс и Энгельс назвали идеологией.

В гл. 3 уже рассматривалась позиция марксизма в отноше­нии гражданского общества. Во многом отходя от позиций Геге­ля, Маркс утверждал, что в гражданском обществе в «своей ближайшей действительности» человек — мирское существо, име­ющее и для себя и для других значение действительного инди­вида. В государстве же, где человек признается родовым суще­ством, он лишен своей действительной индивидуальности. Отсюда, говорил он, вытекает «различие между религиозным че­ловеком и гражданином государства, между поденщиком и граж­данином государства, землевладельцем и гражданином государ­ства, между живым индивидом и гражданином государства». Маркс подчеркивал, что социальные структуры гражданского об­щества не есть самостоятельные образования, порождающие буржуазное общество, а скорее представляют собой формы, в ко­торых возникло буржуазное общество. Последнее, в свою очередь, имеет преходящий характер, поскольку порождает пролетари­ат — могильщика буржуазного общества.

Однако в работах классиков марксизма мы не найдем сколь­ко-нибудь подробной характеристики конкретных социально-эко­номических и политических параметров социалистического и коммунистического обществ, весьма слабо разработана теория государства. По сути дела здесь мы имеем не столько теорию, сколь­ко критику существующего буржуазного государства. Независи­мо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демократии, древнеримская империя, восточные дес­потии, абсолютизм средневековой Европы или парламентские представительные демократии XIX в., утверждали основоположни­ки марксизма, содержание и смысл господства в так называемом эксплуататорском обществе остаются одинаковыми — это дик­татура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым боль­шинством. Что касается буржуазного государства, то Маркс на­зывал его «комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.