Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 34 страница




Соответственно буржуазная демократия рассматривалась в марксизме лишь как политико-правовая оболочка классового господства капитала над наемным трудом, буржуазии над тру­дящимися массами. Таким же образом характеризовались все важ­нейшие политические институты. Например, Энгельс оценивал республиканскую и демократическую партии, составляющие двухпартийную систему США, как «две большие банды полити­ческих спекулянтов, которые попеременно забирают в свои руки государственную власть и эксплуатируют ее при помо­щи самых грязных средств и для самых грязных целей».

Поскольку любое государство представляет собой орудие гос­подства одного класса над другими классами, то с исчезновени­ем классовых различий и сосредоточением всех средств произ­водства в руках рабочего класса сама потребность в «публичной власти», т.е. государстве, потеряет всякий смысл. Политическая власть, по Марксу, это «организованное насилие одного класса для подавления другого». Когда победивший над буржуазией про­летариат сам превращается в господствующий класс и упразд­няет старые производственные отношения, то вместе с этим «он уничтожает условия существования классовой противополож­ности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собст­венное господство как класса». На смену старому буржуазному обществу «приходит ассоциация, в которой свободное разви­тие каждого является условием свободного развития всех».

Поэтому вполне объяснимо, что в глазах основоположников марксизма применительно в будущему вопрос об отношениях меж­ду государством и гражданским обществом терял всякий смысл. Основоположники марксизма были убеждены, что в коммунис­тическом обществе благодаря «всестороннему развитию индиви­дов исчезает порабощающее человека подчинение его разделению труда». Считалось, что в «коммунистическом обществе, где никто не ограничен исключительным кругом деятельности, а каж­дый может совершенствоваться в любой отрасли, общество ре­гулирует все производство и именно поэтому создает для ме­ня возможность делать сегодня одно, а завтра другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься ско­товодством, после ужина предаваться критике,— как моей ду­ше угодно,— не делая меня, в силу этого, охотником, рыбаком, пастухом или критиком».

Однако исторический опыт XX в. убедительно продемонстри­ровал жизнеспособность и, более того, необходимость государст­ва в деле решения важнейших проблем, стоящих перед общест­вом. Противоречия и конфликты не могут исчезнуть из жизни людей. Результатом исчезновения или ликвидации государства, призванного разрешить эти конфликты и противоречия, стали бы хаос и анархия, которые по своим разрушительным возмож­ностям могут стать хуже любой диктатуры и деспотизма. Тем бо­лее, тот же опыт XX в. показал, что результатом социальных ре­волюций, в том числе и социалистической, как это произошло в России и Китае, становится не уничтожение государства, а многократное его усиление и расширение.

С определенными оговорками можно сказать, что марксизм является ровесником национальной идеи и понимаемого широ­ко (а не только сугубо негативно) национализма. В этом контек­сте он представляет собой не только вызов классической поли­тической экономии, не только критику капиталистических производственных отношений, но и критику национализма и ре­лигии. Будучи программой освобождения людей от промежуточных образований, мешающих превращению отдельного индивида во «всемирную историческую личность», марксизм постулировал об­разование пролетариата в качестве силы, трансцендирующей национальные приверженности и действующей на наднацио­нальном уровне.

Соответственно национализм, равно как и религия, рассма­тривался как противник и враг, с которым необходимо вести ре­шительную и бескомпромиссную борьбу. При этом марксисты счи­тали, что классовые различия играют более фундаментальную роль, по сравнению со всеми другими различиями, в том числе и на­ционально-этническими. Была сформулирована идея, согласно которой национализм представляет собой продукт капиталисти­ческого развития и ему суждено исчезнуть с исчезновением ка­питализма. Предполагалась, что с установлением господства пролетариата и по мере утверждения принципов социализма разделение людей по национальному принципу потеряет всякий смысл. При этом особо подчеркивалась мысль, что только про­летариат способен стать той силой, которая способна выпол­нить историческую задачу объединения народов в единое целое.

Таким образом, суть социальной теории марксизма можно све­сти к следующим основным положениям: экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку; противоречие между производительными силами и производст­венными отношениями и классовая борьба определяют основные направления общественно-исторического развития; капитализм в силу своей классовой эксплуататорской сущности носит пре­ходящий характер; капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру пролета­риата как переходный этап к коммунизму.

Не раз предпринимались попытки пересмотра и ревизии со­циально-философских, экономических и политических идей и установок, разработанных Марксом и Энгельсом. Поэтому не­удивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм яв­ляется многоплановым и сложным течением политико-фило­софской мысли. В его рамках можно обнаружить множество как национальных, так и идеологических различий и оттен­ков. Первоначально марксизм лег в основу программ и платформ социал-демократических партий, возникших в конце XIX в. Однако, как выше говорилось, начиная с конца того века и осо­бенно на протяжении всего XX в. социал-демократия постепен­но подвергла ревизии важнейшие положения марксизма справа, т.е. на путях отказа от его революционных лозунгов и разработ­ки собственного реформистского пути преобразования общества. Этот путь привел подавляющее большинство социал-демократов к полному отказу во второй половине XX в. от основных поло­жений и установок марксизма.

Марксизм подвергся существенной ревизии также слева в на­правлении конкретизации и ужесточения заложенных в нем революционных принципов. На этом пути отдельные его поло­жения были использованы для разработки в самом конце XIX — начале XX в. политической доктрины левого революционного ра­дикализма в лице ленинизма и родственных ему течений. Ини­циатива в этом деле принадлежала русской левой социал-демо­кратии во главе с В.И.Лениным. Поэтому-то это новое течение и получило название марксизма-ленинизма или просто лениниз­ма, которое в свою очередь легло в основу левоэгалитарной боль­шевистской теории общества и государства.

Основные его политико-философские установки более по­дробно будут рассмотрены в следующем параграфе. Здесь целе­сообразно отметить следующие соображения, которые не всегда учитываются при анализе преемственности марксизма с воз­никшими в конце XIX—начале XX в. леворадикальными тече­ниями, в том числе и с ленинизмом. Если Маркс и Энгельс ут­верждали, что социалистическая революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относи­тельно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу ко­торых относилась Россия. Не менее важно и то, что в отличие от Маркса и Энгельса, по мнению которых социалистическая ре­волюция достигнет успеха лишь в том случае, если она произой­дет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ле­нин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной, отдельно взятой стране.

Но дело не только и не столько в этом. Ленин и его сподвиж­ники пересмотрели и в такой степени дополнили учение своих предшественников, что, оценивая ленинизм, правомерно говорить о новом политико-философском или идейно-политическом тече­нии, во многом по своим базовым установкам существенно от­личающемся от классического марксизма.

История предоставляет нам множество примеров того, что од­ни и те же идеи в разных исторических условиях могли исполь­зоваться для обоснования совершенно различных интересов и це­лей. Более того, на основе одного и того же набора данных можно построить разные, часто несовместимые друг с другом фи­лософские и идейно-политические конструкции. Как правило, боль­шее значение приобретает не просто какая-либо идея, взятая са­ма по себе, а то, как она интерпретируется, в чьих интересах используется.

Во-первых, из самого марксизма, наряду с ленинизмом и дру­гими течениями левой политической мысли (сталинизмом, титоизмом, маоизмом, троцкизмом и т.д.), вышли также социал-демо­кратизм, австромарксизм, неомарксизм, еврокоммунизм, отдававшие приоритет реформистскому пути преобразования общества. В данной связи нельзя не обратить внимание на тот факт, что примерно такое положение наблюдается примени­тельно к другим важнейшим течениям политико-философской мысли. Например, из лона классического либерализма вышли не только социальный или реформистский либерализм XX в., но так­же разного рода радикальные течения индивидуалистического анар­хизма, либертаризма, твердого индивидуализма и т.д.

Напомним в данной связи и тот неоспоримый факт, что сам марксизм во многом являлся детищем либерализма. В этом пла­не интерес представляет то, что под определенным углом зрения не­которые идеи Ж.-Ж. Руссо можно интерпретировать в тоталитар­ном духе. Так, Руссо, как известно, ратовал за учреждение особой государственной религии, цель которой состояла бы в том, чтобы воспитать доброго гражданина и верного подданно­го. За государством признавалось право изгнать из страны граж­данина, не признающего догматов государственной религии. Бо­лее того, предусматривалось, что если тот или иной гражданин, публично признав догматы государственной религии, будет действовать вопреки им, то он заслуживает смертной казни. Насколь­ко мне известно, Маркс и Энгельс никогда не высказывали по­добного рода суждений. Приходится признать и то, что теория общественного договора Руссо содержала потенциальную возможность трактовки взаимоотношений отдельного человека, общества и го­сударства в тоталитарном духе. Известно и то, что нацистские идеологи причисляли к своим духовным предшественникам Ге­геля, Ницше и других выдающихся философов прошлого. Таких примеров можно привести множество.

Во-вторых, прав был В.И. Ленин, который говорил о трех из­вестных источниках марксизма. Точно так же сам ленинизм по­мимо марксизма, который, как уже говорилось, был подвергнут существенной ревизии, черпал идеи из целого ряда других ис­точников. На дух ленинизма, по-видимому, существенный отпе­чаток наложили якобинство периода Великой французской ре­волюции, бланкизм с его теорией заговора и конспирации, нечаевщина с ее террором, некоторые идеи русских революци­онных демократов. Следует особо отметить также то, что поми­мо тех упомянутых выше коррективов, которые были внесены в первоначальные установки марксизма, В.И.Ленин как незауряд­ный политический деятель и идеолог творчески переосмыслил все эти идеи, строго ориентировав их на цели захвата и удержа­ния государственной власти. С этой точки зрения его вклад со­стоял в предельной политизации и идеологизации марксизма, выхолащивании его научного содержания и потенциала, сведении к нескольким догмам, служащим всецело обоснованию и продви­жению революции. Он разработал пути и средства, стратегию и так­тику захвата и удержания государственной власти. Речь идет о ре­волюционной партии нового типа, теории социалистической ре­волюции, теории и практике диктатуры пролетариата, демократического централизма и социалистического государст­ва, создании нового типа изоляции противников режима в виде концентрационных лагерей, а также машины широкомасштаб­ного государственного террора. Все эти компоненты и сделали ле­нинизм одним из вариантов модели переустройства общества.

Наряду с ленинизмом тоталитарные альтернативы переуст­ройства капиталистического общества сформировались и на пра­вом фланге. Речь идет прежде всего о фашизме и национал-со­циализме. С ними тесно связано еще одно течение, называемое авторитаризмом. В монографии «Политическая философия» я подроб­но изложил различия между этими, на первый взгляд, разны­ми течениями, а также их схожесть. Тоталитарные течения, рав­но как и любые диктаторские идейно-политические течения, при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии.

Не допуская или существенно ограничивая оппозицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе конкурен­ции различных политических сил, либо заменяют их выборами плебисцитарного характера с одним безальтернативным канди­датом, где результаты заранее известны. Для них характерно от­сутствие гарантий политических свобод, разделения властей, реальных правовых начал и др.

Не углубляясь далеко в историю, отметим лишь, что теория абсолютизма, элементы которой присутствуют в диктаторской фор­ме власти, возникла в XVI в. в связи с попытками европейских народов создать самостоятельные национальные государства, независимые от Римского папы и Священной римской (герман­ской) империи. С ней связаны юридически-правовые идеи государственного суверенитета, разработанные легистами короля Франции Филиппа Красивого. В основу проекта абсолютной мо­нархии легли также рассмотренные выше идеи Ж.Бодена, Ж.Боссюэ, Т.Гоббса и др.

Их идеи легли в основу теории абсолютной монархии, кото­рая пришла на смену ограниченной монархии. Наиболее типич­ными примерами абсолютной монархии стали Франция Людо­вика XIV, Пруссия Фридриха II, Австрия Иосифа II, Россия Екатерины II в XVIII в. В дальнейшем термин «абсолютизм», который не имеет точного смысла, стал применяться для обозна­чения всех систем правления без представительных институтов или конституционных ограничений. Хотя он нередко использу­ется в качестве синонима тирании или деспотизма термином «аб­солютизм» обозначают государственные режимы начала нового времени. Его аналогами стали понятия «бонапартизм» в XIX в. и «тоталитаризм» и «авторитаризм» в XX в.

Что касается авторитарных режимов, то диапазон их распро­странения весьма широк, а число их в настоящее время, особен­но в третьем мире, весьма велико. Разделяя важнейшие харак­теристики диктатуры, авторитаризм и тоталитаризм в ряде аспектов существенно отличаются друг от друга. Так, для тота­литаризма, как будет показано ниже, характерны полное слия­ние в единое целое общества и государства; общества, государ­ства и партии; экономики, политики и идеологии и т.д.

Для авторитаризма также присущи доминирование государ­ства над обществом, примат исполнительной власти над законо­дательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает ту жесткость и всеохватность, которые характерны для тоталитаризма. Авторитаризм использует слабость и нераз­витость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. Здесь экономика сохраняет значительную сте­пень самостоятельности. Сохраняется плюрализм социальных сил. Авторитаризм может уживаться и сочетаться как с государствен­ной, так и с рыночной экономикой. Допускается разграничение между светской и религиозной, личной и публичной сферами жизни. В ряде случаев формально функционируют парламент и полити­ческие партии, но их деятельность ограничена. Допускается «дозированное инакомыслие». Сохраняются классовые, сослов­ные, клановые, племенные различия. Если средоточием власти в тоталитаризме является партия, поглощающая государство, то в ав-торитаризме таким средоточием является государство. Поэтому переход от авторитаризма к демократии нередко означает смену политического режима без радикального переустройства эконо­мического строя. Переход же от тоталитаризма на рельсы демо­кратизации предполагает коренное изменение всей общественной системы.

Существует множество типов авторитарных режимов. В ос­новном эти режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америке и редко в капиталистиче­ских странах (Испании, Португалии, Греции до антидиктатор­ских революций середины 70-х годов), но отстающих в своем раз­витии от главных индустриальных стран.

Что касается тоталитаризма, то сам этот термин происходит от позднелатинского слова «totalitas», означающего цельность, полнота. Он возник и получил распространение в 20-30-е годы и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР, а так­же так называемых народно-демократических режимов, установ­ленных после Второй мировой войны в ряде стран Восточной Ев­ропы и Азии. Объединяя эти режимы и их политико-философские установки в единый феномен, следует отметить, что как между фашизмом и большевизмом, так и внутри них самих прослежива­ются довольно существенные различия. Сущностные характери­стики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершен­ной форме воплотились в германском национал-социализме, а левой — в советском большевизме.

При всей сложности и спорности этой проблемы приходит­ся констатировать, что фашизм и большевизм имеют точки как соприкосновения концептуального и типологического характе­ра, так и расхождения.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность идейно-политической мысли в от­личие от других форм общественного сознания?

2. Перечислите сущностные характеристики либерализма.

3. Каковы факторы формирования и основные вехи эволюции ли­берализма?

4. Что такое классический либерализм и новый либерализм?

5. Как трактуют либералы проблемы государства, власти и лично­сти?

6. Назовите основные сущностные характеристики консерватизма.

7. В чем вы видите новизну неоконсерватизма и неоправых?

8. Каковы позиции консерваторов в трактовке проблем свободы, де­мократии, государства?

9. Какое место занимает социал-демократия в идейно-политическом спектре?

10. Каков вклад социал-демократии в формирование государства бла­госостояния?

11. В чем сущность политической доктрины марксизма?

12. Какого рода ревизии подвергся марксизм в ленинизме?

13. Назовите основные варианты тоталитаризма и авторитаризма.

Глава 16 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ

Средства массовой информации (СМИ) — один из важнейших инсти­тутов современного общества, выполняющий многообразные функции, та­кие как информирование населения о событиях, происходящих в стране и в мире; образование и социализация; реклама в различных ее ипоста­сях; развлечения и искусство и т.д. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, обра­зование, религию. Массовая культура в различных ее вариантах форми­руется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших яв­лений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуаль­ность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политиче­скую сферу, превращения их в один из важнейших инструментов реали­зации политического процесса.

Место и роль СМИ в политике

Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50—начале 60-х годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего нового средства массовой информации. Сенсационная победа на президентских выборах 1960 г. в США ма­лоизвестного тогда сенатора Дж.Кеннеди над вице-президентом страны Р.Никсоном была тут же зачислена в актив телевидения, транслировавшего серию дебатов между кандидатами. Учитывая этот и подобные ему факты, западные исследователи пришли к вы­воду, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии организационной структуры политических партий, размыва­нию их социальной базы, ослаблению партийной приверженно­сти все большего числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение в формировании и широком рас­пространении тезиса о том, что СМИ заменяют политические пар­тии, становясь основным механизмом регулирования и реализа­ции политического и особенно избирательного процесса. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители СМИ пришли на смену тради­ционным политикам в качестве привратников политического процесса. Не лишены основания наблюдения и тех специалис­тов, которые изображают журналистов как новых творцов поли­тических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую рань­ше выполняли интеллектуалы. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с зако­нодательной, исполнительной и судебной.

Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Говорят, что в 1966 г. по­сле того, как известный по всей стране телекомментатор У.Крон-кайт посетил Вьетнам и заявил, что война зашла в тупик, прези­дент США Л.Джонсон сказал своим помощникам: «Если мы потеряли Кронкайта, то мы потеряли среднюю Америку». По сви­детельству одного журналиста, президент Франции Ш.де Голль спра­шивал Дж.Кеннеди о том, как он умудряется править Америкой, не имея контроля над телевидением. Касаясь влияния испан­ских СМИ, президент издательского концерна ПРИСА Х.де Поланко как-то не без хвастовства заявил: «Две наиболее важные вла­сти в Испании — это правительство и ПРИСА, а правительство назначаем мы, и оно будет править столько, сколько мы захотим».

Разумеется, во всех этих рассуждениях присутствует эле­мент преувеличения. Но фактом является то, что современную политику невозможно себе представить без прессы, радио и те­левидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша стра­на, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже ут­верждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколь­ко-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль свое­го рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы. Еще в начале 60-х годов канадский социолог М.Маклюэн не без некоторого преувеличения утверждал, что сред­ство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения каждая система массовой ком­муникации имеет свои специфические особенности.

Но все СМИ объединяет способность к прямой связи с обще­ственностью, как бы минуя традиционные институты связи, такие как церковь, школа, семья, политические партии и органи­зации и т.д. Как раз эта способность и используется рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной то­вар; политическим деятелем и политической партией для моби­лизации массовой поддержки своей программы и т.п. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса — газеты и журналы. Первоначаль­но многие из них возникли в качестве органов тех или иных по­литических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.

Во всяком случае газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение име­ло и то, что они предлагали не только политическую и экономи­ческую информацию. Предоставляя также материалы развлека­тельного характера и местные новости, они приучали простых людей рассматривать себя в качестве части более широкого ми­ра, реагирующей на происходящие в нем события. Радио и те­левидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях.

Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм распространения информации, сде­лав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния. К началу и в период Второй мировой вой­ны радио стало одним из главных средств политической моби­лизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран. По своей зна­чимости радио постепенно стало уступать только стремительно набиравшему силу телевидению. Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент полити­ки оказался еще короче, что объясняется главным образом бур­ными темпами его развития и распространения.

Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., ког­да оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 70—80-х го­дах телевидение, которое приобретало все больший вес в поли­тическом процессе, стало доминирующим средством массовой ин­формации. В качестве примера влияния телевидения на характер политического поведения и особенно голосования американских избирателей, в США часто приводят телевизионные дебаты меж­ду Дж.Кеннеди и Р.Никсоном в 1960 г. Э.Роупер, который в тот период проводил опрос среди избирателей, пришел к выводу, что именно эти теледебаты в значительной степени способствовали победе Кеннеди.

В 1980 г., по существующим данным, теледебаты дали воз­можность Р.Рейгану не только ликвидировать 4% -ный разрыв с Дж.Картером, но и на 5% опередить его. Немаловажную роль сыграли теледебаты между главными претендентами в последу­ющих избирательных кампаниях: между Р.Рейганом и У.Мондейлом в 1984 г., Дж. Бушем и Дюкакисом — в 1988 г., Дж. Бу­шем и У.Клинтоном в 1992 г. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должнос­ти как инструмент предвыборной борьбы получают все большее признание и организуются во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас в России. Очевидно, что хотя ут­верждение М.Маклюэна, будто «электронная деревня» стала ре­альностью, является преувеличением, тем не менее телевидение в индустриально развитых странах в наши дни обладает огром­ными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирова­ния людей о реальных событиях в мире, их просвещения и вос­питания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они пред­ставляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовы­вать многообразные задачи информирования населения о проис­ходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

Еще Г.Ласуэлл выделил следующие четыре основные функ­ции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение инфор­мации); редактирование (отбор и комментирование информа­ции); формирование общественного мнения; распространение культуры. Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно до­бавить еще одну важнейшую их функцию по политизации обще­ства и политическому просвещению широких слоев населения. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов», на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спа­де в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции в коридорах власти и др. Для оправдания такого имиджа или та­кой претензии СМИ должны выглядеть независимыми как с эко­номической, так и политической точки зрения. В большинстве индустриально развитых стран СМИ представляют собой част­но-предпринимательский институт, отрасль экономики, в кото­рой заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономи­ческая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и «продаже» информации.

В этом качестве функционирование СМИ подчиняется зако­нам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями об­щества и воспроизводят их в своих публикациях и программах. Они затрагивают интересы различных слоев и групп. По мере уве­личения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со сторо­ны государства и крупнейших корпораций — рекламодателей. Естественно, реклама, будучи одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает слу­жить существенным препятствием для их моральной и полити­ческой независимости. Однако дело нельзя представлять таким образом, что рекламодатели прямо диктуют главному редакто­ру той или иной газеты или журнала свою волю. Тем более крупнейшие конгломераты СМИ на Западе сами превратились в самостоятельную, исключительно прибыльную отрасль бизне­са со своими особыми интересами, которые не всегда совпадают и даже зачастую вступают в конфликт с интересами тех или иных влиятельных сил в обществе или политического руководства страны. Коммерческое начало, которое лежит в основе боль­шинства органов и организаций СМИ, в принципе индиффе­рентно к содержанию, оно предполагает рыночное использова­ние информации для продажи как можно более широкой публике.

Примечательно, что в феврале 1988 г. впервые за все семь лет пребывания у власти тогдашнего президента США Р.Рейгана три ведущие телекомпании США отклонили просьбу Белого дома предоставить ему возможность выступить по их каналам. Официаль­ные представители этих компаний в один голос заявили, что коль скоро в президентской речи не будет содержаться ничего ново­го, коммерческие интересы компаний не позволяют им тратить эфирное время впустую. СМИ в своих публикациях, репортажах и комментариях могут пролить свет на скрытые пружины поли­тики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. В качестве приме­ров можно назвать публикацию газетой «Нью-Йорк таймс» ча­сти так называемых «документов Пентагона», разоблачение га­зетой «Вашингтон пост» Уотергейтского скандала, трансляцию ведущими телекорпорациями разоблачительных слушаний это­го дела в конгрессе, мобилизацию общественного мнения веду­щими органами СМИ западных стран против грязной войны США во Вьетнаме и многое другое. Можно упомянуть и то, что отдельные органы СМИ США сыграли свою роль в уходе с по­литической арены президентов Л.Джонсона и Р.Никсона.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2488 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.