Распад семьи сегодня является на деле частью общего кризиса индустриализма - развала всех институтов, порожденных Второй волной. Это часть "освобождения территорий" для социосферы Третьей волны. И именно этот травматический процесс, отражающийся на нашей личной жизни, изменяет нашу систему семьи до неузнаваемости.
цивилизация Второй волны идеализирует, делает преобладающей и распространяет по миру именно тип нуклеарной семьи.
Такой тип семьи стал стандартной, социально одобряемой моделью, поскольку его структура прекрасно удовлетворяет нуждам общества массового производства с широко разделяемыми ценностями и жизненным стилем, иерархической, бюрократической властью и четкой отделенностью семейной жизни от рабочей на рынке.
Мы свидетели не смерти семьи как таковой, окончательного развала семейной системы Второй волны, которая предполагает, что все семьи стремятся к идеализированной модели семьи-ячейки. Мы наблюдаем, как на ее месте появляются разнообразные типы семьи. Так же как мы делали уже немассовыми наши средства информации и производство, мы делаем немассовой семейную систему при переходе в цивилизацию Третьей волны.
Начать с того, что мы стали свидетелями демографического взрыва "одиночек" - людей, которые живут одни, вне семьи…
Сегодня пятая часть всех людей в Соединенных Штатах живет в одиночку. Далеко не все они покинуты или вынуждены вести такую жизнь. Многие выбирают ее добровольно, во всяком случае, на время…
Сейчас возникают различные организации для поддержки бездетной жизни, а отказ от того, чтобы иметь детей, широко распространен во многих индустриальных странах…
Похожая организация, Национальная ассоциация бездетных, создана в Великобритании, а многие пары в Европе тоже по своей воле решают остаться бездетными
Рост числа таких семей привел к осознанию того, что, несмотря на трудности, семья с одним родителем при определенных обстоятельствах лучше для ребенка, чем нуклеарная семья, в которой нет согласия между супругами
В технологически развитых странах сегодня можно увидеть потрясающее разнообразие типов семьи: гомосексуальные браки, коммуны, группы людей старшего возраста, живущих совместно, чтобы объединить траты (иногда их связывает и секс), племенные группы среди некоторых этнических меньшинств и другие типы сосуществуют, чего никогда не было прежде. Встречаются договорные браки, серийные браки, семейные группы и множество близких связей, в которых могут быть (и не быть) сексуальные отношения, так же как и семьи, в которых отец и мать живут и работают в двух разных городах.
попытались составить карту "разнообразия типов семьи", исследованных в одном бедном негритянском районе Чикаго, они установили "не менее 86 различных сочетаний взрослых", включая многочисленные типы семьи "мать и бабушка", "мать и тетка", "мать и отчим" и "мать и другие".
Сталкиваясь с целым лабиринтом родственных связей, даже самые ортодоксальные ученые начали приходить к некогда радикальной точке зрения относительно того, что мы выходим из периода нуклеарной семьи и вступаем в новое общество, для которого характерно разнообразие типов семейной жизни…
… в Третью волну не будет одного преобладающего типа семьи на протяжении длительного времени. Вместо этого мы увидим огромное разнообразие структур семьи, скорее не массу людей, живущих в единообразном семейном устройстве, а людей, проходящих через эту систему, оставляя личностные или "обычные" траектории на протяжении жизни. Но это не означает полного исчезновения или "смерти" нуклеарной семьи. Это просто значит, что с этих пор семья-ячейка станет только одним из многих социально принятых и одобренных типов. Когда наступит Третья волна, системасемьи будет уже немассовой, так же как и производственная и информационная системы общества.
Таким образом, как нуклеарную семью поддерживали строительство заводов и работа в офисе, так и любое движение с завода и из офиса будет оказывать сильное воздействие на семью.
Решение жить вне рамок нуклеарной семьи должно стать легче, а не труднее. Ценности, как правило, изменяются медленнее, чем социальная действительность. У нас еще не развита этика терпимости к многообразию, которого требует и которое порождает уже немассовое общество. Многие люди, воспитанные в условиях Второй волны, твердо усвоившие, что один тип семьи "нормален", а остальные несколько подозрительны, если не "извращены", остаются нетерпимыми к новому разнообразию типов семьи. Пока это не изменится, боль перехода останется весьма ощутимой…
Рівень С
1. Як відбулася Ваша зустріч з філософією? Охарактеризуйте (на прикладі текста-першоджерела за Вашим вибором) проблемність питання про предмет філософії та її життєве призначення.
2. Як Ви розумієте заяву Сократа: «Я знаю тільки те, що нічого не знаю»? У даному аспекті розкрийте своє бачення проблемності визначення філософії.
3. Проаналізуйте наступне судження: «В суперечці ніколи не народжується істина». Який, на Вашу думку, шлях пошуку істини пропонує Сократ? В чому його переваги порівняно із суперечкою?
4. Охарактеризуйте (на прикладі текста-першоджерела) «свідомість як завдання». Що означає бути свідомим?
5. Спробуйте пояснити наступну тезу, використавши один із принципів антропологічної філософії: «У людини нема назавжди встановленої природи. Вона – суміш буття і небуття, її місце – між цими полюсами».
6. Що Ви можете назвати власним духовним досвідом? Які джерела його сформували і формують нині?
7. На Ваш погляд, що засвідчує сучасну ситуацію «цивілізованого безкультур'я? Чи має вона тотальний характер? Висловіть свою позицію стосовно необхідності (чи ні) «перевідкриття» ціннісних настанов сучасної людини, зокрема, в Україні.
8. Е. Фром бере за епіграф до праці «Мати чи бути» наступну тезу: «Чим нікчемнішим є твоє буття, чим менше ти проявляєш своє життя, тим більшим буде твоє майно, тим відчуженішим буде твоє життя…» (Карл Маркс). Як, на Ваш погляд, співвідносяться світоглядні орієнтири людини на буття і володіння в сучасному суспільстві?
[1]
[1] Між розумним шимпанзе і Едісоном, якщо останнього розглядати тільки як техніка, існує хай і дуже велика, лише відмінність у ступені. — Прим. автора.