Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема свободы в философии Нового времени (Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо)




" Страсти сближают людей, тогда как необходимость сохранения жизни вынуждает их избегать друг друга "

Ж.-Ж. Руссо

Эпоха Нового времени рассматривает человека как естественное, природное существо, как часть природы. И как часть природы человек однозначно подчинен жестко действующим законам природы. Зависимость человека от природы неустранима, считают мыслители Нового времени, и природа властвует над человеком посредством присущих человеку аффектов (потребностей). Здесь опять возникает вопрос о свободе, как о свободе воли. Если человек полностью управляем природой, подчинен ей, ее законам, т.е. природной необходимости, то, возможна ли свободная воля?

Такие мыслители как Т. Гоббс и Дж. Локк полагали, что человек действует сообразно с законами природы и, следовательно, ни о какой свободе воли не может быть и речи. Так, Локк писал, отрицая вообще даже возможность понятия "свободная воля": " свобода так же мало приложима к воле, как быстрота движения ко сну или квадратность к добродетели ". Необходимость и свобода, как полагал Локк, не могут сосуществовать, ибо " нельзя быть в одно и то же время свободным и связанным ". Но это приводит к фатализму. А фатализма необходимо избежать, ибо надо дать человеку возможность действия и действия свободного. И вот Гоббс говорит не о свободе воли человека, а о свободе человека, которая означает отсутствие внешних препятствий для действий людей. С ним солидарен и Локк, говорящий о свободе человека, как о способности действовать сообразно нашему выбору или желанию.

У Б. Спинозы мы находим принципиально иное решение данного вопроса. Согласно Спинозе, люди воображают, что они свободны, когда активно борются друг с другом за свои личные интересы. Но это иллюзия. Человек – раб своих аффектов, т.е. он полностью здесь зависим от неукоснительно действующих законов природы. Чтобы люди обрели активную свободу, требуется познание человеческой природы и понимание, осмысление внешней детерминации, дабы перевести ее во внутреннюю необходимость. Таким образом, человек может быть свободен, лишь познав свою природу, как свою, так и внешнюю. Аффект познания, полагает Спиноза, самый мощный аффект из всех аффектов, присущих человеку, и он должен подчинить себе все остальные аффекты. Это свобода в смысле господства над самим собой (обуздание низменных аффектов), но тем самым и в какой-то мере над окружающим миром. Но такая свобода, согласно Спинозе, доступна далеко не всем, а лишь немногим " людям разума ". Остальное большинство, " толпа ", будет руководствоваться своими страстями. Отметим, что свобода как познанная необходимость, сформулированная Спинозой, выступает лишь как понимание, осмысление внешней детерминации и подчинение ей, признав ее своей собственной. Таким образом, Б.Спиноза решает проблему свободы в духе античного стоицизма.

Эпоха Просвещения продолжает рассматривать человека как часть природы, которая полностью детерминирована природой. Человек полностью подчинен законам природы, не может освободиться от них и даже в мыслях не может выйти из природы. Таких взглядов придерживался, например, Д. Дидро.

Иная позиция в вопросе соотношения свободы и необходимости у Ж.-Ж. Руссо. Он рассуждал следующим образом: " Во всяком животном я вижу лишь хитроумную машину, которую природа наделила чувствами, чтобы она могла сама себя заводить и ограждать себя, до некоторой степени, от всего, что могло бы ее уничтожить или привести в расстройство. В точности то же самое вижу я и в машине человеческой с той разницей, что природа одна управляет всеми действиями животного, тогда как человек и сам в этом участвует как свободно действующее лицо. Следовательно, специфическое отличие, выделяющее человека из всех других животных, составляет не столько разум, сколько его способность действовать свободно. Природа велит всякому живому существу, и животное повинуется. Человек испытывает то же воздействие, но считает себя свободным повиноваться или противиться и как раз в сознании этой свободы проявляется более всего духовная природа его души ". Таким образом, Ж.-Ж. Руссо наделяет человека свободной волей, чем и отличает его от животного, и тем самым отказывается от жесткой детерминации человека природой.

Отличие человека от животного наряду со свободной волей усматривалось и в способности самосовершенствования, которая " с помощью различных обстоятельств ведет к последовательному развитию всех остальных способностей ".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2101 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.