Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экзистенциализм о сущности человека и феномен отчуждения




" Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня "

Жан-Поль Сартр

Экзистенциализм, или философия существования, утвердился в Европе в период между двумя мировыми войнами, оставаясь до конца 60-х годов своего рода модой. Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях.

Экзистенциализм или философия существования — направление, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Если вещи и животные обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность, лишь в процессе своего существования, т.е. для человека существование предшествует сущности. Основным проявлением экзистенции является свобода выбора, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах
субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Сторонники версии экзистенциализма как философского учения различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический (Хайдеггер, Сартр); несколько в стороне находится Камю, критиковавший оба направления.

Следует уточнить, что единственным из этих мыслителей, считавшим себя философом-экзистенциализмом, был Жан-Поль Сартр. Его позиция обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Человек, по мнению Сартра, представляет собой “ не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь ”. В рамках экзистенциализма человек рассматривается как процесс экзистенции, в ходе которого человек творит себя, а не как познающий субъект или акт мышления. Таким образом, существование, а не мышление, есть то основное, что определяет человека, и единственно подлинной реальностью является переживаемая реальность, а не познаваемая.

Существование - это переход от возможности к действительности, становление. Человек, в отличие от вещей и животных, не детерминирован своей сущностью - она лишь возможность, которая становится действительностью в результате существования. Вещи и явления внешнего мира не существуют - они есть только то, что они есть. Существование же неотделимо от индивидуального "я". Посредством существования "я" включается в этот мир и осуществляет свою собственную реальность, но одновременно постигаются и вещи этого мира, получая смысл и значение. Но бытие человека постоянно ускользает от него, ибо человек – это всегда проект самого себя, это существо, проецирующее себя в будущее. Более того, само “я” оказывается для человека неуловимым.

Столкновение сознания с внешним миром порождает отчуждение, проявляющееся в отчуждённости человека от мира вообще, в разобщённости личности и общества, во встрече с “другим”, в отчужденности от собственного самосознания. Отчуждение есть основная человеческого бытия. Отсюда и такие характеристики существования, как беспомощность, безнадежность, тревога, страх.

Мир – это нечто чуждое и враждебное, но в то же время и то, без чего невозможно существование человека. Даже в любви, утверждает Сартр, невозможно подлинное сближение между людьми, ибо “другой” стремится превратить меня в средство удовлетворения своих желаний. Отсюда вытекает, что все межличностные отношения – это конфликт и, как результат, одиночество. Нет мира, который был бы общим для всех людей, есть только человек, замкнутый в своем собственном внутреннем мире и постоянно испытывающий страх, тревогу, одиночество.

А. Камю, принимая отчуждение как исходный посыл человеческого существования, полагает, что человек вообще лишен возможности реализовать свою сущность, и обречен на иллюзорную, неразумную жизнь. Мир – неразумен. Человек же желает счастья и разумности. Из столкновения неразумного мира и человека, стремящегося к своему призванию, порождается абсурд. Абсурд для человека - единственная данность, утверждает Камю. Выходом может стать метафизический бунт. Но в этом бунте не может быть никакого намека на возможность изменить что-либо. Бунт есть постоянная данность человека самому себе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2738 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.