Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные принципы средневековой христианской антропологии (Бл. Августин)




"" Люби, и тогда делай; что хочешь? "

Бл. Августин

Определяя средневековую философию как самостоятельный тип философии, отличный от предшествующего, мы можем отметить, прежде всего, своеобразный способ философствования. Его своеобразие состоит в тесной связи философии с религиозной верой, основанной на принципах откровения и монотеизма, т.е. принципах по существу чуждых античному способу философствования. Христианств, исходя из догмата об абсолютном превосходстве веры над разумом, предпочитает единомыслие "лукавым мудрствованиям", нищету духа – "гордыне" знания.

Фундаментальная зависимость средневековой философии от религиозной идеологии не означала, однако, полного растворения философии в религии, но неизменно на протяжении всего средневековья определяла специфику философских проблем и выбор способов их разрешения.

Выдающимся представителем средневековой философии является Августин Блаженный (354 – 430). Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух всей западной церкви. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин).

По-настоящему проблема всех проблем – это не космос, а человек, считает Августин. Не мир загадка, но мы сами. Проблема человека интересует Августина не как абстрактная, с точки зрения его сущности вообще. Это проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индивида, как личности в ее отдельности и особенности.

Августин принимает греческую формулу человека: " Человек — это душа, которая нуждается в теле". Однако, понятия души и тела у него обретают новый смысл, проходя через призму концепции творения.

В душе отражается Бог. Не в испытаниях природы и мира, но, углубляясь в душу, мы находим Бога. "Познай себя самого", этот совет Сократа, по Августину, стал означать познание себя как образа и подобия Бога. В этом смысле наше мышление – это воспоминание о Боге, познание, которое к нам приходит, это разум Бога, а любовь, которая рождается и приходит от одного и от другого, это любовь Бога. Есть, стало быть, в человеке нечто более глубокое, чем он сам.

Важнейшую роль в философии Августина играет понятие воли[1]. Так,
свобода – свойство воли, а не разума, как это понимали греки. Здесь Августин находит разрешение парадокса Сократа о возможности понимать благо и все же творить зло. Разум принимает, но воля отвергает благо. Разум познает, но выбирает воля: ее выбор может быть иррациональным, т.е. не имеющим разумного обоснования, не согласующимся с пониманием.

Свободная воля тогда лишь подлинно свободна, когда не допускает зла. Такой запрет был изначальным образом дан человеку. Однако первородный грех сделал волю уязвимой, нуждающейся в Божественной благодати.

Для блага необходимы два условия: Божий дар (благодать), и – свободная воля. Бог не подчиняет себе волю насильно, но облагораживает, уберегает её от порока, во власти которого она оказалась. Возможность зла неотделима от свободной воли. Найти в себе силы остановить зло, не дать ему распространиться, есть высшая свобода.

Начиная с Сократа, в философии бытовал взгляд, согласно которому добродетельный человек тот, кто знает, способен к познанию. Взгляд Августина иной: достойный человек тот, кто любит, более того, тот, кто любит то, что достойно любви. Причём истинная любовь – это любовь, направленная к Богу, к окружающим: ближним и дальним, как к образам Бога. Философствование, по Августину, означает, что в акте бескорыстного дара – любви рождается творение.

Пожалуй, главная философско-антропологическая идея Августина заключается в том, что человек определятся весом своей любви, а цена личности — даром любить. Судьба человека, земная и потусторонняя, определяется любовью дарованной и дарующей.

5 Христианство: свобода человека и принцип провиденциализма

Суть христианской концепции человека в том, что человек – тварь Божья и венец творения, созданный по образу и подобию Творца.

Но сам человек без помощи Бога не способен вести себя добродетельно, творить и созидать добро. Он склонен к мудрости греха. Т.к. над человеком тяготеет последствия первородного греха и проклятие Творца.

Человек не является цельным существом, он раздвоен. С одной стороны над человеком тяготеет первородный грех, а с другой – он создан для некоторой потусторонней, высшей цели. В этом заключается проблема человека. В этом и состоит дуализм низшего земного тела и высшего, небесного, души.

В средневековой философии, находившейся под влиянием религии, проблема свободы однозначно сводится к проблеме свободы воли. Как богословы, так и философы разделились во мнении, и кто-то полагал волю свободной, кто-то – нет.

Принцип провиденциализма провозглашает божественное провидение: на всё в мире воля божья. Т.е. все предопределено и установлено Богом, деятельность человека в частности. Но тогда возникает ряд вопросов, сводящихся, по сути, к одному: откуда в мире зло? Согласно принципу провиденциализма, вся ответственность за зло и несправедливость в мире должна возлагаться на Бога. Но Бог мудр и всеблаг и творить плохое и несправедливое не может, как не может и не предвидеть результатов своего творчества. Ответ здесь прост: то, что кажется злом и несправедливостью, таковым в общем замысле Творца не является. Людям же просто замысла этого не понять. С этим надо смириться, это надо принять и верить, ибо только в вере спасение. Для человеческого разума в деяниях Бога много непонятного и сомнительного, но если здесь нечто не согласуется с разумом, то откажись от него, ибо разум есть блудница сатаны.

С иной же точки зрения источник зла есть – свободная воля человека (которой всё же наделил его Бог). Человеку дана свободная воля, чтобы он мог свободно, без всякого принуждения возлюбить Бога. Но она привела к акту грехопадения. Человек отдалился от Бога и теперь через грех в мир пришло зло.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2575 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.