В конце 60-х гг. в советско-американских отношениях произошли изменения, во многом определившие поворот от конфронтации к разрядке международной напряженности. Такому ходу событий способствовал ряд причин объективного и субъективного характера. Бесперспективность продолжавшейся агрессии во Вьетнаме, растущее недовольство американского народа агрессивным курсом Вашингтона были немаловажной причиной перемен в политике Белого дома. Безудержная гонка вооружений двух сверхдержав не могла не сказываться на их экономическом развитии. Это особенно чувствовалось в Советском Союзе. Приходилось считаться с тем, что глобальные внешнеполитические амбиции сверхдержав оказались в противоречии с их экономическими, политическими и военными возможностями. Поэтому в конце 60-х гг. был начат диалог между США и СССР с целью урегулирования нерешенных проблем советско-американских отношений, а также некоторых международных проблем, в том числе ограничения гонки вооружений. Разрядка давала возможность перейти к конструктивному диалогу между двумя государствами в интересах стабилизации международных отношений на путях компромиссов и сбалансирования интересов сторон. Однако чтобы стать на этот путь, правящим кругам США пришлось пройти через признание полного провала агрессивной войны в Индокитае.
Четырехсторонние мирные переговоры по Вьетнаму начались еще в январе 1969 г. В Южном Вьетнаме в это время находилось около 550 тыс. солдат и офицеров США. Однако наращивание военного контингента не принесло успеха. Р. Никсон пытался добиться тех же целей путем укрепления сайгонского режима. Так появилась “гуамская доктрина” (“доктрина Никсона”), которая предусматривала “вьетнамизацию” войны, т.е. перекладывание на сайгонский режим основной тяжести войны против ДРВ и Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Сайгонская армия была увеличена до 1 млн. человек. Американские контингенты поэтапно отводились в более безопасные районы, но одновременно усиливались бомбардировки территории ДРВ и освобожденных районов Южного Вьетнама, а также Лаоса и Камбоджи.
Упорная борьба на полях сражений и продолжавшиеся несколько лет мирные переговоры, которые неоднократно прерывались, завершились подписанием 27 января 1973 г. Парижского соглашения по Вьетнаму. Соглашение предусматривало прекращение военных действий, вывод в 60-дневный срок американских войск, проведение свободных демократических выборов, воссоединение Вьетнама мирными средствами, без иностранного вмешательства. Были подтверждены Женевские соглашения 1954 г. по Вьетнаму и Камбодже и соглашение 1962 г. по Лаосу. Имелось в виду, что все внутренние проблемы должны решаться самими народами этих стран.
Контроль за выполнением соглашения должна была осуществлять международная комиссия в составе представителей Венгрии, Польши, Канады и Индонезии. Чтобы подчеркнуть значение этого соглашения, международная конференция по Вьетнаму, состоявшаяся 26 февраля - 2 марта 1973 г. в Париже, приняла специальный акт, который признавал независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама.
Однако сайгонская администрация сорвала выполнение Парижского соглашения, и патриоты Южного Вьетнама развернули военные действия. Борьба народных вооруженных сил завершилась 30 апреля 1975 г. падением Сайгона. Эта победа открыла путь к объединению Вьетнама. В апреле 1976 г. на севере и юге страны прошли всеобщие выборы, и первая сессия избранного национального собрания провозгласила образование Социалистической Республики Вьетнам. К 1977 г. прекратил свое существование созданный под эгидой США военно-политический блок СЕАТО.
Провал американской агрессии в Индокитае оказал большое влияние на американское общество. “Вьетнамский синдром” ослабил позиции республиканской администрации. Наряду с осознанием факта военно-стратегического паритета в ядерных вооружениях СССР и США новая социально-психологическая обстановка в США в канун президентских выборов 1972 г. подталкивала Р. Никсона к переговорам с СССР.
За 70-е гг. между СССР и США было подписано свыше 60 договоров и соглашений. Они охватывали самые различные сферы взаимоотношений между двумя странами, а также проблемы, имевшие глобальное, мировое значение.
Важнейшим позитивным результатом разрядки в советско-американских отношениях было признание принципа мирного сосуществования в качестве нового кодекса поведения государств в ядерную эпоху. Это нашло отражение в ряде документов, и прежде всего в подписанных в Москве в мае 1972 г. “Основах взаимоотношении между СССР и США”. В этом документе содержались обязательства сторон делать все возможное для предотвращения ядерной войны и военных конфронтацией, фиксировался принцип равной безопасности и декларировался отказ от применения силы или угрозы силой. Обе стороны заявили, что они не претендуют на какие бы то ни было особые права или привилегии в мировых делах.
Во время встречи на высшем уровне в Москве в мае 1972 г. был подписан также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), срок действия которого не ограничивался. По этому договору и протоколу к нему, подписанному в мае 1974 г., стороны обязались иметь не более одной системы ПРО (вокруг столиц или района пусковых установок ядерных ракет). Одновременно с договором по ПРО было подписано временное соглашение о мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Это соглашение обязывало стороны не увеличивать выше фиксированных пределов число стационарных пусковых установок.
Историческое значение этих соглашений состояло в том, что впервые была признана ненужность увеличения ядерных арсеналов. Обе державы отказались от принципа “щит и меч”, когда против созданных или создаваемых наступательных вооружений неизменно изобреталась система защиты. В данном случае ограничение ПРО договаривающихся сторон одним районом радиусом не более 150 км оставляло всю остальную территорию без соответствующей защиты. Равная незащищенность при примерном равновесии стратегических наступательных вооружений становилась фундаментом стратегической стабильности.
В 70-е гг. Соединенными Штатами и Советским Союзом был подписан ряд других документов по вопросам военной разрядки. Среди них были соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (1972 г.), договор об ограничении подземных ядерных испытаний (1974 г.), который определил максимум мощности взрывных устройств (до 150 килотонн), и договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях (1976 г.), который, правда, из-за отказа США не был введен в действие.
В первой половине 70-х гг. между двумя странами установилось сотрудничество и по ряду других вопросов ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия, запрещения использования окружающей среды в военных целях. Однако переход от конфронтации к разрядке международной напряженности и позитивные перемены в советско-американских отношениях не означали исчезновения противоположных тенденций, негативных явлений в этой области. Сопротивление противников разрядки, крайне правых сил в США, а также непоследовательность политики руководящих кругов обеих великих держав ограничили масштабы взаимодействия и сотрудничества США и СССР.
Разрядка в области ограничения гонки вооружений и предотвращения ядерной войны не сопровождалась должным развитием торгово-экономических связей, а также научно-технического обмена и сотрудничества. Заключенное в октябре 1972 г. соглашение о торговле оказалось нереализованным. Учитывая имевшиеся в тот период многочисленные факты нарушения прав человека в СССР, США поставили условием предоставления ему режима наибольшего благоприятствования принятие закона о свободной эмиграции из Советского Союза. Это условие, в декабре 1974 г. включенное конгрессом США в закон о торговой реформе, было отвергнуто советским правительством.