Севрский мирный договор, заключенный с Турцией 10 августа 1920 г. (Севр, близ Парижа), узаконил распад и раздел Османской империи. Договор был подписан, с одной стороны, султанским правительством Турции (Мехмет VI), и с другой, союзными державами – Великобританией, Францией, Италией, Японией, также дашнакской Арменией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством СХС, Хиджасом и Чехословакией. Это был последний мирный договор, подготовленный Парижской мирной конференцией. Он оказался самым проблемным.
На момент его заключения экономическое, политическое, военное положение Турции было чрезвычайно тяжелым. По Мудросскому перемирию (ноябрь 1918 г.), британский военно-морской флот контролировал проливы Дарданеллы, Босфор и Мраморное море. В 1920 г. войска Антанты оккупировали ряд важных районов Турции, в т.ч. Стамбул, зону Черноморских проливов, Смирну (Измир). Кроме прочего, греческие интервенционистские войска выступили против турецких национально-освободительных сил.
Острые споры европейских держав вокруг турецкого наследства затянули работу над мирным договором. Проект договора был принят только на конференции Верховного совета Антанты в апреле 1920 г. в Сан-Ремо. Союзников волновало решение нефтяной проблемы на Ближнем Востоке, вопрос о стратегически важных территориях в Восточном Средиземноморье. Франция и Италия стремились не допустить британской монополии, тем не менее Англия получила все преимущества в разделе турецких владений. Важно, что была разрешена нефтяная проблема в Румынии, во французских и английских колониях. Великобритания удерживала за собой Мосул, но гарантировала Франции 25 % добычи, будущей добычи нефти, на что Франция дала согласие обеспечить вывоз этой нефти через территорию Сирии к Средиземному морю.
Севрский договор состоял из 433 статей. Османская империя по договору ликвидировалась. Она лишалась не только всех своих арабских владений, но и существенной части собственной этнической территории и подлежала разделу между державами. Великобритания получила мандат на управление Палестиной, Трансиорданией и Ираком; Франция – на Сирию и Ливан. Турция признавала “протекторат” Франции над Марокко и Тунисом, а также аннексию Кипра Великобританией и протекторат последней над Египтом. Она отказывалась от всяких прав и привилегий в Ливии и уступала Италии свои права на Додеканесские острова. Создавалось независимое королевство Хиджас. Греции передавались Восточная Фракия с Эдирне, европейский берег Дарданелл, Галлипольский полуостров и Измир (Смирна), который формально оставался “под оттоманским суверенитетом”.
Стамбул условно признавался столицей Турции. На ее территории устанавливался “режим капитуляций”, особый правовой режим, в соответствии с которым государство предоставляло гражданам другого государства на своей территории преимущества по сравнению со своими гражданами, тот режим, который ввела сама Порта во второй половине XV в.
Зона проливов, номинально оставалась в составе турецкой территории, но подлежала полной нейтрализации и поступала под контроль специальной международной “Комиссии проливов” из представителей пяти великих держав-победительниц, Греции и Румынии. Дарданеллы, Мраморное море и Босфор объявлялись открытыми в военное и мирное время для всех судов.
Для контроля над турецкими финансами и бюджетом страны создавалась комиссия из представителей Франции, Великобритании и Италии, а также турецкого представителя с совещательным голосом. Договор фиксировал полную демобилизацию турецких вооруженных сил. Армия Турции не должна была превышать 50 тыс. солдат и офицеров, в том числе 35 тыс. жандармов. Условия Севрского договора в значительной степени ущемляли суверенитет Турции и низводили ее до положения полуколонии.
Мирное урегулирование с Турцией осложнило национальное движение. Его возглавил герой войны генерал Мустафа Кемаль. Под его руководством в апреле 1920 г. было создано новое правительство в Анкаре. М. Кемаль провозгласил себя Ататюрком – “отцом всех тюрков” и выступил с программой неприкосновенности этнических турецких территорий, категорически отверг условия Севрского договора (Ататюрка активно поддержала Советская Россия, заключив в 1921 г. договор с Турцией). Не подчиняясь распоряжениям султана, он приступил к боевым действиям на востоке с армянами и на западе – с греческими войсками. Победные действия Турции привели к необходимости пересмотра странами Антанты мирного договора. 11 октября 1922 г. было подписано Муданийское перемирие, по которому прекращались военные действия между Турцией и Грецией, а последняя выводила войска из Восточной Фракии.
Лозаннский договор, заключенный 24 июля 1923 г. с правительством Кемаля на международной конференции (20.11. 1922 – 24.07. 1923), прекратил состояние войны между Турцией и державами Антанты, юридически оформил распад Османской империи, зафиксировал новые турецкие границы. За ней сохранялись Восточная Фракия, Измир и др. Уступками в виде отказа от ряда территорий, ранее входивших в Османскую империю (Аравия, Египет, Судан, Триполитания, Месопотамия, Палестина, Сирия, о-ва Лемнос, Самофракия, Митилены, Хиос, Самос, Никария), и от привилегий в Ливии, Турция добилась признания независимости. Режим капитуляций был отменен.
Конвенция о режиме черноморских проливов была смягчена в пользу Турции (английский проект). В проливах вводилась свобода судоходства в мирное и в военное время. Военный флот любой страны не должен превышать по своей мощности флот сильнейшей черноморской державы. В военное время через проливы могли проходить военные корабли нейтральных стран. За соблюдением конвенции создавалась международная комиссия Лиги наций.
На Лозаннской конференции вопрос о границе Турции с Ираком стал предметом спора из-за Мосула. Глава британской делегации, лорд Керзон, настойчиво добивался его решения в Лиге Наций, рассчитывая закрепить за собой Мосул как подмандатную территорию. Для Турции Мосул важен был не только как нефтяной район. Он являлся стратегическим ключом к Курдистану. Борьба держав за Мосул осложнилась вмешательством США, которые имели в этом районе свои интересы. Американская официальная позиция заключалась в требованиях экономического равенства: все державы должны были признать принцип “открытых дверей”. В 1924 г. Совет Лиги наций установил демаркационную т.н. “Брюссельскую линию”, ставшую фактической границей между Турцией и Ираком, которая оставляла район Мосула в пределах Ирака.
Лозаннский договор означал международное признание независимости турецкого государства и нового правительства Кемаля Ататюрка. Мирный договор с Турцией завершил процесс послевоенного урегулирования в Европе.
Таким образом, Версальский мирный договор и последовавшие за ним другие договоры – Сен-Жерменский (1919), Нейиский (1919), Трианонский (1920) и Севрский (1920), Лозаннский (1923) – составили новую европейскую систему международных отношений, известную под названием Версальская система. Являясь на тот период единственным средством завершения первой мировой войны, она отражала, с одной стороны, позитивное стремление многих политиков по-новому подойти к решению послевоенного устройства, но не забывая своих национальных интересов, с другой, она отражала сопротивление народов побежденных стран, противоречия между победителями и побежденными, а также внутри победителей.
В итоге мирного урегулирования на европейской политической карте возникли девять новых государств: Польша, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Королевство СХС (Югославия), а также Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. В целом это отвечало естественноисторическому процессу развития европейских народов. Однако новые государства, их границы создавались, прежде всего, в соответствии с политическими и геостратегическими интересами держав-победительниц, что часто входило в противоречие с национальными устремлениями народов Центральной и Восточной Европы.
Версальская система создавала новый баланс сил на континенте, сложившийся в результате победы стран Антанты над германским блоком. Гарантией прочности нового мирового и европейского порядка мыслилась согласованная позиция трех держав-победительниц: Великобритании, Франции и США в отношении германского и советского (русского) противодействия. США, вследствие внутриполитических противоречий, самоустранились от лидирующей роли в мировой политике, не стали членами Лиги наций и фактически остались вне Версальской системы. Вследствие Версальского диктата Германия и Россия не стали полноправными участниками международных отношений, а система оказалась неравновесной и не универсальной.