Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема войны и мира в современной общественно-политической мысли




XX столетие ознаменовано многими крупнейшими событиями и сдвигами в историческом развитии. Две мировые войны, социальные революции в целом ряде стран, в том числе в России и Китае, крушение колониальной системы империализма, разгром фашизма, начало хо­лодной войны, крах социализма в ряде стран — вот неполный перечень тех событий, которые буквально потрясли мир.

Но XX век это вместе с тем и век крови, страдания и мук миллионов людей нашей планеты. Лишь первая половина этого века унесла с собой около 140 млн человеческих жизней. Такова тяжелая плата человече­ства за совершенные преобразования.

З.Бжезинский назвал XX век эпохой «мегасмерти». По нашему мнению, все же более верно определить начало и середину XX века как эпоху империализма, войн и социальных революций.

В чем же причина тех исторических преобразований и сдвигов, которые свершились на мировой арене в начале и середине XX столе­тия? Какие перспективы открывает перед нами век грядущий? Суждено ли человечеству и дальше жить с войнами, социальными конфликтами и противоречиями, или передним могут возникнуть иные перспективы?

Несмотря на множество теорий, гипотез, представлений в мировой общественной мысли, можно выделить две основные линии в объясне­нии причин коренных социальных преобразований, в том числе и войн между народами.

Одни социологи стремятся объяснить причины социальных изме­нений, происходящих в человеческой истории, прежде всего внешними условиями, в которых живет общество и человек. По их мнению человек сам по себе ни добр, ни плох, таким делают его обстоятельства. Другие стремятся найти причины коренных социальных изменений, а равно и войн между народами в самом человеке, в присущей ему природе, в стрем­лении к насилию и агрессивности, перешедших к человеку от его живо­тных предков. Святой Августин, например, считал, что причиной зла в обществе выступает свободная воля человека и ее извращенность. Он уподобил все общество шайке разбойников, которые постоянно воюют друг с другом.

В буддийских текстах говориться в связи с этим: «Ты сам себе хозяин. Может ли кто-либо быть твоим хозяином? Когда ты обрел кон­троль над собой, ты нашел хозяина редкой ценности». И далее: «Будьте сами себе светильниками. Полагайтесь на самих себя. Твердо придер­живайтесь закона, как светила, не полагаясь ни на что иное».

М.Ганди, Л.Толстой — два гениальных мыслителя проповедовали непротивление злу насилием. Другой, не менее гениальный мыслитель, К.Маркс исходил из того, что классовая борьба является движущей


Неслучайно, что хотя Ленин и Ганди исходили из разных посылок, но в вопросах войны и мира они пришли к одинаковым выводам. Мир без войны — идеал социализма — говорил Ленин. Ганди также стремил­ся к отказу от войны и обеспечению всеобщего мира.

Исходя их всего этого, необходимо брать человека в определенных социально-природных условиях, т.е. рассматривать не только с пози­ции, определяющей роли способа производства материальных благ, но и способа производства всей общественной жизни, т.е. в единстве чело­веческого потенциала как основы, способа производства материальных благ и той природной среды, в которой функционирует данное обще­ство. Иначе говоря, человек как активное, самостоятельное, творческое существо должен рассматриваться в определенных социально-природ- ных условиях.

Если из всеобщих принципов, обусловленных коренными челове­ческими потенциями, вытекает необходимость свободы, равенства, дружбы и сотрудничества между людьми, то из конкретных социальных условий могут возникнуть политическая несвобода, экономическое не­равенство, различные классы, классовая вражда, а также националь­ные антагонизмы.

При этом парадокс заключается в том, что одни законы, вечные законы человеческой природы, могут предписывать людям дружбу, сотрудничество, взаимопомощь, а законы, вытекающие из конкретных условий, могут ставить их в отношение вражды и ненависти друг к другу. В результате этого в истории могут иметь место как сотрудниче­ство и взаимопомощь, следующие из «вечных законов» человеческой природы, так и борьба, определяемая теми или иными конкретными условиями и вытекающими из них так называемыми «историческими законами», а следовательно, и насилие одного человека или класса над другими. Именно отражением этого противоречивого состояния и явля­ется различие взглядов разных мыслителей по поводу насилия, классо­вой борьбы и т.д.

По-видимому при оценке роли ненасилия и насилия в обществе следует исходить из того, насколько и то и другое способствует разви­тию общества, обеспечивает его оптимальную в данных условиях само­реализацию. За этими рамками добродетель, если она не борется со злом, будет иметь отрицательный характер и должна быть отвергнута и осуждена. Вместе с тем насилие, если оно способствует прогрессу общества, совершается в рамках определенных нравственных норм, будет носить справедливый характер.

Под этим углом зрения, следует, по нашему мнению, анализиро­вать и причину войн в человеческой истории.

Исследуя состояние общества в условиях острейшей неадекватно­сти социальных и природных компонентов, традиционная социология в значительной степени абсолютизировала материально-производствен­ную сферу общественной жизни, а вместе с ней и классовую борьбу, рассматривая ее в качестве доминирующей формы существования об­щества. Поэтому не случайно нравственность в значительной мере была сведена к политике и идеологии, а отечество и нация к социально-клас­совой основе, причем классовое зачастую ставилось выше националь­ного и т.д.

Кроме того, анализ войн и социальных конфликтов преимущест­венно велся с позиции отношений между отдельными индивидами, или в лучшем случае группами и социальными общностями, тогда как сами эти отношения — продукт функционирования и развития социальной целостности, которая включает в себя эти отношения. Поэтому для анализа причин войн в человеческой истории необходимо исследовать не только отношения между самими партнерами, но и состояние, харак­тер и структуру всего человеческого потенциала в целом, которому почему-то присущи эти явления, а также уровень социальных условий и характер природной среды, в которой функционирует и развивается то или иное общество. При этом необходимо, повторяем, исследовать не только отношения между различными странами, народами, классами и т.д., приводящие к конфликту, но и ту субъективную основу и необхо­димость, которые порождают тс или иные отношения.

Человечество представляет собой своеобразный единый организм, определенную целостность, состоящую в то же время из относительно самостоятельных общностей, наций, цивилизаций и т.д. В соответствии с этим в его основе должно лежать единство. Но так как до сих пор общество жило в условиях острейшей неадекватности социальных ус­ловий природе человека, его потребностям, то это систематически по­рождало конфликты между его различными частями. И это естествен­но, так как неравномерное развитие различных компонентов обще­ственной структуры требует периодического перераспределения мате­риальных ресурсов, территорий, накопленных богатств и т.д. между различными социальными общностями в целях обеспечения более или менее равномерного распределения этих богатств в рамках всей чело­веческой целостности. В условиях же острой недостаточности такое перераспределение с неизбежностью приводит к конфликтам между различными индивидами и человеческими общностями.

Человек, общество в целом в соответствии со своим основным зако­ном стремится к оптимальной самореализации, что требует определен­ных социальных и природных условий. Основными средствами такой самореализации человека служит собирательство жизненных ресурсов из природной среды, а также производство новых посредством и на основе совершенствования орудий труда. Но когда орудия труда не достигают определенного уровня и не могут обеспечить необходимых накоплений, применяется и такой вид самореализации, как передел собственности, в том числе и путем насильственного отнятия богатств и ограбления себе подобных, или, иначе говоря, реализация права силь­нейшего.

Разумеется, определяющей линией прогресса общества в конечном счете выступает все же производство материальных и духовных благ путем совершенствования орудий труда. Однако, чем в меньшей мере человек способен удовлетворить свои потребности посредством либо окружающей природы, либо собственного производства, тем больше при прочих равных условиях он стремиться удовлетворить их посредст­вом грабежа и насилия. На такой именно основе и строились нередко отношения между различными государствами, социальными группами, да и самими индивидами на протяжении предшествующей истории. При этом, если путем революции происходит смена одних социальных сил другими, а также перераспределение собственности и богатства внутри отдельных стран, то в результате войн совершается перераспределение территорий, богатств и т.д. между государствами.

В ходе революций и войн внутри стран и между странами и народа­ми прокладывал себе дорогу закон преимущественного развития, со­гласно которому в условиях острейшего дефицита материальные ресур­сы попадали в руки более жизнеспособных социальных сил и общно­стей, что в своей совокупности обеспечивало больший и эффективный прогресс всего человечества.

Следовательно, и войны, и революции — это в конечном счете насильственная форма перераспределения материальных ресурсов между элементами целостности при наличии жесткого дефицита, свое­образная стихийная и варварская форма прогресса человечества в неа­декватных для него условиях.

Разумеется, далеко не все войны и не все революции способствова­ли прогрессу общества. Многие из них приводили к обратному резуль­тату. И все же, если их рассматривать в целом, то можно сказать, что в процессе и войн и борьбы классов, завершившихся революциями, осу­ществлялся прогресс общества. Точнее говоря — это были вынужден­ные, но в определенных условиях необходимые формы осуществления прогресса человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2339 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.