Гипнотерапевт дает пациенту зеркало и предлагает ему внимательно смотреть в отражение своих глаз. Зеркало следует держать примерно в 25 см от лица. При этом гипнотерапевт использует вербальные формы введения в гипнотическое состояние. После некоторого времени большинство пациентов впадают в глубокий гипнотический сон.
3.2.1.10. Гипнотизация при помощи зеркала с черной точкой
Гипнотизируемого усадите в кресло или на диван. К его глазам на расстоянии 15—25 см поднесите небольшое зеркало с приклеенной в центре черной точкой около 1 см в диаметре. За головой гипнотизируе-
Основы клинической гипнотерапии
мого поместите источник света таким образом, чтобы отраженный зеркалом свет попадал ему в глаза. Дайте указание непрерывно смотреть на черную точку. Возьмите левой рукой за пульс правой руки гипнотизируемого, а правой медленно водите зеркалом перед глазами: вверх, вниз, вправо, влево. Слегка пожимая пульс (например, каждый второй или третий удар пульса) произносите с расстановкой: «Сейчас, когда вы смотрите на зеркало и ваши глаза постепенно устают, вы чувствуете мою руку на вашем пульсе и это позволяет вам расслабиться... почувствовать легкую сонливость-Каждый раз, когда я сжимаю вашу руку, ваше тело расслабляется все сильнее и сильнее... а когда вы смотрите на черную точку на зеркале... ваши глаза утомляются... веки постепенно мигают все чаще и чаще... постепенно веки закрываются...
Сейчас, когда вы вновь смотрите на черную точку на зеркале... вы замечаете, что она становится расплывчатой... и вам хочется закрыть глаза... глаза закрываются самостоятельно... веки слипаются... тяжелеют... как будто наливаются свинцом... Все тело приятно расслабляется... И вы засыпаете... засыпаете все глубже и глубже...»
3.2.1.11. Гипнотизация при помощи «зеркала Льюиса»
Старинный метод гипнотизации. Гипнотизируемый усаживается спиной к источнику яркого света. На расстоянии 20-25 см к его лицу подносятся вращающиеся зеркала Льюиса. (Зеркала Льюиса состоят из двух черных матовых линеек длиной 20 см, шириной 3 см. На каждой из них укреплены 10 — 15 круглых зеркал диаметром 2 см. Линейки равномерно вращаются в противоположные стороны при помощи несложного ме-
Глава 3. Приемы классического гипноза
ханизма. Желательно иметь возможность регулировать частоту вращения линеек.)
Гипнотизируемому дается указание пристально смотреть на центральное зеркальце, не сопротивляться внушению, расслабиться.
Мелькающие световые блики чрезвычайно утомляют зрительный анализатор, что способствует быстрому засыпанию.
Формулы внушения начинаются с внушения утомления зрительного анализатора (как и в предыдущем способе).
3.2.1.12. Метод «Терраса и ступеньки»
При использовании воздействия на зрительный анализатор нередко целесообразно дать задание пациенту визуализировать заданную картинку. Это перегружает анализатор ровно настолько, насколько это необходимо для введения в гипнотическое состояние воздействием, к примеру, на слуховой анализатор. Предложите пациенту представить себя стоящим на краю старой террасы. Далее вы говорите: «Возможно, за вашей спиной — дом. Терраса вымощена плитами, между которыми пробиваются трава и цветы. Вокруг террасы — каменная балюстрада, заросшая вьющимися растениями и цветами. Возможно, на них есть пыль, так же, как и на растениях, выросших тут и там между плитами террасы. Вы видите проем в балюстраде и спускающиеся с террасы ступеньки. Немного погодя, я попрошу вас подойти к верхней ступеньке и затем медленно спуститься по лестнице. По мере того как вы будете спускаться, вы почувствуете, что оставляете обычный, реальный мир далеко-далеко позади и уходите глубоко внутрь себя. Но сначала почувствуйте, как солнце согревает вас своими лучами. Вы чувствуете, как теплый, легкий ветерок нежно овевает
Основы клинической гипнотерапии
вас, принося аромат цветов. Насладитесь этими ощущениями. А теперь подойдите к верхней ступеньке и посмотрите сверху на луг. У лестницы десять ступенек, между которыми тоже растут цветы. Сейчас я буду считать медленно от одного до десяти, а вы в это время будете спускаться по ступенькам, на каждый счет по одной, и по мере спуска вы будете погружаться все глубже и глубже в транс. Хорошо. Теперь начнем спускаться по ступенькам. Один... Два... Глубже и глубже. Три... Погружаемся все глубже и глубже в транс. Четыре... Пять... Задержитесь здесь на мгновение, на полпути вниз, и почувствуйте, как вы оставляете повседневный мир все дальше и дальше позади себя, по мере того как погружаетесь глубже и глубже в состояние транса. Теперь продолжайте, еще глубже. Шесть... Семь... Восемь... Почти спустились. Девять... Десять... Хорошо. Глубоко внутри себя, глубоко в трансе, чувствуя себя очень глубоко расслабленным и спокойным, расслабленным и отрешенным. Глубокоглубоко внизу. Хорошо».
3.2.1.13. Техника «Эскалатор»
Является разновидностью описанной выше методики. Вы говорите пациенту: «Представьте себе, что вы стоите наверху длинного эскалатора. Посмотрите, как он медленно двигается вниз. Посмотрите на лампы, размещенные на потолке через интервалы, — их десять. Глубоко внизу вы видите дверь. Сейчас я попрошу вас встать на эскалатор и начать спускаться вниз. В то время как вы будете спускаться все глубже и глубже, я буду считать лампы, и, когда я дойду до десятой, вы достигнете конца эскалатора и сойдете с него перед дверью. По мере того как вы будете спускаться вниз, вы сможете погружаться все глубже и глубже в транс. Теперь встаньте на эскалатор и спускайтесь все глубже
Глава 3. Приемы классического гипноза
и глубже. Один... Два... Глубже и глубже... Три... Четыре... Оставляйте повседневный мир все дальше и дальше позади себя. Пять... Шесть... Глубже и глубже. Семь... Глубоко-глубоко вниз. Восемь... Девять... Почти спустились. Десять. Хорошо. Вы сходите с эскалатора и встаете перед дверью. В следующий миг я попрошу вас войти в дверь и оказаться в любимом месте, полностью отрешенным от повседневного мира, глубоко внутри себя, в своем особом «личном прибежище». Хорошо. Теперь откройте эту дверь, войдите в нее и затем закройте ее за собой».
3.2.1.14. Техника «Лифт»
Еще одна разновидность описанной выше техники. Заключается в том, что гипнотерапевт «описывает» пациенту поездку в лифте. Описание начинается с того момента, когда пациент стоит перед дверями лифта и, когда они откроются, он войдет внутрь. После того как двери закроются, лифт начнет спускаться. Психотерапевт будет отсчитывать этажи, однако в этом случае счет пойдет наоборот (скажем, с десяти).
При использовании этого образа-представления может быть очень полезно внушить пациенту, что есть еще подвальные этажи, и, таким образом, помочь ему спуститься еще глубже вниз.
Это может быть эффективным для пациентов, которым сложно «абстрагироваться»: неожиданный дальнейший спуск делает их несколько менее бдительными, что облегчает введение их в состояние транса. В каждом из случаев, будет ли это лестница, эскалатор или лифт, счет должен идти в такт с дыханием пациента и, при необходимости, способствовать снижению частоты дыхания.
Вместо глубины можно использовать образ расстояния. Например, вы можете попросить пациента предста-
Основы клинической гипнотерапии
вить, что он удобно устроился на плоту или в маленькой лодке, плавно плывущими вниз по реке. Пусть он почувствует, как течение уносит его все дальше и дальше (от повседневного мира), река становится все шире и шире, так что он все больше и больше отдаляется от берегов, ощущая легкое покачивание, по мере того как медленно подплывает к идиллическому внутреннему миру.
Любой такой образ-представление при необходимости может быть расширен. Пусть, например, пациент, спустившись с террасы, побродит по лугу, наслаждаясь ароматом травы и цветов, а потом направится к лесу, чтобы сесть и помечтать, или к берегу ручья — посмотреть на текущую воду.
3.2.2. Преимущественное воздействие на слуховой анализатор
К способам воздействия на слуховой анализатор относятся все те методы, при которых используются различные шумовые и звуковые раздражители. Хорошо известно успокаивающее, усыпляющее действие таких раздражителей, как шум колес поезда, ветра в трубе, морского прибоя. Однообразное тикание часов, шум падающей капли воды в сосуд, стук метронома — все это можно использовать для вызывания гипнотического состояния. Для этой цели в кабинете, где будет производиться гипнотерапия, устанавливается прибор для получения одного из указанных выше звуков.
Раз начав пользоваться каким-либо источником звука, не следует переходить на другие раздражители, так как новые сигналы будут мешать иррадиации торможения, возникающего по законам условнорефлекторной деятельности.
Глава 3. Приемы классического гипноза