Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карамзин Николай Михайлович




Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - известный российский историк и писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, редактор двух литературных журналов.

Карамзина можно назвать "русским Торо", ибо он первым в российской культурной традиции стал воспевать дикую природу - ее дикость и священность: "Нет, нет! Я никогда не буду украшать Природы. Деревня моя должна быть деревнею, пустынею. Дикость для меня священна; она возвеличивает дух мой. Рощи мои будут целы, пусть зарастают они высокою травою!" (Карамзин, 1999). В другом произведении он писал, что в природе, где видны труд и работа, нет для него удовольствия. Дерево пересаженное, обрезанное подобно невольнику с золотой цепью.

В 1789 году, посещая дикие Швейцарские Альпы и любуясь знаменитыми рейнскими водопадами Штаубахх, Триммербах и Рейхенбах, Карамзин почувствовал божественность дикой природы: он вдруг почти ослеп, встал на колени и принялся молиться. Позже писатель такт описывал случившееся: "Тщетно воображение мое ищет сравнения, подобия, образа!.. Рейн и Рейхенбах, великолепные явления, величественные чудеса природы! В молчании удивляться будет вам всякий, имеющий чувство; но кто может изобразить вас кистию или словами? - Я почти совсем лишился чувств, будучи оглушен гремящим громом падения и упал на землю" (цит. по Борейко, 2001).

Литература

1. Борейко В.Е., 2001. Современная идея дикой природы, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 124 стр.

2. Карамзин Н.М., 1965. Письма русского путешественника, М.

3. Карамзин Н.М., 1999. Деревня // Этико-эстетический подход в охране дикой природе и заповедном деле, Киев: Киевский эколого-культурный центр, издание второе, дополненное, стр. 101-102.

Карлсон Аллен

Аллен Карлсон (р. 1943) - современный канадский экофилософ, один из ведущих в мире специалистов по природоохранной эстетике. Преподает в должности профессора в университете Альберта в Эдмонтоне, член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("Environmental ethics"). Опубликовав в 1976 году статью "О возможности количественного измерения пейзажной красоты", открыл, по сути, новую область исследований - природоохранную эстетику. В СССР и странах СНГ ученый не известен.

Аллен Карлсон полагает, что дикая природа является по сути эстетически ценной. Более того, природный мир создавался спонтанно, без художника, и находится вне границ человеческого контроля. Эти два момента должны объяснить наше особое почтение, которое мы испытываем по отношению к красоте дикой природы.

Для понимания красоты природы, по мнению экофилософа, нужны определенные экологические знания. Ибо если красота искусства создается, то красота природы открывается. Карлсон пишет: "Мнение о правильной эстетической оценке природы... может быть выведено следующим образом: во-первых, как и в случае с искусством, эстетические качества, которые, по-видимому, имеют природные объекты и ландшафты, зависят от того, как они воспринимаются. Полосатый кит является грандиозным и величественным млекопитающим. Однако, если его воспринимать как рыбу, он показался бы более неуклюжим...

Во-вторых, как и в оценке искусства,... нужно ценить их грацию, величие, элегантность, очарование, привлекательность, изящество или волнующую таинственность - необходимо воспринимать их в правильных категориях. Это требует знания того, что они собой представляют..." (Carlson, 1984).

Очень важна для развития природоохранной идеологии и такая мысль экофилософа: "Дикая природа является эстетически хорошей, такой она всегда была и всегда такой будет, замечает это кто-нибудь или нет" (Carlson, 1984). Из этого, например, следует, что мы должны охранять не только те природные пейзажи, которые в настоящее время нам кажутся эстетически ценными, но и те, красоту которых мы еще не познали. Ибо вся дикая природа равна по своей красоте и важности.

А. Карлсон призывает эстетику природы оценивать незаинтересованно, ради самой природы. Только тогда оценивание объективно (Carlson, 1995). Незаинтересованность, как основа эстетического оценивания, способствует определению позиции, которая эгоистический интерес и мысли об использовании природы ставит на задний план. На первое же место выходят эстетические качества природы, ценные сами по себе, независимо от любых целей. Отсюда очень важный вывод: красота природы должна быть сохранена, потому что она самостоятельная ценность, а не только из-за ее полезности для человека.

По мнению экофилософа, есть две основные причины, превращающие вещь в объект эстетического наслаждения. Внешний смысл и внутренний смысл. Внешний смысл - это физическое (красота, форма, высота и т.д.) восприятие объекта. Внутренний смысл - качества и ценности данного объекта, что вызывает более глубокие ассоциации. Так, в случае с "ядерным закатом" его смертоносные качества лишают смысла всю эстетику природы.

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Введение в природоохранную эстетику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Carlson A., 1984. Naturе and positivе aesthetics // Environmental ethics, v. 6, pp. 5-34.

3. Carlson A., 1994. Appreciation and the natural environment // Environmental ethics, ed. L. Pojman, Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, pp. 142-147.

4. Carlson A., 1995. The aesthetics of art and nature // Landscape, natural beauty and the arts, ed. S. Kemal, J. Gaskell, pp. 228-244.

5. Carlson A., 1976. Environmental aesthetics and the dilemma of aesthetic education // The journal of aesthetic education, v. 10, № 2, pp. 69-82.

6. Carlson A., 1977. On the possibility of quantifying scenic beauty // Landscape planning, 4, pp. 131-172.

7. Carlson A., 1979. Formal qualities in the natural environmental // The journal of aesthetic education, v. 13, № 3, pp. 99-114.

8. Carlson A., 1981. Nature, aesthetic judgement, and objectivity // The journal of aesthetics and art criticism, v. XL, № 1, pp. 15-27.

9. Carlson A., 2000. Aesthetic and the environment: the appreciation of nature, art and architecture, London: Routlege, 175 p.

10. Environmental aesthetics, Essays in interpretation, 1982 // Western Geographical series, ed. B. Sadler, A. Carlson, v. 20, University of Victoria, British Columbia, 169 p.

Келлерт Стивен

Стивен Келлерт - известный американский экосоциолог и экофилософ. Профессор социальной экологии Школы лесоводства и природоохранных наук Йельского университета. Ведущий специалист в области природоохранных мотиваций и ценностных ориентаций. Автор известных книг "Гипотеза биофилии" (совместно с Э. Вильсоном), "Ценность жизни" (1996).

На постсоветском пространстве не известен.

Одной из важнейших теоретических разработок Стивена Келлерта является дальнейшее развитие концепции биофилии. Биофилия - генетически отпечатанная в человеческой природе любовь к живым существам. Этот термин был введен известным американским биологом Э. Вильсоном в 1984 году. По мнению Келлерта, девять ценностей (материальная, натуралистическая, научно-экологическая, эстетическая, символическая, доминистическая, гуманистическая, моралистическая, негативистская), являющиеся биологическими по происхождению, "представляют собой основные структуры человеческого отношения и адаптации к природному миру, развившиеся в ходе человеческой эволюции (...). Считается, что эти девять ценностей отражают спектр физических, эмоциональных и интеллектуальных выражений биофильной тенденции ассоциироваться с природой" (Келлерт, 1997).

Как полагает Стивен Келлерт, в отличие от "крепко привязанных" инстинктов дыхания и питания, которые осуществляются почти автоматически, биофильные ценности должны культивироваться, чтобы достичь их полного выражения. Люди нуждаются в присоединении к природе и разнообразию жизни: благодаря этому улучшается их духовное и физическое состояние. Другими словами, идея биофилии заявляет о присущей человеку потребности ценить жизнь и природные процессы и может быть взята как важная составляющая идеологии природоохраны. Что, к сожалению, пока не делается. "Этим можно объяснить существующий в настоящее время порочный круг: отрицание обществом важности богатых и вознаграждающих отношений с природой вносит свой вклад в кризис уничтожения, что, в свою очередь, еще более отдаляет людей от мира природы" (Келлерт, 1997).

Как социолог С. Келлерт провел многочисленные исследования в США, Западной Европе и Японии. Его выводы очень интересны и предоставляют поборникам экологической этики значимые аргументы.

"Наше исследование ясно открыло связь между жестокостью по отношению к животным в детстве и агрессивным и антиобщественным поведением среди насильственных преступников в зрелом возрасте. Эти результаты демонстрируют, что плохие отношения с живыми существами могут породить извращенную отчужденность и недовольство. Напротив, культивирование более доброго отношения к животным могло бы поддерживать более мягкое отношение к другим людям и обществу", - пишет ученый (Kellert, 1996).

Келлерт полагает, что образование и этика станут уже в недалеком будущем так же важны, как наука, политика и менеджмент в достижении целей охраны природы. "Знающие и этически ответственные граждане - экологически грамотные и морально озабоченные - будут неотъемлемым ингредиентом в обеспечении и восстановлении целостности и здоровья биосферы (...). Призывы к грамотности в области окружающей среды стали чем-то вроде клише и высказываются с большой торжественностью и иногда убежденностью. Печальной реальностью, однако, остается то, что образование в области окружающей среды получает гораздо меньшую финансовую поддержку или профессиональную престижность, чем наука о природных ресурсах, или политика, или менеджмент (...). Многие армии маршируют под знаменем образования в области окружающей среды (...). Но связь с общественностью и усилия средств массовой информации никогда не смогут заменить выполнение более сложной и важной задачи экообразования (...). Хотя информированная, сознательная и оценивающая публика является незаменимой, этого недостаточно. Точно также важна потребность в культивировании этики заботы и сочувствия по отношению к разнообразию жизни" (Kellert, 1996).

По мнению ученого этика, основанная только на материалистических или альтруистических аргументах, не может быть действенной. Необходимо рассматривать все существа как имеющие внутреннюю ценность и право на жизнь, расширять наше понимание того, что люди получают средства к физическому и духовному существованию от богатства своих связей с широким разнообразием жизни.

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Введение в природоохранную эcтетику, издание второе, дополненное, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Келлерт С., 1997. Девять основных ценностей природы и биофилия // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара Трибуна-6, Киев: Киевский эколого-культурный центр, стр. 7-26.

3. Kellert S., 1984. Urban american perceptions of animals and the natural environmental // Urban ecology, № 8, pp. 209-228.

4. Kellert S., 1993. The biophilia hypothesis: aristotelian echoes of the "good life", Yale University Press, 42 p.

5. Kellert S., 1996. The value of life, Covelo: Island Рress/Shearwater Books, 250 p.

6. Kellert S., 1997. Kinship to mastery, Island Press-Shearwater Books, Washington, D.C., Covelo, California, 256 p.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.