Португалия не желала смириться с тем, что вся торговля с богатыми землями Юго-Восточной Азии велась через арабские и европейские страны Средиземноморья. Чтобы покончить с подобной экономической зависимостью Португалии, в первой половине XV в. принц Генрих Мореплаватель (1394-1460), четвертый сын короля Жуана I, основал на мысе Сан-Висенти первое мореходное училище, в котором готовили будущих мореплавателей. Принц Генрих поставил своей задачей обследовать побережье Западной Африки с целью открытия новых путей, которые позволили бы проникнуть в Азию в обход арабских торговцев.
Замыслы Генриха поначалу не встречали понимания в португальском обществе. Противники морских экспедиций твердили, что они отвлекают внимание от главной задачи королевства - борьбы с маврами. Действительно, эти походы долго не приносили Португалии прямой выгоды - до тех пор, пока из Африки не хлынул поток черных рабов. Расходы же требовались немалые, так как оружие и различные материалы для постройки кораблей, а зачастую и сами суда португальцы вынуждены были покупать в Голландии и Германии. Но Генрих Мореплаватель не сдавался и старался увлечь идеей заморских путешествий богатых португальцев, надеясь получить от них средства для снаряжения экспедиций. После того как в Лагосе была основана первая торговая компания, которой удалось выгодно продать большую партию рабов, вывезенных на ее кораблях из Африки, интерес к экспедициям резко возрос и стали возникать новые подобные предприятия. Это стимулировало дальнейшие плавания португальцев на юг.
В 1434 г. португальцы первыми из европейцев обогнули мыс Бохадор на побережье Западной Африки, к югу от Канарских островов. В 1441 г. они достигли мыса Кабо-Бланко, а через год — Зеленого Мыса, после чего для них была открыта дорога в тропики.
В последующие десятилетия продолжалось их приближение к экватору. Однако пересечь его моряки долго боялись. Старинные предания гласили, что вода в этих широтах становится плотнее и может даже закипать, что заставляло остерегаться южных морей. Только в 1473 г. Лопо Гонсалвиш опроверг эти легенды: он пересек экватор без всякого ущерба для корабля и команды.
Морской путь в Индию
Открытие португальцами морского пути в Индию было совершено благодаря стихийному бедствию. Бартоломеу Диаш в январе 1488 г. попал у побережья Западной Африки в сильный шторм, и его корабль отнесло в открытое море. Когда через день его снова прибило к берегу, оказалось, что Диаш невольно обогнул южную оконечность Африки. Мореплаватель назвал эту точку мысом Бурь, и лишь позднее португальский король Жуан II дал ей иное, более оптимистическое название, сохраняющееся и поныне: мыс Доброй Надежды.
Через десять лет Васко да Гама, отплывший из Португалии на четырех кораблях, пройдя острова Зеленого Мыса, по совету своего предшественника отдалился от побережья, вышел в открытый океан и, очертив широкую дугу, очутился у мыса Доброй Надежды. Обогнув его, Васко да Гама взял курс на север. Плывя вдоль берегов Восточной Африки, он достиг местности, где позднее был основан портовый город Мозамбик. Здесь к этому времени уже утвердились арабские торговцы. Арабы приняли португальцев сдержанно: западноевропейцам они по понятным причинам не доверяли. Еще севернее, в районе Момбасы, это недоверие переросло в открытую вражду. Туземцы попытались даже захватить флагманский корабль португальцев. Более дружелюбным оказался султан Малинди. Отсюда Васко да Гама в сопровождении опытного арабского лоцмана продолжил плавание через Индийский океан. 29 мая 1498 г. португальцы высадились в портовом городе Каликут на юго-западном побережье Индии. Здесь их также встретили с недоверием. Особенно враждебно были настроены местные арабские купцы. С огромным трудом Васко да Гама заключил несколько торговых сделок и в сентябре 1499 г. вернулся в Лисабон. Однако для европейской торговли после этой экспедиции началась совершенно новая эпоха.
Открытие Америки
Зная, что Земля имеет форму шара, европейские мореплаватели могли рассчитывать добраться до Индии не вокруг Африки, а просто плывя строго на запад. Генуэзец Христофор Колумб, однако, почти десять лет безуспешно убеждал в этом испанский и португальский дворы. Король Португалии Жуан II отверг его план, испанские же правители, Фердинанд II Арагонский и Изабелла Кастильская, из года в год откладывали его исполнение. Наконец в 1491 г. после очередной аудиенции у королевы Изабеллы Колумбу было поручено снарядить экспедицию на запад. 3 августа 1492 г. флотилия Колумба - флагманский корабль «Санта-Мария» и каравеллы «Нинья» и «Пинта» — отплыла из испанского порта Палос на Рио-Тинто. Разрабатывая маршрут, Колумб пользовался в первую очередь картой, составленной его соотечественником Паоло Тосканелли. Указанное на ней расстояние между Европой и Азией было не очень велико. Так, до Китая, согласно расчетам Тосканелли, было 5000 морских миль (в действительности - 11760 миль). Сам же Колумб остановился на цифре 3500 морских миль, так что, когда 12 октября 1492 г, на 74-й день пути, на горизонте показалась земля, он был уверен, что это один из японских островов. На самом деле это был остров в составе Багамского архипелага, который и поныне носит название, данное ему Колумбом - Сан-Сальвадор.
Через 15 дней корабли Колумба достигли берегов Кубы. Три месяца мореплаватели бороздили воды Карибского моря, надеясь добраться до побережья Китая и Индии. Совершив после этого еще три плавания, Колумб дважды высаживался на континент. До самой своей смерти, наступившей в 1506 г., он, однако, сохранял убеждение, что открыл путь в Азию.
Распространившаяся в 1493 г. весть об открытиях Колумба вызвала конфликт между Испанией и Португалией. Португальцы утверждали, что Испания нарушила их право владеть всеми землями к югу и к востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее папой римским, опередив их в достижении берегов Индии, и даже готовили военную экспедицию для захвата обнаруженных Колумбом островов. За разрешением этого спора Испания обратилась в Рим. 4 марта 1493 г. папа Александр VI издал буллу, в которой разграничил сферы господства двух держав по линии, проходящей через весь Атлантический океан и соответствующей 46°37' западной долготы: область к западу от этой линии признавалась принадлежащей Испании, к востоку — Португалии. На основании папской буллы Испания и Португалия в 1494 г. заключили в Тордесильясе договор о разделе своих колониальных владений. По этому договору из земель, открытых мореплавателями, продолжившими дело Христофора Колумба, Португалии впоследствии досталась лишь одна — Бразилия.
Америка — новый континент
В начале XVI в. в нескольких испанских и португальских экспедициях к берегам Южной Америки участвовал выходец из Флоренции Америго Веспуччи. В 1504 г. он первый высказал мысль о том, что эти земли — не часть Азии, а новый материк, предложив именовать их Новым Светом. В честь Веспуччи немецкий картограф Мартин Вальдземюллер на своей карте мира, составленной в 1507 г., назвал этот материк Америкой.
Идею Веспуччи подтвердило первое кругосветное плавание, которое осуществил в 1519—1522 гг. португальский дворянин на испанской службе Фернан Магеллан. Обогнув Южную Америку, Магеллан обнаружил между этим континентом и архипелагом Огненная Земля пролив, носящий сейчас его имя, который вывел мореплавателя из Атлантического океана в Тихий. Последний бы назван так Магелланом за то, что на пути к берегам Азии его экспедиция ни разу не попала в этих водах в шторм. Сам Магеллан не завершил начатого им плавания: в 1521 г. на Филиппински островах он был убит в стычке с туземцами. Через год капитан Хуан Себастьян Элькано на одном из снаряженных Магелланом кораблей вернулся в Севилью.
Империя ацтеков
В том же году, когда начал свое кругосветное путешествие Фернан Магеллан, небольшой отряд испанцев под командованием Эрнана Кортеса отправился с Кубы во внутренние области Мексики на завоевание богатого государства ацтеков.
Ацтеки появились на берегах оз. Тескоко на Мексиканском нагорье в начале XIV в. и долгое время оставались маловлиятельным племенем. В неприветливой озерной и болотистой области новопереселенцы заложили около 1370 г. город Теночтитлан (на месте нынешнего Мехико). До захвата испанцами там проживали 100 000 — 300 000 человек, город был одним из крупнейших не только в древней Америке, но и во всем мире.
Начало подъема ацтеков связано с правлением короля Ицкоатля (1440), возглавившего союз трех городов — Тескоко, Тлакопана и Теночтитлана против господствовавшего тогда в районе Мехико племени тепанков. Война (1427-1433) закончилась распространением могущества Теночтитлана на большую часть мексиканской территории; союзные города формально считались равноправными, но на деле их жители имели гораздо меньше прав и льгот, чем ацтеки, а население совместно покоренных земель было обязано платить ацтекам тяжелую дань, причем не только продуктами, но и людьми.
Империя ацтеков достигла относительной целостности экономики и политики. Обширные области сохраняли независимость. Основной единицей социальной организации общества были общины, они же вносили налоги. Земля принадлежала общине, члены которой обрабатывали и использовали ее, причем культура земледелия была у ацтеков и подчиненных им народов достаточно высокой: они знали технику дренажа и умели выращивать на осушенных землях кукурузу и картофель (в то время как каналы служили превосходными транспортными артериями).
Ацтекское общество делилось на касты, в зависимости от происхождения и деятельности населения. Господствующая прослойка (которой, в отличие от простолюдинов, была дозволена полигамия) состояла из родовой и служилой знати. Естественно, родственники царя, некогда выбиравшие его ацтекские старейшины (легенда приписывает Ицкоатлю не только военные победы, но и уничтожение древних ацтекских хроник), вожди покоренных племен, жрецы находились на разных общественных ступенях. Простые общинники были более однородной массой, но среди них также выделялись более и менее богатые и влиятельные. Отдельными общественными группами были ремесленники, не порывавшие, впрочем, окончательно с сельским хозяйством, и купцы, нередко выполнявшие роль военных разведчиков (и после победы боевые действия занимали существенное место в жизни ацтеков). Очень небольшую часть населения составляли рабы, которые работали в хозяйстве и прежде всего были заняты в перевозках. Как правило, это были люди, попавшие в рабство за долги или преступления.
Отношение ацтеков к военнопленным вошло в историю — обычно побежденных приносили в жертву богам. В определенное время ацтеки объявляли даже священную охоту на людей, удовлетворяя аппетиты своих божеств. Смысл этого обычая лежит скорее всего, в очень сильной диспропорции между численностью ацтеков и покоренного населения: требовалось постоянно держать покоренных в страхе, а ацтеков — в боеспособном состоянии. Идеологическое обоснование не заставило себя ждать. Испытанное политическое объединительное средство — заимствование божеств у покоренных народов — способствовало тому, что ацтекский пантеон, в центре которого стояли бог солнца и бог дождя, был чрезвычайно обширным. А поскольку на небесах обитало много богов, требовалось и много человеческих жертв.
В ноябре 1519 г. Кортес вступил в столицу ацтеков Теночтитлан (на месте совр. Мехико). Верховный правитель ацтеков Монтесума II принял испанцев радушно, веря, что сбывается индейский миф о возвращении на землю белых богов. Но, злоупотребив гостеприимством, твоеватели-конкистадоры вероломно захватили Монтесуму и начали управлять страной от его имени. Вскоре в стране вспыхнуло восстание. Испанцы были изгнаны, но в 1521 г. Кортес вернулся с 10-тысячным войском, и после длительной осады разрушенная столица ацтеков пала. Легкость, с которой сравнительно небольшое войско испанцев под командованием Эрнана Кортеса захватило империю ацтеков, можно объяснить многими причинами. С точки зрения военной техники испанцы со своим железным и огнестрельным оружием имели преимущество над индейцами, вооруженными лишь каменным и деревянным оружием. К тому же испанцам помогали враждебные ацтекам индейские племена.
Империя инков
1532 год стал роковым для другой старейшей индейской цивилизации Америки. Испанский конкистадор Франсиско Писарро уничтожил государство инков на территории современного Перу.
Империя инков в Южной Америке возникла одновременно с государством ацтеков. К концу XV в. оно достигло пика своего развития. В состав его входили территории современных Перу, Боливии, Северо-Западной Аргентины и Южного Эквадора. Инки из долины Куско (Южное Перу), одно из самых многочисленных андских племен, с середины XV в. стали расширять свои владения и подчинили себе мощные государства с богатыми традициями, например Чиму на северном побережье Перу. Государство инков было жестко централизованным. На верху социальной лестницы стоял божественный король, чтимый как сын солнца (Сала Инке — Единый Владыка). Верхняя господствующая прослойка состояла из родственников властителя, членов некоролевского рода из долины Куско и вождей покоренных народов.
Основу общественной пирамиды составляли родовые крестьянские общины, землю в которых делили заново почти каждый второй год. Ремесленники работали только на государство. Оно было монополистом в торговле. Господство инков основывалось на принципах безденежного обмена услугами и перераздела земли. Очень действенна была практика переселений: непокорные племена сгоняли с их территории и отправляли за многие километры на худшие земли; на их лесто приходили послушные колонисты — это делало инкское общество еще более дробным, а государство — более мощным и бюрократическим. Покоренные народы могли поправить свое положение, если участвовали в новых захватнических походах. Это значительно увеличивало силу армии инков.
Некоторым представителям неинкских племен разрешалось стать инками по привилегии — они могли проколоть себе уши особым способом и называться инками, однако их правовое положение все равно оставалось более низким, чем у инков.
Государственная политика создания запасов (государственных резервов) предотвращала голод в империи; оросительные постройки и террасные поля повышали производительность сельского хозяйства. Все население, обязанное платить дань, было разделено по возрасту и по разрядам для облегчения отбора на общественные работы (военная служба, работа на государственных и храмовых землях). Вмешательство государства могло распространяться и на выбор мужа, потому что женщины платили дань лишь после заключения брака. И в империи инков для высшего господствующего слоя сохраняла силу полигамия, в то время как для остальных народов — моногамия.
О всепроникающем контроле в инкском обществе свидетельствует следующий факт: знаменитый Куси Юпанка, сумевший за несколько лет уничтожить и построить заново по определенному плану свою столицу Куско, согнав туда ремесленников со всех Анд, провел также перепись населения. В соответствии с десятичной системой все подданные Куси Юпанки были разделены на группы, в каждую из которых входило по 10 семей, и причем на 10 000 хозяйств должно было приходиться ровно 3333 контролирующие персоны. Прекрасные дороги (почти 16 000 км) и налаженные средства коммуникации облегчали и деятельность чиновников, и маневренность армии, в которой в качестве тягловой силы использовали лам.
Возведение культа солнца в ранг религии и распространение языков инков — кечуа — укрепили объединение империи.
Захват могущественной империи инков 183 испанцами, возглавляемыми Франсиско Писарро, был бы немыслим, если бы не кризис в самом государстве.
Конкистадоры (так назывались испанские дворяне, выбравшие участь воинов-профессионалов на службе у короля, или те, кто пожелал вложить капитал в легкие и доходные завоевания; сами конкистадоры тоже нередко были вкладчиками) были искушены в покорении индейцев на Карибских островах и в Мексике. Они умели играть на противоречиях среди индейцев и знали, что эти противоречия и борьбу за власть проще всего спровоцировать физическим уничтожением вождя. Испанцам сыграла на руку только что закончившаяся в 1532 г. гражданская война между верховным правителем Хуаскаром и его двоюродным братом Атауальпой, в результате которой к власти пришел Атауальпа. Писарро заманил его якобы для переговоров, взял в плен (в ноябре 1532 г.) и заставил инков собирать золото на выкуп Сына Солнца, которого в июле 1533 г. уже умертвили. В том же году был захвачен г. Куско, хотя отдельные восстания индейцев на входившей в инкскую державу территории продолжались не одно десятилетие.
Ранние культуры
Наши знания о древнейших культурах на территории Латинской Америки крайне ограничены. От времен инков и ацтеков остались письменные свидетельства, появившиеся в период завоеваний конкистадоров, а также созданные потомками индейских правителей, но прежде всего оказавшимися в Америке католическими монахами и священниками (особенно известна История Индии епископа Бартоломео де Лас Касаса). О более древних временах мы знаем лишь благодаря археологическим памятникам.
Самые цивилизованные районы Древней Америки — территория нынешней Мексики и Центральные Анды: их первые культуры датируются тысячелетиями до нашей эры. Широко известна цивилизация майя, народ которой по непонятной причине покинул свои расположенные на п-ове Юкатан города приблизительно к X в. н.э., однако именно потомкам майя пришлось сопротивляться испанской колонизации. Предшественницами государства ацтеков в Центральной Америке были цивилизации тольтеков, Теотиуакан и другие культуры. Наиболее известные культуры Центральных Анд — Чавин, Паракас, Наска и Мочико.
Плавания в северных морях
Невзирая на договор о разделе всех новых земель между Испанией и Португалией, в неисследованные области земного шара стали проникать также мореплаватели из других стран Европы. Так, находившийся на английской службе генуэзец Джованни Кабото (Джон Кабот) в 1497-1498 гг. достиг североамериканского побережья в районе о.Ньюфаундленд. В дальнейшем в исследовании восточного берега Северной Америки помимо англичан участвовали и французские первооткрыватели. Так, северо-западный проход в Тихий океан искали флорентиец на французской службе Джованни Веррацано (1523) и Жак Картье (1535-1541).
С середины XVI в. предпринимались также попытки проложить северо-восточный морской путь в Китай вокруг Сибири. В 1552 г. лондонские купцы снарядили с этой целью экспедицию во главе с Хью Уиллоуби. Из трех его кораблей два вынуждены были зазимовать на Кольском полуострове, где все моряки погибли. Третий же корабль вышел в Белое море и достиг устья Северной Двины; его капитан Ченслер побывал в Москве и был принят Иваном Грозным. В 1556 и 1580 г г. англичане совершили еще два подобных плавания, однако дальше входа в Карское море их корабли из-за сплошных льдов пройти не смогли.
В конце XVI в. три экспедиции под началом Виллема Баренца отправила на поиски северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий Голландия. Но и голландские корабли, затертые льдами, не продвинулись дальше Новой Земли, где и был похоронен Баренц, погибший при зимовке на этих островах во время последней своей экспедиции (1596-1597).