Общественные объединения могут, как регистрироваться, так и не регистрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица.
В зависимости от организационно-правовой формы, можно выделить следующие виды общественных объединений (см. слайд 9):
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Из названных пяти видов только общественные организации основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.
Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица.
Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет).
В зависимости от возраста участников общественные объединения подразделяются на:
- детские;
- молодежные;
- взрослые.
Детские организации объединяют детей в возрасте от 8 до 14 лет. Примерами детских общественных объединений могут служить пионерские или скаутские организации.
Для членов молодежных организаций установлен возраст 14 – 18 лет. Примерами являются молодежные отделения политических партий («Наши», «Молодая гвардия», РКСМ и т.д.).
Закон «Об общественных объединениях» устанавливает, что в постоянно действующем органе детских и молодежных организаций хотя бы одно лицо должно быть совершеннолетним.
В зависимости от территориального масштаба деятельности общественные объединения подразделяются на:
- общероссийские;
- межрегиональные;
- региональные;
- местные.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них – право свободы распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.
Среди обязанностей наиболее значительные – соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и др.
Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство:
1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений;
2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений;
3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение государственных заказов и др.
Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.
В случаях нарушения Конституции Российской Федерации, нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению суда приостановлена на срок до шести месяцев.
Деятельность общественного объединения может быть прекращена в случае самороспуска либо в судебном порядке.
[Заголовок 2] 7.5 Государство и религиозные объединения. Роль религиозных объединений в политической системе общества [.]
История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр). Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.
Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России. Людям присуще желание к самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура. По мнению специалистов, доля людей, для которых в их действиях обязательно должна присутствовать религиозная духовность, в различных государствах в среднем составляет около 20%. Однако их образ жизни, поведения в различных жизненных коллизиях, авторитетность мнений – является не только мощным фактором повышения нравственности в обществе, но и одним из векторов направления общественного развития.
Правовые основы взаимоотношений государства и религиозных объединений закрепляются в Конституции РФ (ст.ст.14, 28) и находят свое развитие в ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Россия – светское государство (См. слайд 10).
Не допускается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях
Хотя церковь и отделена от светского государства, это не означает, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга. Религиозные иерархи нередко высказывают свое отношение к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию:
[Цитата] «Я могу сказать, что испытываю почти политическое неприятие коммунизма, однако когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?»[4]. [.]
В построении государственно-религиозных отношений всегда доминируют взаимные интересы обеих сторон. Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отношений, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одной из важнейших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений. Государство должно уметь вести диалог с религиозными организациями, в том числе и межконфессиональный. Прежде всего это необходимо для создания соответствующего политического порядка, способного консолидировать гражданское общество на основе изначальных и не подлежащих коррозии духовных ценностей, выработанных человечеством.
[Вопрос] Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие «политическая система общества»?
2. Каковы элементы, подсистемы и функции политической системы? Как можно их охарактеризовать?
3. Дайте характеристику субъектов политической системы?
4. Каковы особенности политической системы современной России?
5. Какие признаки и организационно-правовые формы общественного объединения вам известны?
6. Что такое политические партии?
7. Какова классификация политических партий?
8. Что такое «функции политической системы общества»? Какие функции политической системы Вы знаете?
9. Каковы взаимоотношения церкви с государством? [.]
Дополнительная литература:
Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право, 2008, № 5.
Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право, 2009, № 4.
Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2003.
Макаров О.В. Гражданское общество и правовое государство // Изв. вузов. Правоведение, 1993, № 3.
Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 2000.
Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право, 1992, № 5.
[Заголовок 1] 8 Государство и личность [.]
[Заголовок 2] 8.1Личность, государство и право [.]
Проблема личности занимает одно из ведущих мест в обществоведении: философии, социологии, психологии, юриспруденции и других отраслях общественной науки. В каждой из перечисленных сфер человеческих знаний существует общее понятие личности. Вместе с тем в различных науках это понятие используется применительно к их предмету и задачам.
В правоведении важна характеристика личности с точки зрения ее правоспособности, дееспособности, способности нести юридическую ответственность.
В философии понятие «личность» раскрывается путем сопоставления с понятиями «человек», «индивид». Такой философский подход позволяет полнее получить представление о том, что такое «личность».
Слово «человек» в Толковом словаре русского языка объясняется так:
[Цитата] «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда»[5]. [.]
Действительно, человек воспринимался и воспринимается, прежде всего, в качестве живого существа природы. Ф. Энгельс писал:
[Цитата] «Уже сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному»[6]. [.]
Понятие «личность» в литературе рассматривается применительно к определенному этапу развития человеческого общества, поскольку в первобытном обществе человека вряд ли можно определять как личность. Личность формируется на таком этапе развития общества, когда человек получает относительную независимость от природы, некоторую свободу действий. Личность – это человек, являющийся носителем социальных свойств и находящийся в системе социальных связей.
Личность формируется под влиянием двух факторов: 1) индивидуальных, врожденных черт и свойств; 2) социальной среды, которая способна воздействовать на человека.
Категория «личность» имеет для правоведения исходно-ключевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права.
Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возможности их реализации – одно из необходимых условий формирования демократического типа личности. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству.
При этом следует отметить, что речь идет об особом характере взаимоотношений человека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.
Личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты, исходящие от государства, определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.
Право, следовательно, – необходимая предпосылка осуществления свободы личности в условиях правопорядка в обществе.
Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они отражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы.
Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово «гражданин» понимается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления. В государствах-монархиях используется слово «подданный». Сейчас эти понятия фактически равнозначны.
С понятием «гражданин» органически связано понятие «гражданство». Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
[Заголовок 2] 8.2 Правовой статус личности, его структура и принципы [.]
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.
В самом общем виде
[Определение] правовой статус можно определить как юридически закрепленное положение личности в обществе, выражающееся в совокупности ее прав, свобод и обязанностей и отражающее характер взаимодействия ее с обществом и государством. [.]
По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом.
Правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»
Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностыо, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.
Наряду с понятием «правовой статус личности» в юридической науке и практике нормативно-правового регулирования используется термин «правовое положение личности». В юридической литературе вопрос о соотношении этих понятий решается неоднозначно. Существуют позиции, основывающиеся как на разграничении (Н.В. Витрук, В.Л. Кучинский), так и на отождествлении (Н.И. Матузов) этих понятий. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это слова-синонимы и различие следует проводить не между правовым статусом и правовым положением одного и того же лица, а между правовым статусом (положением) различных лиц.
Правовой статус различается в статическом и динамическом состояниях. В статическом состоянии он обозначает совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательно и защищаемых государством. Личность, даже не вступая в правоотношения, обладает полной характеристикой статуса личности. Правовой статус в динамике предполагает ее вступление в конкретные правоотношения, где основное значение приобретает механизм реализации ее прав и свобод. Государство должно создать условия для правомерной реализации законных интересов личности.
Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Именно они главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Представляется, что помимо прав, свобод и обязанностей, выступающих содержанием правового статуса в его структуру также необходимо включать законные интересы личности и гарантии прав и свобод, обеспечивающие возможность их беспрепятственной реализации.
[Определение] Права человека – основополагающий элемент правового статуса личности, представляющий признаваемые, закрепляемые и гарантируемые государством возможности индивида совершать определенные действия в той или иной сфере жизни общества [.]. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.
Свободы личности в отличие от прав связаны с действием, с возможностями правомерного выбора вариантов осуществления прав. Это, по сути, внутреннее, духовное состояние личности, которое находит свое внешнее проявление в реализуемых правах. Никто не может быть лишен свободы на основании, что государство не в состоянии выполнить международные обязательства в области защиты прав человека. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться правом в рамках закона. Субъективные права раскрываются через возможности личности ими пользоваться, совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, обращаться к государству за защитой и восстановлением нарушенных прав.
[Определение] Обязанности личности – это нормативно закрепленные императивы должного поведения личности, исполнение которого обусловливается необходимостью обеспечения прав и законных интересов других лиц, а также общества и государства в целом. [.]
Система обязанностей личности выступает как совокупность требований государства к личности, которые зафиксированы в законодательстве. Обязанность как мера должного поведения содержательно обозначает реализацию прав личности в необходимом, требуемом для общества поведении, нацеленном на социально полезный результат. Система обязанностей не нарушает системы прав, так как они между собой содержательно и формально-юридически сопряжены. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно осуществление прав личности.
Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.
Правосубъектность и гражданство, рассматриваемые некоторыми авторами в качестве элементов структуры правового статуса, более целесообразно определять как предстатусные состояния, как предпосылки правового статуса, наличие которых и обусловливает объем и содержание прав, свобод и обязанностей, составляющих содержание правового статуса.
Правовой статус личности основывается на определенных базовых принципах, которые находят свое закрепление в конституции и иных нормативно-правовых актах государства. Под принципами правового статуса следует понимать основополагающие руководящие нормативные идеи и начала, в соответствии с которыми формируется и реализуется правовой статус личности (см. слайд 2).
[Заголовок 2] 8.3 Система прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Пределы прав и свобод человека [.]
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизнедеятельности человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, социальные, культурные, экономические.
Еще в 1979 г. первый Генеральный секретарь Международного института прав человека (Совет Европы) Карел Васак предложил классификацию прав и свобод личности в зависимости от времени и оснований их возникновения и выделил «три поколения» прав человека.
Первое поколение составляют традиционные либеральные ценности, включающие естественные, основополагающие, неотъемлемые, а также преимущественно политические права человека, которые определяют автономность личности, ее свободу от государственной власти: право на свободу мысли, совести, на равенство перед законом, на жизнь, свободу, безопасность и др. Данные права реализуют «негативную свободу», защищают, прежде всего, частную жизнь от вмешательства в нее со стороны государства и других субъектов права.
Ко второму поколению отнесены социально-экономические права, предназначенные гарантировать равенство всех членов общества: право на труд, образование, отдых, получение зарплаты на уровне не ниже прожиточного минимума и т.д. В отличие от прав первого поколения их называют «позитивными», поскольку они содержат перечень благ, которые человек имеет право получить от общества.
Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества – свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.
Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов, которые получили развитие после Второй мировой войны. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Это в основном права народов на самоопределение, право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие и др.
В действующей Конституции РФ, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними – социально-экономические права и свободы личности. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
[На заметку] В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г. Россия присоединилась к основополагающим международным соглашениям в области прав человека. Одним из наиболее важных шагов в этом направлении стало вступление в силу 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющей российским гражданам возможность непосредственного обращения с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. [.]
Тем самым создалась дополнительная международная гарантия обеспечения прав человека и гражданина при возникновении споров между государством и личностью.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, они не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Это права и свободы, которые необходимы человеку для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью (см. слайд 3).
Основополагающим среди личных прав можно назвать право на жизнь, поскольку именно оно определяет смысл и существование всех иных прав и свобод личности.
Особенности политических прав и свобод в том, что они связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» человеку, а политические – только «гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами.
Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. Они способствуют развитию политической активности личности (см. слайд 4). Основополагающим в этой группе прав и свобод личности выступает право граждан на участие в управлении делами государства. Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через своих представителей.
Непосредственные формы, реализации рассматриваемого права:
- участие граждан в референдуме – всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни,
- в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д.
Следует отметить, что права и свободы очень тесно между собой взаимосвязаны. Особенно наглядно такая взаимосвязь прослеживается в сфере взаимодействия экономических и социальных прав и свобод личности (см. слайды 5, 6). В частности, право на свободу труда, право на отдых, право на вознаграждение за труд являются одновременно и экономическими, и социальными. Это дает основание некоторым ученым (Л.А. Морозова) объединять их в одну группу – группу социально-экономических прав и свобод.
Культурные права обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. К ним относят: право на образование, на участие в культурной жизни (свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества) и др.
В последнее время в системе прав и свобод личности стали в качестве самостоятельных видов прав и свобод личности выделять экологические (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением) и информационные (право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом).
Как уже отмечалось, в содержании правового статуса права личности тесно и непосредственно связаны с обязанностями.
[Цитата] «Нет прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав» [.]. В соответствии с Международном пактом «О гражданских и политических правах» (1966), [Цитата] «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит» [.], что подчеркивает как раз неразрывность прав и обязанностей личности.
Каждое государство в своем законодательстве закрепляет подробный перечень обязанностей тех, кто проживает на его территории. Содержит перечень обязанностей и Конституция РФ (см. слайд 7).
В Конституции РФ находят свое закрепление лишь наиболее значимые обязанности, исполнение которых обеспечивает само существование общества и государства. При этом нужно отметить, что большая часть закрепленных в Конституции обязанностей носит общий характер и адресуется всем лицам, находящимся на территории государства. Только обязанность защиты Отечества является политической и адресуется исключительно гражданам.