4. Государственная власть в отличие от других видов власти носит универсальный характер (универсальность означает, что государственная власть охватывает все сферы жизни общества, она признанна оказывать управляющее, т.е. организующее и упорядочивающее воздействие на все те отношения, которые поддаются внешнему воздействию). Универсальность государственной власти проявляется еще в том, что она должна осуществляться постоянно и не может быть прекращена даже на минимальный промежуток времени.
5. Государственная власть всегда носит территориальный характер. Ее действие распространяется на всю территорию государства.
6. Государственная власть всегда носит политический характер. Политика – это сфера отношений завоевания, использования и удержания власти, возникающих между социальными группами, которые существовали, и будут существовать в обществе. Отношения между различными социальными группами, представителями различных профессий, религий, национальностей, между отдельными людьми очень сложны и многообразны. Их интересы очень часто не совпадают, а иногда и откровенно противоположны, поэтому государство должно регулировать взаимоотношения между ними. В этом регулировании проявляется политический характер государства. Понятие политической власти является более широким, чем понятие власти государственной. Государственная власть – это всегда власть политическая, но не любая политическая власть это власть государственная. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Следовательно, политическую власть может осуществлять не только государство.
7. Государственная власть должна носить легальный и легитимный характер. Легальность государственной власти – это ее законность. Государственная власть нелегальной быть не может (независимо, каким образом та или иная социальная группа пришла к власти – первое, что она сделает, будет ее легализация путем принятия соответствующих законов). Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки. Легитимность означает признание и доверие общества к власти, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Если государственная власть не пользуется доверием общества, она будет существовать, но легитимной не будет и это неизбежно приведёт к социальным потрясениям и смене власти.
8. Государственная власть обладает монополией на правотворчество и государственное принуждение. Монополия на правотворчество означает исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм. И только государство может для обеспечения исполнения этих норм применять силу принуждения в наиболее жестких и последовательных формах. Только государство может на вполне легальных основаниях лишить человека свободы, а в исключительных случаях и жизни в случае нарушения требований правовых норм. [.]
Государственная власть осуществляется при помощи специфических методов, под которыми понимается система приемов и способов, при помощи которых происходит реализация государственной власти. Такими методами осуществления государственной власти являются убеждение, принуждение и компромисс. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
[Определение] Убеждение, как метод осуществления государственной власти, представляет активное воздействие на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами с целью формирования у подвластного осознанной потребности следовать воле властвующего. [.]
Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки.
[Определение] Принуждение – оказание физического, психического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью заставить его следовать воле властвующего. [.]
В демократически организованном обществе принуждение может быть только правовым. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).
В процессе осуществления государственной власти первичным и приоритетным методом является убеждение. Убеждение более эффективно по сравнению с принуждением, потому что осознанные действия подвластного позволяют властвующему достичь необходимого результата с меньшими конечными затратами, нежели это было бы при использовании метода принуждения.
Компромисс, как метод осуществления государственной власти, предполагает согласование воль властвующего и подвластного с целью достижения общезначимого для них социально-полезного результата.
[Заголовок 2] 3.3 Сущность государства и его социальное назначение [.]
Сущность – это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.
[Определение] Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. [.]
Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Сущность государства показывает, каков характер этой власти, какова её организация власти, в чьих руках находится государственная власть, чьи интересы эта власть преследует, следовательно, интерес каких социальных групп эта власть реализует. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
[На заметку] Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. [.]
Несмотря на такое многообразие подходов, сущность государства может быть сведена к двум основным началам, которые проявляются в ней всегда, при любом типе государства и любом государственном строе. Речь идет об узкогрупповых (классовых) и общесоциальных началах. Эти две стороны сущности государства противопоставляются друг другу, но в то же время они неразрывно взаимосвязаны между собой, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Они неразделимы, но в то же время несоединимы.
Узкогрупповые начала в сущности государства проявляются в том, что государственная власть всегда приоритетно будет осуществляться в интересах сильной (политически, экономически, идеологически и т. п.) социальной группы. Это обусловливается тем, что именно такая социально сильная группа имеет больше средств и возможностей донести свои интересы и свою волю до государства и, следовательно, имеет больше возможности потребовать от государства первоочередного удовлетворения своих групповых интересов. Наиболее ярко эта составляющая сущности государства проявляется на первоначальных этапах существования государственно-организованного общества, когда государству необходима была поддержка для того, чтобы укорениться и укрепиться в обществе. В обмен на такую поддержку государство приоритетно выражало и удовлетворяло интересы сильной социальной группы. Но даже и в таких условиях государство выполняет общесоциальные функции, удерживая классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, хотя удовлетворить интересы всех социальных групп полностью и в равной мере государство не в состоянии. Конечно, удельный вес общесоциальной составляющей несопоставимо меньше, нежели удельный вес узкогрупповой стороны сущности государства.
С развитием же общества и государства, установлением и укреплением демократических основ, на первый план выходят общесоциальные начала в сущности государства, и оно постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Но как только в обществе возникает какая-нибудь кризисная ситуации, в результате которой ставится под угрозу существование самого государства, на передний план вновь выходят узкогрупповые начала в сущности государства. [Пример] Яркой иллюстрацией подобной ситуации может служить «мировой финансовый кризис 2008-2010 г.г.», когда государство направило мощные бюджетные средства на поддержку крупнейших финансовых и промышленных корпораций. [.]
Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится – либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. Тем более, что в современном обществе интересы различных социальных групп настолько тесно переплетаются, что удовлетворение интересов одних социальных групп, влечет за собой удовлетворение интересов и потребностей других социальных групп и всего общества в целом.
Этими двумя сторонами сущность современного государства не исчерпывается. Современное либеральное государство функционирует не только в интересах отдельных социальных групп, либо всего общества, но и в интересах личности, т.е. каждого отдельно взятого человека. Это – персоноцентристкая (человекоцентристская) составляющая сущности государства. Подобный подход находит проявление в конституциях большинства современных демократических государств, в том числе и в российской конституции (ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что [Цитата] «человек и его права и свободы являются высшей ценностью» [.]). Но либеральная ценность человеческой свободы не может и не должна возводиться в абсолют в ущерб обеспечения такой общесоциальной ценности как общественная безопасность.
Сущность государства предопределяет и его социальное назначение. Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага.
[Внимание] Следовательно, главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:
· устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
· обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
· гарантировать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
· защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
· выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения. [.]
В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек – высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку не простая задача.
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.-Ж. Руссо – общую свободу. Немецкий философ Ф. Лассаль главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение бедного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.
Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.
С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами.
Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.
[Определение] Задача государства – это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. [.]
Задачи государства – проблемы, требующие разрешения. Они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.
[Внимание] Задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства.
2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные). [.]
Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.