Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Заголовок 2] 1.2 Теория государства и права в системе общественных и юридических наук




[Теория государства и права в системе юридических наук.]

 

Как уже отмечалось, теория государства и права является базовой юридической наукой. Базовой, основополагающей, но не единственной. В единую систему правовых знаний, объединяемых понятием «юриспруденция» входят и другие науки. Уже отмечалось, что право и государство – сложные явления, имеющие непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни и поэтому изучить их в рамках одной науки просто невозможно. Исходя из этого, необходима специализация научных знаний о различных областях правовой и государственной жизни общества. На этой основе и происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о праве и государстве.

В современной теории юриспруденции выделяют до 6 групп юридических наук (См. слайд 3)

Теория государства и права связана с этими науками тесно и непосредственно. Между теорией государства и права и иными юридическими науками существует предметная и методологическая связь (см. слайд 4).

[Внимание] Связь теории государства и права с другими юридическими науками носит двусторонний, взаимообусловливающий характер, следовательно и юридические науки оказывают воздействие на развитие теории государства и права, обогащая ее новыми закономерностями, общими и частными правовыми теориями, дефинициями и категориями. [.]

Рассмотрим более подробно взаимосвязи теории государства и права с отдельными видами юридических наук.

Наиболее глубокие связи теории государства и права прослеживаются с теоретико-правовыми науками.

Соотношение теории государства и права и философии права проявляется в том, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, а философия права имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия. Теория государства и права изучает позитивное право, право сущее, право как действующий и действенный социальный регулятор. Философия же права, основываясь на естественно-правовом концепте, изучает, в первую очередь, право должное, право как определенный идеал.

Теория государства и права находится в тесной связи и со сравнительным правоведением.

Объектом исследования сравнительного права являются правовые системы разных стран и народов. Предметом изучения является общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их динамичного соотношения между собой.

В одних случаях сравнительное право рассматривается как составная часть теории государства и права. Предполагается, что у них общий понятийный и категориальный аппарат: право, система права, норма права, правовые традиции, правовая культура, правосознание и др. У них также общие цели и предмет.

В других случаях сравнительное право представляется в виде самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины. Это означает, что оно имеет свой, отличный от теории государства и права, предмет, свой метод (сравнительный) и свой понятийный аппарат. Суть особых связей с теорией государства и права выражается в том, что обе дисциплины действуют в одной и той же сфере – правовой, пользуются общими, выработанными в рамках теории государства и права понятиями, преследуют одни и те же цели и решают весьма сходные между собой теоретически и практически значимые задачи.

Не менее важным является выяснение соотношения теории с отраслевыми юридическими науками. Ведь она изучает основные общие закономерности правовых и государственных явлений в целом, независимо от того, в какой конкретно области общественной жизни они имеют место. А отраслевые науки, исследуют только часть механизма государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли права), концентрируя внимание на изучение их структуры и функций, анализируя особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Например, административное право, изучает правовые формы исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, наука трудового права исследует правовое регулирование правовых отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности. Таким образом, каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория выступает как общеправовая наука. Ее значение для изучения отраслевых наук и отличие от них, выражается в том, что она является вводной, абстрактной, методологической, базовой наукой в системе юридических и поэтому занимает в ней ведущее положение. Теория характеризуется, как вводная наука, потому, что с нее начинается освоение юриспруденции. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решения специальных вопросов отраслевыми науками. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории права и государства. На основе изучения закономерностей права и государства, теория, разрабатывает и формулирует исходные юридические категории и понятия о праве и государстве, обеспечивает отраслевые науки необходимой общетеоретической базой, для выработки ими собственной теории. Общие и важные для всех юридических наук понятия права, государства, нормы права, закона, функций государства, форм государства, форм права, законности, правопорядка, правоотношения, юридической ответственности – лежат в основе конституционного, уголовного, гражданского, административного, семейного и других отраслей права. Не изучив процесса правотворчества, право применения, толкования норм права, не уяснив сути важнейших юридический категорий и понятий, перечисленных выше, нельзя войти в сложный и противоречивый мир юриспруденции, невозможно усвоить и закрепить отраслевые юридические знания.

Следовательно, теория дает исходные, общетеоретические и методологические установки о праве и государстве в целом и обеспечивает единообразный подход к анализу и оценки всех сторон, аспектов государственно-правовых явлений. Поэтому теория права и государства является исходной, по отношению к другим юридическим наукам.

Теория, как уже отмечалось выше, – абстрактная наука. Любая юридическая наука или учебная дисциплина, в какой-то мере абстрактна – то же уголовное, административное, либо иная отрасль права, поскольку они оперируют самыми общими категориями и понятиями. Но костяк отрасли права, составляет конкретный нормативный материал, обобщение практики, отрасль права широко опирается на решения и приговоры по конкретным делам. Теории права и государства свойственна высочайшая степень абстрактности, ибо её категории и понятия в наибольшей степени отвлекаются от конкретных явлений и процессов. Отсюда – сложность усвоения материала этого учебного курса. Закон можно прочитать, посмотреть, как располагаются его статьи, как они делятся на части или объединяются в разделы. Так же понятно и конкретное юридическое дело, с реальными лицами, поступками, ущербом. Право, правовую норму, законность, правоотношения «в руки не возьмёшь, не потрогаешь». Чтобы уяснить такого рода категории, требуется особенно напряжённая мыслительная деятельность.

Теория права и государства и отраслевые юридические науки тесно взаимодействуют. Эта тесная взаимосвязь с другими юридическими науками стимулирует углубленное и всестороннее изучение государственной правовой действительности. Отраслевые науки, руководствуясь положениями и выводами теории права и государства, питают её фактическим материалом, их достижения, в свою очередь, постоянно обогащают теорию, служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития и совершенствования теории права и государства в целом. Например, общее определение элементов состава правонарушения выработано теорией на основе положений и выводов науки уголовного права.

Теория государства и права имеет определенные связи со специальными юридическими науками и учебными дисциплинами. Однако эти связи являются менее интенсивными и по преимущественно косвенными, так как специальные науки хотя и относятся к разряду юридических, но в своем содержании имеют весьма широкий спектр естественных, технических и ряда других наук.

Теория государства и права не только юридическая, но и социальная наука. Поэтому теория права и государства занимает специфическое место в системе не только юридических, но и неюридических социальных наук, таких как философия, политология, история, социология, психология, экономика и др.

Связь теории государства и права с философией проявляется в том, что на основе выработанной общей философией системы знаний формируется понятийная и методологическая база теории государства и права.

Философия – это наука мировоззренческая, наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, мышления. Она также отчасти имеет дело с государственно-правовой действительностью, рассматривает государство и право, но под своим собственным, специфическим углом зрения. Теория государства и права широко использует философские категории и общие понятия, такие как «функция», «отношение», «свобода», ответственность», «обязанность», «развитие», «форма и содержание», «причина и следствие», «цель и средство» и т.д. Теория государства и права активно использует и философские законы и закономерности, а также мировоззренческие позиции, поскольку философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного миропонимания, формирование определенной системы взглядов, идей, представлений об окружающем мире и месте в нем человека, в том числе и представлений о государственно-правовой действительности. Во многом подходы к изучению государства и права будут зависеть от той мировоззренческой позиции, которую занимает ученый-правовед. Философия даёт ключ к разгадке государственно-правовых явлений, а теория вооружает философию материалом, позволяющим делать обобщения и формулировать общие принципы социального прогресса и свободы. Теория права и государства, таким образом, является наукой специальной по отношению к философии, она конкретизирует методологию философии применительно к государству и праву.

Не менее значима связь теории государства и права с политологией. Политология это наука о политических процессах, происходящих в обществе. Политология изучает политику, её формы, политические процессы и политические объединения, в том числе, партии, средства достижения политической и государственной власти, соотношение гражданского общества, государства и личности. Политология специально не изучает право, но среди методов достижения власти праву придаётся первостепенное значение, а политические процессы, происходящие в обществе, оказывают, безусловное влияние на правотворческую деятельность. Если политология рассматривает государство именно с политической точки зрения, теория государства и права изучает политико-правовую сторону государства.

Теория государства и права тесно связана с общей историей. Общая история как наука об этапах развития общества предоставляет богатый фактический материал, обобщение которого и позволяет сформулировать общие закономерности развития права и государства. Именно на основе предоставленной исторической наукой фактологической базы теория государства и права строит свои модели познания. Не зная тех исторических процессов, которые происходили в обществе, сложно проследить динамику развития государства и права.

Теория государства и права взаимодействует и с социологией. Социология – наука об обществе в целом и отдельных его структурах, социальных группах, социальных процессах, закономерностях индивидуального и группового поведения. Свои выводы социология основывает на эмпирических данных и социальных экспериментах. Объектом социологического исследования становятся все без исключения социальные явления, в том числе и государственно-правовые. Социология, как и философия, является средством познания права и государства, а, познавая их, она углубляет и уточняет свой собственный предмет.

Теория государства и права связана с психологией – без знания психологических процессов, психологических концепций в теории государства и права невозможно изучение таких важнейших составляющих предмета теории государства и права, как правовое сознание, правовая культура, правовое поведение и т.д.

Несомненна связь теории государства и права с экономикой. Экономика – это наука о производстве, распределении и потреблении материальных благ в обществе. Тесное взаимодействие экономической науки и теории, их взаимопроникновение позволяет определить пределы и формы зависимости права от экономики и наоборот, а также способы её правового стимулирования.

Государство влияет на экономику, регулируя отношения в этой сфере с помощью правовых норм. А состояние экономики, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на государственно-правовую жизнь, на процесс правотворчества, определяя содержание правовых норм, необходимых в конкретный период для эффективного функционирования экономики. Без знания экономических процессов нельзя строить модели взаимодействии государства и общества. Экономика позволяет определять и видеть каков уровень материального развития общества, а уровень развития государства и права, степень правовой свободы личности во многом определяются именно уровнем материального (экономического) развития общества.

 

 

[Заголовок 2] 1.3 Функции теории государства и права [.]

 

Теория права и государства выполняет ряд функций, которые характеризуют ее теоретическое и практическое значение для общественной жизни.

Онтологическая функция. Онтология – наука о сущем, учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и др.

Познавательная (гносеологическая) функция, которая выражается в познании и объяснении явлений и процессов правовой и государственной жизни общества. Теория права и государства не только изучает в обобщенном виде государственно-правовые явления, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

Эвристическая функция. Познавая и объясняя основные закономерности государственно-правовой действительности теория права и государства определяет тенденции их развития, взаимосвязь с другими общественными явлениями и открывает новые закономерности жизни общества связанные с правом и государством.

Прогностическая функция. Теория права и государства не только познает основные и открывает новые закономерности, но и определяет основные направления в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные предположения о дальнейшем развитии права и государства. Истинность выдвигаемых ею научных предположений проверяется практикой. Именно в этом и состоит неразрывная связь теории права и государства с практикой.

Как фундаментальная наука теория государства и права в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин выполняет вполне определенную методологическую функцию. Метод – способ исследования правовых и государственных явлений, путь научного познания и установления истины. Понятия и концепции общей теории государства и права выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного знания. Идеологическая функция признает большую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни.

Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории государства и права будет выступать политическая функция. Политика означает искусство управления государством, общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

Функции ТГП взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении ТГП. Таким образом, теория права и государства выполняя познавательную, эвристическую и прогностическую функции является общественной, юридической и общетеоретической наукой, изучающей основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития органически связанных между собой явлений общественной жизни - права и государства на всех этапах существования общества и подтверждает вывод о том, что они не могут существовать изолированно друг от друга.

 

[Заголовок 4] 1.4 Методология теории государства и права [.]

 

[Определение] Методология теории права и государства - это система способов, принципов и парадигм исследования правовой действительности. Методологическое исследование заключается в применении совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов для изучения основных, общих закономерностей возникновения и развития, а также сущности государственно-правовых явлений. [.]

Методология, таким образом, не сводится к совокупности определенных методов, способов познания, а является цельным, внутренне единым аппаратом познания государственно-правовых и политико-идеологических явлений.

[Внимание] Принципы общетеоретического исследования. [.]

При изучении права и государства, следует обязательно руководствоваться общими, исходными началами – принципами, без которых невозможно действительно научное их познание. Методологические принципы – мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета, которые помогают исследователю сконструировать определенную теоретическую модель.

[Внимание] Важнейшими принципами общетеоретического исследования являются следующие(см. слайд 5):

Принцип историзма лежит в основе метода генетического выведения и по сути является историческим подходом к изучению той или иной проблемы, того или иного явления. В этом случае рассматривается, изучается генетика явления, то есть оно изучается не просто в статике (как готовое, данное), а в динамике, в историческом развитии. В соответствии с принципом историзма правовые и государственные явления исследуются в развитии, в их исторической взаимосвязи, то есть отслеживается процесс их изменения с течением времени. Таким образом, изучая право и государство, теория устанавливает и анализирует причины их происхождения, прослеживает основные этапы развития и изменения и с этой точки зрения дает научную оценку современного права и государства.

Принцип объективности означает истинное отражение процессов государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о праве и государстве, вскрывает их сущность, формулирует основные закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, то есть реальное явление общественной жизни.

В соответствии с принципом конкретности точно учитываются все условия, в которых находится объект познания, то есть право и государство, выделяются главные, существенные свойства, связи и тенденции их развития. Практика, в любом случае, подтверждает истинность или неистинность научного познания. Значит, научное знание будет только тогда истинным, когда найдено, воспроизведено или создано явление, соответствующее этому знанию.

Универсальный принцип плюрализма означает многоаспектность в исследовании права и государства, свидетельствует о том, что научное познание учитывает и противоречивые взгляды на одно и то же правовое или государственное явление, неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. В соответствии с принципом плюрализма теория должна изучать все стороны и свойства каждого конкретного явления. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей права и государства, теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

[Пример] Например, представления о том, что государство возникло, преимущественно, в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. [.] Для понимания общих закономерностей его происхождения необходимо учитывать и представления других теорий, которые с иных позиций объясняют процесс возникновения государства. А однолинейный подход, то есть подход без учета различных, порой противоречивых взглядов на одно и то же явление приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и процессов и определить их практическое значение в жизни общества.

Юриспруденция, так же, как и любая другая научная дисциплина, вырабатывает и опирается на определенные исходные положения, которые можно назвать парадигмами юриспруденции(см. слайд 6).

Парадигмы юриспруденции складывались еще в древности. Так, древнекитайский мудрец Хуанань-цзы (180-122 г.г. до н.э.) сформулировал такую парадигму юриспруденции, которая не потеряла своей актуальности до сего времени. Он говорил: [Цитата] «Гибнущее государство – это не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет закона». [.]

К числу парадигм юриспруденции можно отнести и слова Платона [Цитата]: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы или находятся под правителями». [.]

Древние мудрецы говорили, что «пусть погибнет мир, но торжествует фемида» – имея в виду, что если будет торжествовать фемида (правосудие), то мир не погибнет.

Некоторые парадигмы юриспруденции формулируются в результате теоретических обобщений, анализа истории развития того или иного общественного явления. Эти парадигмы зачастую служат примером иллюстрации того, что право может, а чего не может.

[Внимание] Так, важнейшей парадигмой юриспруденции в этом смысле является положение о том, что право конкретного государства может регулировать общественные отношения с участием физических и юридических лиц, а не с участием народа, нации. Это объясняется тем, что можно предметно говорить лишь о правах и свободах человека, гражданина, но не общины, народа, нации. Общество, народ, нация по большому счету не могут быть в юридическом смысле свободными или несвободными, справедливыми или несправедливыми – эти прилагательные приобретают смысл лишь по отношению к конкретному человеку, гражданину. Только через права и свободы человека, принадлежащего к определенному обществу, государству, мы можем судить об общем и конкретно-политическом режиме в том или ином обществе, государстве. [.]

[Внимание] Следует здесь выделить еще одну парадигму юриспруденции – верховенство Конституции страны абсолютно над всеми иными документами, законами, постановлениями, внутригосударственными договорами и т.д. Это положение настолько аксиоматично для юриспруденции, что сравнимо по своей жесткости, устойчивости с законами природы. Ведь именно Конституция страны является тем фундаментом, опираясь на который, возвышается вся юриспруденция. Конституционно-правовое мышление должно лежать в основе всей политики государства. Как экономическая, так и социальная, экологическая, национальная, а также иные направления политики государства должны основываться на положениях Конституции. [.]

В целом усвоение парадигм юриспруденции имеет важное значение для организации оптимальной устойчивой общественной жизни.

[Определение] Метод науки – это способ изучения явлений реальной действительности, составляющих ее предмет, общие, исходные принципы общетеоретического исследования на которых базируется наука. [.]

Иначе говоря, это способы, с помощью которых изучается предмет науки. Итак, если предмет показывает, что изучает данная наука, то метод показывает, как подходит она к изучению своего предмета, каким образом изучается определенная область общественных отношений, то есть право и государство.

Традиционно в юридической науке речь идет о трех группах методов познания:

Общефилософские;

Общенаучные;

Частнонаучные методы.

[Определение] Общефилософскими называются методы познания, берущие свое начало в философии (методы мировоззренческие), которые определяют концепцию (базу) познания. [.]

Основополагающими философскими методами являются диалектический и метафизический методы познания.

[Определение] Диалектика – это система научных взглядов и учений о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. [.]

В рамках диалектического подхода государство и право рассматриваются как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причем это развитие происходит по восходящей вертикальной спирали (от простого к сложному, от низшего к высшему). Каждый виток спирали – это определенный этап в развитии государства и права, и на каждом таком этапе каждое государственно-правовое явление проходит ряд последовательных стадий, начиная от зарождения (формирования) явления, его развития, затем постепенное отмирание и переход на новый виток развития. При этом нужно иметь в виду, что каждое государственно-правовое явление на каждом витке спирали само себя воспроизводит (повторяет), но уже на качественно ином уровне.

С точки зрения диалектического подхода развитие осуществляется на основе объективных законов диалектики, их три:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные (например, смена экономических формаций).

2. Закон отрицания отрицания – каждое новое государственно-правовое формирование отрицает предыдущие, но само оно отрицается последующим (например, советское государство своим существованием отрицало Российскую империю, и теперь современное российское государство отрицает советское государство).

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Действие этого закона проявляется в том, что, с одной стороны государственно-правовые явления между собой тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, но, с другой стороны, они находятся в постоянном противоборстве и противодействии друг другу. Именно такое противоборство позволяет выявить общие точки соприкосновения между этими явлениями и позволяет им взаимно сосуществовать и развиваться.

Диалектический подход предполагает два основных направления познания:

Диалектический материализм и идеализм.

Материализм исходит из того, что материя, окружающий мир это объективная реальность, существующая сама по себе, а не потому, что она отражается в сознании человека. Иначе говоря, сознание отображает материю, которая существует вне сознания человека и независимо от него. В этом и состоит суть материалистического подхода. Таким образом, метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов. При изучении государства и права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления материального мира, которые определяются природой человека, социально-экономическими, политическими духовными и иными условиями жизни общества. Следовательно, на возникновение и развитие государства и права определяющее воздействие будут оказывать материальные (экономические) условия жизни общества.

Идеалистическая диалектика исходит из того, что в основе возникновения государства и права лежат не материальные, а идеальные условия жизни общества, т.е. идея, дух, разум. Идеализм имеет два направления:

Субъективный идеализм исходит из того, что в основе формирования и развития государства и права лежит общественный разум (сознание), с одной стороны. и индивидуальное сознание – с другой стороны.

Объективный идеализм первичным считал мировую идею, разум, а вторичным все материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира, в том числе и государства и права.

[Определение] Метафизика – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия, постигаемых путем умозрения. [.]

С точки зрения метафизического подхода государство и право рассматривается как явления, существующие вечно и неизменно и независимо друг от друга. Метафизика исключает любое чувственное познание.

[Определение] Общенаучные методы – это такие методы познания, которые выработаны различными науками и применимы в различных науках.

Не отрицая такого подхода можно заметить, что общими методами они называются потому, что их использование позволяет получить общее представление об изучаемом предмете. К числу общенаучных методов относятся (см. слайд 7).

Метод абстрагирования – предполагает восхождение от конкретного к абстрактному, в процессе которого происходит очищение изучаемого явления от внешних несущественных признаков. (познав человека, мы познаем человечество).

Конкретизация – это процесс, обратный абстрагированию, предполагающий нисхождение от абстрактного к конкретному (познав человечество, мы познаем человека).

Анализ, как метод познания, предполагает разделение изучаемого явления на элементарные составные части, изучение каждой из этих частей в отдельности, в результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает явление в целом. Расслоение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений.

Синтез – использование метода синтеза предполагает искусственное объединение нескольких однопорядковых изучаемых явлений в единую целостную конструкцию и изучение свойств этого целого. В результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает каждое из этих явлений ([Пример] отрасли права объединяем в одну систему и смотрим какими свойствами обладает право в целом [.]). Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве, поскольку предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа.

Логические методы познания – это такие приемы и способы изучения государственно-правовой материи, которые основываются на законах и правилах формальной логики (индукция, дедукция, правило кругов Эйлера, правило доведения до абсурда, правило доказательства от обратного и т.д.).

Индукция – путь познания, направленный от частных суждений к общим, который заключается в описании конкретных фактов, непосредственно наблюдаемых людьми, чувственных данных. Затем они обобщаются, и из них выводится общее правило. Иначе говоря, прием индукции заключается в изначальном познании отдельных (первичных) сторон или свойств права и государства, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.

[Пример] Например, выявив признаки государственного органа, можно сделать вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства можно сделать более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов). [.]

Дедукция – это путь от общего к частному. Это метод познания, при помощи которого исследователь на основе общих свойств явления делает вывод о частных свойствах. При использовании этого метода процесс исследования протекает в обратном порядке, чем тот, который характерен для индуктивного метода. В данном случае, общие закономерности и свойства права и государства познаются посредством логических умозаключений, от общих суждений к частным. Постепенно указанные закономерности и свойства расчленяются на определенные группы, единичные образования, после этого им дается научная оценка (определение).

[Пример] Например, познание права можно начать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, а после этого обратится к анализу отрасли и права, как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей, правовых институтов и завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента системы права) и ее структуры. [.]

Исторический метод познания характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала и основывается на том, что выявление сущности изучаемого явления основывается на изучении той исторической обстановки, тех исторических условий, в которых это явление сформировалось.

Системно-структурный метод – это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из следующего:

• система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов

• она образует единство со средой

• любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка

• элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка.

Рассматриваемый метод основывается на том, что все государственно-правовые явления между собой очень тесно взаимосвязаны; они являются элементами одной системы и для их изучения и понимания необходимо определить их место в этой системе и взаимосвязь с другими элементами этой системы.

Для того чтобы познать явление нужно выявить его структуру и выделить структурные элементы.

Функциональный метод используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними и основывается на том, что для изучения явления необходимо определить его функции и назначение. (например, для того что бы понять сущность государства нужно познать его функции).

[Определение] Частнонаучные методы – это такие способы изучения, которые используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон науки и позволяют исследователю получить наиболее полное представление об отдельных сторонах и аспектах изучаемого явления или процесса. [.]

Статистический метод основывается на количественных способах получения данных, выраженных в количественной форме, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.

Статистические исследования включают в себя несколько стадий:

• статистическое наблюдение,

• сводную обработку статистических данных

• анализ.

Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысленного воспроизведения исследуемых объектов. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Метод конкретно-социологический исследований. Суть заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. Для успешного проведения исследований в области государства и права используются разнообразные приемы:

• анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов;

• наблюдение;

• обследование;

• устные и письменные опросы, анализ общественного мнения;

• методы математической и компьютерной обработки;

• эксперимент.

В познании закономерностей, свойств и тенденции развития права и государства важное место занимает сравнительный метод, который состоит в сопоставлении сравнимых юридических понятий, явлений и процессов государственно-правовой жизни, выяснении между ними сходства или различий и выработки на основе этого определенных оценок и выводом. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовой системы в целом, либо отдельных государственно-правовых институтов, юридических норм.

Сравнение позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой стороны, установить различия между ними.

[Пример] Например, его использование при изучение государственных и правовых систем различных стран, позволяет раскрыть общие тенденции и особенности в их развитии, выявить влияние национальных и иных факторов на эти тенденции и особенности, должным образом оценить позитивные и негативные стороны государственно-правового строительства. [.]

Значение сравнительного метода в правоведении и юридической практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, что право и государство, в процессе исторического развития, постоянно совершенствуются и изменяются.

Разновидностью сравнительного метода является историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов в различные периоды исторического развития.

Формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. Он применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и др.

Метод выработки правовых решений

Метод толкования норм права.

Рассмотренные общие и частные методы изучения ТГП применяются комплексно, в тесной связи между собой.

 

[Вопрос] Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что является предметом теория государства и права?

2. Дать определение и перечислить виды методов изучения теории государства и права?

3. Каково значение теории государства и права для профессиональной подготовки юристов?

4. Дать определение категориям «наука», «цель науки», «объект науки», «предмет науки», «методология науки». Используя элементы науки, дайте характеристику естественным и социальным наукам.

5. Как соотносятся с точки зрения элементов науки теории государства и права «общество» и «общие закономерности возникновения и функционирования государства и права, и с ними связанных социальных явлений и процессов»?

6. Что раскрывают закономерности возникновения государства и права?

7. В чем заключается смысл двойственности объектов науки о праве и государстве?

8. О каких функциях теории государства и права идет речь:

«открытие новых государственно-правовых явлений»;

«объяснение государственно-правовых процессов общественной жизни»; «определение новых тенденций в развитии государственно-правовых явлений»?

9. Какие функции познания обусловливают направления исследовательской деятельности теории государства и права? [.]

 

Дополнительная литература:

1. Керимов В.П. Методология права. М., 2009.

2. Левакин И.В. Об основных подходах к теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право. 2009. № 4.

3. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. 2004. № 7.

4. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под ред. М.Н.Марченко. М., 2005. Вып.1.

5. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в общую теорию государства и права. М., 2001.

6. Теоретико-методологические проблемы права / под ред. М.Н.Марченко. М., 2007.

[Заголовок 1] 2. Происхождение государства и права [.]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 841 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2229 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.