Наряду с предложениями, заключающими сообщение, побуждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру предложения. Они служат для выражения добавочных оттенков, замечаний, отношения говорящего к высказыванию, обращения к собеседнику и т. п. По значению, по форме и по характеру отношения к предложению эти конструкции представляют следующие типы:
1) обращение;
2) «именительный представления»;
3) вводные конструкции;
4) вставные конструкции;
5) междометия.
Обращение употребляется в речи для того, чтобы привлечь внимание собеседника. Само оно не заключает сообщения и непременно употребляется с предложением. Обращение может предшествовать предложению, находиться в середине или вконце его.
Например:
Товарищи казаки! Прошло полтора месяца, как у вас стала советская власть (Ш.);
Ты не кричи, товарищ, и не говори глупостей (Ш.);
«Вы не спите, Иван Ильич?» — спросил тихий голос Мельшина (А. Т.)
Обращение выражается существительным в форме именительного падежа, или субстантивированным словом, или словосочетанием.
Наиболее типичной формой обращения является имя собственное.
Например:
Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне (М. Г.);
Я своими жильцами доволен, Дарья Дмитриевна (А. Т.)
Часто в роли обращения выступают нарицательные одушевленные существительные.
Например:
«Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даёте билетов?» (Пауст.)
В русском языке есть «традиционные» формы обращения (дорогой мой, друг мой, брат, братец, браток, папаша, молодой человек, милый, матушка, батюшка, голубчик ит. п.).
Например:
И как ты, мать моя, с таким злыднем жила? (М. Г.);
«Папаша, — сказал он композитору, — пойдёмте в столовую пообедаем» (Пауст.);
Голубчик мой [обращение к женщине], я только умею молчать (М. Г.)
Обращение может представлять собой не только название лица, к которому обращается говорящий, но и выражать эмоциональное отношение к этому лицу. Это достигается или подбором эмоциональной лексики, или ироническим употреблением слов,словосочетаний.
Например:
Хорошо! Я буду помнить это, Соня... буду! Ну, до свиданья, славная моя (М. Г.);
Езжай, контра! (Щ.);
[Б ар о н:] Настёнка подметёт... Эй, ты, роковая любовь. Очнись! (М. Г.)
При ироническом обращении может субстантивироваться слово или словосочетание в самых различных формах.
Например:
Эй! «Собственно говоря»! Иди-ка подотри пол за ребёнком, собственно говоря (М. Г.)
Употребление обращений имеет прямое отношение к культуре речи. Прежде всего, при вежливом обращении интонация не должна быть резкой, раздраженной, а голос слишком громким. Следует не только избегать в своей речи, но и бороться с употреблением школьниками таких просторечно-грубых обращений, как малый, тётка, бабка, алло! (не в телефонном разговоре), дядечка, хозяин и т. п. Не нужно пользоваться в обращении к незнакомым людям и такими фамильярными словами, как парень, дорогуша, красавица, курносая и т. п. К знакомому принято обращаться по имени или по имени-отчеству, а не по фамилии.
В русском языке есть особая сфера употребления обращения — к предметам и явлениям действительности, а не к лицам.
Например:
Так вот ты какая, Москва! (Б. П.)
Грамматическая форма обращения в этом случае имеет другое значение: называет предметы, явления, к которым обращается, о которых говорит автор. Этот прием обращения называют олицетворением. Он используется, главным образом, в поэтической речи и является экспрессивным и эмоциональным средством. Эмоциональность и образность олицетворения могут быть усилены с помощью эпитетов.
Например:
Низко кланяюсь и no-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! (Ш.)
«Именительным представления» (А. М. Пешковский) называется конструкция, сходная по форме с обращением. Однако она не содержит обращения к собеседнику. Не заключает она и сообщения. «Именительный представления» только называет предмет или явление, о котором пойдет речь дальше.
Например:
Труд! Всё сейчас было полно им вокруг (Пауст.)
Без последующего предложения, заключающего определенное высказывание, «именительный представления» не имеет и не может иметь самостоятельного значения. В контексте нередко подчеркивается, что «именительный представления» — это лишь слово, а не предложение.
Например:
Сибирь! Москва! Два эти слова звучали именем страны (Тв.)
«Именительный представления» как бы предупреждает о значительности того, что будет сказано о данном предмете. Поэтому употребление «именительного представления» в основном свойственно поэтической речи, где он является экспрессивным и эмоциональным средством.
Например:
Сибирь! Леса и горы скопом, земли довольно... (Тв.);
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (Л.)
В поэтической речи бывает не просто отличить «именительный представления» от обращения (олицетворения): форма совпадает, обе конструкции эмоциональны и образны. Для разграничения их важно учесть то, что при обращении в контексте есть прямое или косвенное указание на 2-е лицо, а при «именительном представления» — на 3-е лицо.
Задание:
Сравните:
Урал! Завет веков и вместе — предвестье будущих времён... и в наши души, точно песня, могучим басом входит он (Тв.) — «именительный представления»;
Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди: тебя, как будто край родимый, я оставляю позади (Тв.) — олицетворение; при внимательном анализе видно различие и в их значении: в первом случае Урал! звучит многозначительным предупреждением о последующем высказывании, вызывает представление о соответствующем явлении.
Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Их значение лишено лексической конкретности, индивидуальности, — оно имеет отвлеченный грамматический характер.
Например:
Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина (Пауст.) — слово очевидно выражает грамматическое значение предположения
Вводные конструкции не входят в структуру предложения, не являются его частью и не представляют собой самостоятельных предложений. Однако это не означает, что они безразличны для предложения и что их пропуск ничего не меняет (так нередко рассуждают в школьной практике). При устранении вводной конструкции предложение теряет тот грамматический оттенок, который она выражала, и, следовательно, содержание приобретает несколько иной характер. Так, предложение Без тебя, вероятно, я бы погиб (М. Г.) при устранении вводной конструкции, приобретая категорический характер (Без тебя я бы погиб), существенно меняется; но его основное содержание, грамматическая структу- -ра, состав членов и отношения между ними остаются неизменными.
Вводные конструкции в предложении интонационно выделяются. Они произносятся обычно пониженным тоном и отделяются паузами от членов предложения. Если вводная конструкция включена в середину предложения, то его интонация «размыкается».
Например:
Солдатов тягот одиночества, видимо, не чувствовал (Ш.)
На письме вводные конструкции выделяются запятыми, иногда — тире. По составу вводные конструкции могут быть:
1) одиночными словами: Человек, работавший в этой комнате, видимо, был педант (Сим.);
2) сочетаниями слов: От него тянуло бензином. По всей видимости, это был тракторист (Пауст.);
3) предложениями: Бета считалась умницей, носила пенсне и, как говорили, хотела даже когда-то поступить на курсы (Купр.).
Однако разные по составу вводные конструкции выполняют одинаковые функции, поэтому мы будем пользоваться термином «вводные конструкции», объединяющим вводные слова, словосочетания и предложения.
По значению вводные конструкции делятся на следующие группы:
1. Вводные конструкции, указывающие на степень достоверности сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или возможное.
Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции, как бесспорно, конечно, разумеется, без сомнения, без всякого сомнения, факт, само собой и др.: Причиной этому, без сомнения, было нравственное и физическое переутомление (Купр.); Музей был, конечно, закрыт (Пауст.); Доктор, действительно, лежал на диване... (Купр.)
Возможность или предположение выражаются вводными конструкциями видимо, кажется, надо полагать, видать, может быть, возможно, пожалуй, по всей вероятности и др.: У автобусной стоянки стояла небольшая очередь, кажется, уже отчаявшихся дождаться автобуса людей с чемоданами (Сим.); «Может быть, уже пора продолжать репетицию?» — напомнила Лидочка (М. Г.); Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо (Ч.).
2. Вводные конструкции, выражающие эмоциональную оценку сообщения, включают слова, называющие чувства: счастье, радость, огорчение, стыд и др. С ними
могут сочетаться слова, указывающие, кто испытывает чувство, т. е. кому принадлежит эмоциональная оценка содержания: к стыду моему, к его огорчению, на её счастье и др. В состав вводных конструкций могут также входить слова к моему великому огорчению, к его неожиданной радости и др., обозначающие полноту, степень проявления чувства
или его оценку: Час назад ему, к его радости, позвонил с нового места один из начальников и сказал, что скоро вернётся сюда с группой работников (Сим.); Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.); Лошадка его, к истинному моему удивлению, бежала очень недурно (Т.); Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Т.).
3. Вводные конструкции, указывающие на источник сообщения, включают слова: мнение, предположение, слова и др. С ними могут сочетаться слова по моему мнению, по его словам, по нашему предположению, как мы полагаем; по-моему, по-твоему и др., уточняющие, кому принадлежит мнение и т. д. и кому, следовательно, приписывается сообщение: По-вашему, всё это мелочи, пустяки, но поймите же, что этих мелочей так много... (Ч.); В каюте Иван Ильич просидел часа три, придумывая, как объяснить Даше свой, по его пониманию, пошлый и навязчивый поступок (А. Т.); О самом Кукушкине, который был, по его мнению, большим прохвостом, Малинин со злостью подумал, что этот выкрутится (Сим.); В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.).
4. Вводные конструкции по правде сказать, признаться, откровенно говоря, говоря попросту и др. оценивают способ выражения мысли: Между нами говоря, чуть
было уже не законопатили тебя на Карельский [фронт] (Сим.); Ещё, признаться, грунт хорош, а то бывает — камень (Тв.); Строго говоря, дивизией он с мирного времени не
командовал (Сим.).
5. Вводные конструкции бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногдо случается и др. указывают на степень обычности из
лагаемых фактов: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению (Т.); Герасим... ввалился в дом со своей ношей, а Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (Т.). Вводные конструкции этого типа немногочисленны. Они указывают на повторяемость, периодичность сообщаемых фактов или, на
оборот, на их случайность, единичность.
6. Вводные конструкции, обращенные к собеседнику с целью возбудить его внимание, вызвать его отклик на высказывание, отличает наиболее неясное и неопределенное значение. Это такие конструкции, как знаешь, знаете, знаете ли, понимаете, видите ли, изволите видеть (устар.); судите сами, согласитесь и др. Они близки к частицам. Их употребление нередко вызвано взволнованностью говорящего или сбивчивостью его мыслей: Однако, знаете, мне стало грустно. Тяжело как-то (М. Г.); Ведь, судите сами, выкрасть из дел какой-нибудь документ, вексель и прочее — минутное дело! (Ч.); Да, я герой... А он мне даёт комические роли. Нелепо же, согласитесь! (М. Г.); Слышь, подкинь ещё одну ложечку такую, я вторую, брат, войну на веку воюю (Тв.); ...Сапожника Алёшу в часть отвёз. Лёг, понимаешь, среди улицы, играет на гармонии и орёт... (М. Г.)
7. Вводные конструкции, указывающие на отношения между частями высказывания, по своему значению сближаются с союзами. Они могут указывать на следование одних фактов за другими при перечислении (во-первых, во-вторых и т. д.; наконец и др.): Краснов от прямого ответа ускользнул, предложив взамен совместный поход на Царицын, для того, чтобы, во-первых, овладеть крупнейшим стратегическим центром и, во-вторых, удержав его, соединиться с уральскими казаками (Ш.); Но, во-первых, больная, действительно, находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал к ней расположение (Т.).
8. Вводные конструкции напротив, наоборот, впрочем и др., правда (с оттенком уступительности) указывают на противопоставление содержания предложения предыдущему высказыванию: Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом (Т.); [Бобров] тихонько отыскал свою шляпу и осторожно вышел на крыльцо. Его ухода, впрочем, и так никто бы не заметил (Купр.); Прошли ровно сутки, и Синцов стоял снова перед тем же самым зданием райкома. Правда, здание было уже не совсем то же самое: в половине окон вылетели стёкла (Сим.).
9. Вводные конструкции следовательно, значит, выходит, стало быть и др. могут показывать, что содержание предложения логически вытекает из предшествующего высказывания как его следствие: Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля [выпал снег] (Пауст.).
10. С помощью вводной конструкции может также выражаться вывод, обобщение, заключение (итак, вообще, таким образом и др.): У неё уже давно вошло в привычку дразнить Гюброва его лошадью, к которой он был так привязан. Вообще, в доме Зиненок вечно кого-нибудь и чем-нибудь дразнили (Купр.).
Вводные конструкции имеют сложную систему значений. Их употребление в речи не только оправданно, но и совершенНо необходимо. Однако неумеренное и неправильное использование вводных конструкций (например, таких, как скажем, так сказать, к примеру, понимаешь ит. п.) делает речь неблагозвучной, косноязычной, тусклой, вызывающей непри-язнь и раздражение слушателей, а порой и непонятной.
Вставные конструкции используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений и т. п. Они не входят в структуру предложения, с которым употребляются (этим они сходны с вводными конструкциями). Однако, в отличие от вводных, вставные конструкции выражают конкретное содержание, которое тесно связано с содержанием предложения.
Например:
До берега было около двухсот шагов, Ермолай шёл смело и безостановочно (так хорошо заметил он дорогу), лишь изредка покрикивая: «Лещ вей, тут направо колдобина!» (Т.)
По структуре вставная конструкция является или отдельным словом, или словосочетанием, или предложением, простым или сложным.
Например:
Правда, хозяева и гости, — а среди них были почти все молодые поэты, посещавшие вторники у Смоковниковых, — сидели на неоструганных досках, полощ женных на обрубки дерева (дар Телегина) (А. Т.)
В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения «размыкается» вставной конструкцией. На письме вставные конструкции выделяются, как правило, скобками, реже — тире или запятыми.
Например:
На подоконнике (в комнате был только один стул) полулежал присланный из Вешенской милиционер Ольшанов (Ш.);
Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту (Т.)
По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны. Они могут заключать в себе.
Например:
Название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении: На маленьком озере — оно называлось Лариным прудом — всегда плавало много ряски (Пауст.);
уточнение количественного характера: Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать девять лет) влюблялся раз шесть (А. Т.); Через не сколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.);
причину действия, события, явления, описываемого в предложении: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тётки) и стал молча пить чай (Ч.); выражать значение следствия: Слышно было по Дону, как где-то, не ближе Устъ-Хо-пёрской, глухо гудели орудия и совсем тихо (нужно было припадать ухом к промёрзлой земле) выстрачивали пулемёты (Ш.);
для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей также служат вставные конструкции: Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось ещё что-то сказать), пошёл в переднюю и остановился там в раздумье (Ч.); они могут содержать и добавочное сообщение: Клевета Кузяря разозлила меня не во время его рассказа (я слушал его разинув рот), а в тот момент, когда он нагло хотел наскочить на меня (Гл.);
кроме того, вставные конструкции могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части: Наденьте на голову такому человеку вместо шляпы — солнце, — что может быть великолепнее! — он всё же будет ныть и жаловаться: «Ах, я так несчастен! Я так одинок!» (М. Г.)
Междометия обычно не входят в состав предложения в качестве его членов. Употребляясь с предложением, они непосредственно выражают чувство, о котором далее идет речь или придают эмоциональную окраску предложению.
Например:
«Э! — подумал я, — да он сочиняет» (Т.) — междометие выражает удивление;
Эх, старик! Ну и жаль мне тебя) Прощай! (М. Г.) — междометие выражает чувство жалости, о котором говорится далее
В предложении Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, — житьё ваше — о-ой! (М. Г.) междометие о-ой употреблено иносказательно и является членом предложения — сказуемым (ср.: ...житьё ваше неважное, тяжёлое, нерадостное).
Междометия часто употребляются с восклицательными предложениями, поэтому эмоциональность выражается не только междометием, но и восклицательной интонацией предложения.
В качестве самостоятельных нечленимых предложений междометия, из-за неопределенности, неустойчивости своего значения, употребляются редко.
Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Какие предложения считаются простыми?
2. Какие структурные противопоставления важны в простом предложении?
3. Какие предложения считаются утвердительными, а какие – отрицательными? Приведите примеры.
4. Какое предложение считается двусоставным? Приведите примеры.
5. Какие главные члены предложения вы знаете?
6. Какой член предложения считается подлежащим? Приведите примеры.
7. Расскажите о подлежащем как главном члене предложения. Приведите примеры.
8. Расскажите о сказуемом как главном члене предложения. Приведите примеры.
9. Что понимается под односоставным предложением7 Приведите примеры.
10. Расскажите о глагольном односоставном предложении. Приведите примеры.
11. Расскажите об особенностях определенно-личного предложения. Приведите примеры.
12. Расскажите об особенностях неопределенно-личного предложения. Приведите примеры.
13. Расскажите об особенностях обобщенно-личного предложения. Приведите примеры.
14. Расскажите об особенностях безличного предложения. Приведите примеры.
15. Расскажите об особенностях инфинитивного предложения. Приведите примеры.
16. Расскажите об субстантивном односоставном предложения. Приведите примеры.
17. Расскажите об особенностях номинативного предложения. Приведите примеры.
18. Расскажите об особенностях генитивного предложения. Приведите примеры.
19. Расскажите о нечлинимых предложениях. Приведите примеры.
20. Что собой представляют распространенные предложения. Приведите примеры.
21. Каковы функции второстепенных членов предложения?
22. Какие типы второстепенных членов предложения вы знаете?
23. Расскажите об определении. Приведите примеры.
24. Расскажите о приложении. Приведите примеры.
25. Расскажите о дополнении. Приведите примеры.
26. Расскажите об обстоятельствах. Приведите примеры.
27. Расскажите о полныхи неполных предложениях. Приведите примеры.
28. Что собой представляют предложения, осложненные обособленными членами?.
29. Какова сущность обособления? Приведите примеры.
30. Каковы условия обособления? Приведите примеры.
31. Расскажите об обособленных определениях. Приведите примеры.
32. Расскажите об обособленных приложениях. Приведите примеры.
33. Расскажите об обособленных обстоятельствах. Приведите примеры.
34. Расскажите об «обособленных дополнениях». Приведите примеры.
35. Расскажите о сравнительных оборотах. Приведите примеры.
36. Что собой представляют предложения, осложненные однородными членами?
37. Каковы условия однородности?
38. Каковы средства выражения однородности?
39. Какие конструкции, не входящие в структуру предложения, вы знаете?
40. Расскажите об обращении. Приведите примеры.
41. Расскажите об «именительном представления». Приведите примеры.
42. Расскажите об особенностях вводных конструкций. Приведите примеры.
43. Расскажите об особенностях вставных конструкций. Приведите примеры.
44. Расскажите о междометии. Приведите примеры.