Отечественное наследственное право имеет свою довольно длительную и весьма интересную историю правового регулирования наследственных отношений, в полной мере отразившую специфику российской государственности и общественного уклада.
Следует отметить, что уже правовые памятники Древней Руси свидетельствуют, что наследственные отношения подвергались в той или иной мере правовому регулированию. Примером может послужить договор князя Олега с византийцами (911г.). Более детальное правовое регулирование наследственных отношений содержит Русская Правда (в Пространной редакции), в соответствии с которой наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследовалось движимое имущество, дом, двор, товар, работы, скот, но земля в число объектов наследственных правоотношений не входила.
В случае смерти простого общинника («смерда»), не оставившего сыновей, его имущество переходило в собственность князя, а если у умершего оставались незамужние дочери, то им полагался определенный «выдел» из имущества. После боярина или дружинника наследовали его дети: сыновья или, при отсутствии сыновей, дочери. Вдова получала завещанное ей имущество, а также «выдел» из части наследства. Муж после жены не наследовал, а после матери наследовали те дети, у которых она проживала. Завещанием («рядом») можно было только распределить имущество между наследниками по закону и оставить «указания» об управлении им, распоряжение завещатель мог изложить устно. Боковые родственники права наследования не имели.
В соответствии с Псковской судной грамотой (1467 г.) наследование осуществлялось по завещанию («приказное») и по закону («отморщина»). Наследовалось не только движимое («живот»), но и недвижимое («отчина») имущество. Завещание («порядная», «рукописание») совершалось не только в пользу наследников по закону, но и в пользу посторонних лиц. Отметим, что письменная форма требовалась только для завещаний в пользу посторонних лиц, в пользу наследников по закону допускалось завещание в устной форме. К наследникам по закону относились родители наследодателя, его сын, брат, сестра, племянники («ближнее племя»), т.е. допускалось наследование не только по прямой, но и боковой линии. Сыновья призывались к наследованию вместе с матерью, однако сын, не содержавший отца или мать до их смерти (ушедший из дома), не наследовал после них. Переживший супруг не только получал в собственность часть имущества, но и пожизненно или до повторного брака владел всем остальным имуществом.
Правовое регулирование наследственных отношений Судебниками (1479 и 1550 гг.) практически было идентично. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Если наследодатель на оставлял завещания, то все его движимое и недвижимое имущество наследовали сыновья, а при отсутствии – дочери, если же у умершего не было детей, то к наследованию призывались его ближайшие родственники. В то же время переживший супруг и родители наследодателя к наследованию (по закону) не призывались. В 1562 г. женщины были вовсе устранены от наследования «в старинных княжеских вотчинах».
Соборное уложение (1649г.) дифференцировало порядок наследования в зависимости от видов наследственного имущества: специальные правила предусматривались для вотчин (родовых, выслужных и купленных) и для поместий. Завещание («духовная грамота»), совершаемое в письменной форме должно было быть подписано завещателем или только свидетелями и утверждалось церковными властями; завещание, совершаемое в устной форме («словесное») допускалось вплоть до конца XVII в. Наследниками по завещанию назначались наследники по закону (дети, супруг, иные родственники до пятой степени родства) или церковь. Помимо указания на то, кто является наследником по завещанию, завещание могло содержать распоряжения относительно различных «выделов» в пользу отказополучателей («легатариев»), которые могли быть посторонними людьми завещателю. Родовые и выслужные вотчины, при отсутствии завещания, наследовались (по закону) сыновьями, при отсутствии сыновей – дочерями, а если наследодатель был бездетным, то к наследованию призывались ближайшие родственники. Пережившая супруга бездетного наследодателя имела право на четвертую часть движимого имущества и на свое приданое. Бездетные матери и жены вотчинников могли получать содержание из выслужных вотчин пожизненно, до вступления в брак или до пострижения в монашество, при этом они не имели права продавать, закладывать или брать в приданное (при повторном браке) названые вотчины. Вотчинами, купленными у частных лиц, вдова могла свободно распоряжаться, поскольку имела на них право собственности. Вотчины, купленные из казенных земель, наследовались детьми и женой наследодателя, а при их отсутствии – его родственниками. Бездетная вдова получала вотчину, купленную из казенных земель, во владение и пользование пожизненно, до вступления в новый брак или до пострижения в монашество (в последних двух случаях, имущество передавалось родственникам наследодателя). Выморочные вотчины «шли на государя». Из поместья вдове причиталась доля, которая подлежала определению в каждом конкретном случае (в зависимости от того погиб ли ее муж на войне, умер ли в походе или просто на службе) – от 1/3 до 1/7. И движимого имущества умершего вдове причиталась 1/4 доля. Как видим положения Соборного уложения, регулирующие наследственные отношения, призваны были сохранить недвижимое имущество, прежде всего вотчины, в родовом владении по мужской линии.
Указ о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах (1714г.), так называемый Указ о единонаследии, имел целью (как и Соборное уложение 1649г.) предотвратить дробление родовой недвижимости. В соответствии с названым Указом недвижимое имущество наследовалось одним из сыновей, указанном в завещании, а при отсутствии завещания – старшим сыном. Если сыновей у наследодателя не было, вышеизложенное правило действовало в отношении дочерей умершего. Движимое имущество наследовалось остальными детьми наследодателя в долях, указанных в завещании, а при отсутствии завещания – в равных долях (по закону). Бездетный мужчина имел право завестить недвижимое имущество только кому-либо из родственников, движимое имущество он мог завещать любым лицам. В случае отсутствия завещания, недвижимость передавалась ближайшему родственнику покойного, движимое имущество – в равных долях другим родственникам. Наследодатель, будучи последним мужчиной в роде, мог передать недвижимость своей родственнице с условием, что ее муж примет фамилию наследодателя, при невыполнении оговоренного условия последней – имущество передавалось казне. Если после смерти наследодателя оставалась бездетная вдова, то недвижимостью она владела до своей смерти, пострижения в монашество или заключения нового брака, после ее смерти недвижимое имущество передавалось старшему из родственников ее мужа, т.е. возвращалось в род покойного брата.
В 1731г., в период царствования Анны Иоанновны, Указ о единонаследии был отменен. Имущество (движимое и недвижимое) наследовалось в равных долях всеми сыновьями наследодателя; внуки наследовали по праву представления. Родовое недвижимое имущество подлежало наследованию только по закону. При наличии сыновей, дочери умершего получали 1/14 доли недвижимого и 1/8 долю движимого имущества. При отсутствии нисходящих родственников имущество передавалось братьям наследодателя; пережившему супругу наследодателя передавалась 1/7 доля недвижимого и 1/4 доля движимого имущества. Что касается родителей, то после смерти своих бездетных детей они получали обратно (в собственность) все переданное ими (в свое время) детям имущество, а также право пожизненного пользования их «благоприобретённым» имуществом. Таким образом, стремление сохранить имущество во владении рода по мужской линии, было закреплено и Указом 1731г.
Свод законов Российской империи (1835г.) предусматривал наследование по закону и по завещанию. Основанием открытия наследства были: смерть наследодателя; лишение всех прав состояния; пострижение в монашество; безвестное отсутствие. Родовое имение наследовалось по закону. Круг наследников по закону не ограничивался. Приоритет отдавался родственникам по нисходящей линии и лишь при их отсутствии, наследство передавалось родственникам покойного по боковой или восходящей линиям. Ближайшие по степени родства наследники (одной линии) отстраняли от наследства наследников более отдаленной степени родства (последующей линии). Предусматривалось наследование по праву представления. Однако, основным принципом формирования круга наследников по закону было их кровное родство с наследодателем. Дочери не призывались к наследованию при наличии сыновей наследодателя (до 1912г.) или нисходящих сыновей, получая лишь 1/14 долю недвижимого и 1/8 долю из движимого имущества. Сестры умершего при наличии его братьев не имели права наследовать ничего. После 1912г. женщины были уравнены с мужчинами в наследственных правах. Исключение составляло наследование «земельного внегородского имущества», из которого женщины получали 1/7 долю. Однако это правило не применялось, если отсутствовали сыновья и их нисходящие или если при разделе наследства доли сыновей были меньше чем доли дочерей (например, если дочерей было много). В таком случае «земельное внегородское имущество» наследовалось всеми детьми наследодателя поровну. Усыновленные дети приравнивались в правах к кровным, падчерицы и пасынки права наследования не имели. При отсутствии нисходящих родственников к наследованию призывались братья и сестры наследодателя, его дяди и тети и т. д. Родовые именья всегда передавались родственникам их владельца: отцовское в род отца, материнское – в род матери. Имение, приобретенное бездетным лицом, передавалось в род его отца. Отметим, что в обоих случаях, если у наследодателя не было родных братьев и сестер и их нисходящих, предпочтение отдавалось его единокровным и единоутробным сестрам и братьям.
Родители получали в пожизненное пользование «благоприобретенное» имущество своих детей (бездетных), но отчуждать это имущество не имели права. Но если названное имущество было получено умершим от своих родителей в дар, то оно передавалось в собственность родителей (при отсутствии у наследодателя нисходящих наследников). Переживший супруг имел право на получение 1/7 доли недвижимого имущества и ¼ движимого имущества, независимо от наличия у наследодателя нисходящих наследников.
Завещание имело силу лишь тогда, когда оно совершалось в установленной законом форме: в виде нотариального или домашнего, устные завещания были запрещены. Выморочное имущество передавалось в казну, на которую возлагалась обязанность удовлетворять требования кредиторов наследодателя.
Декрет ВЦИК от 27.04.1918г. «Об отмене наследования» отменил право наследования, как по закону, так и по завещанию. После смерти лица, принадлежавшее ему имущество становилось достоянием государства (РСФСР). Нетрудоспособные родственники собственника имущества по прямой восходящей и нисходящей линии, его полнородные и не полнородные братья и сестры, а также переживший супруг получали содержание из его имущества. Завещания как основания наследования названный Декрет не предусматривал.
Гражданский кодекс РСФСР (1922г., введен в действие с 01.01.1923г.) предусматривал наследование по закону и по завещанию. Отметим, что круг наследников по закону и по завещанию совпадал полностью: к ним относились прямые нисходящие наследодателя (дети, внуки, правнуки), переживший супруг, а также иждивенцы наследодателя, находившиеся на полном иждивении наследодателя не менее года до его смерти. Наследство делилось в равных долях между всеми вышеперечисленными наследниками, очередности призвания к наследованию ГК РСФСР не предусматривал, а также призвания к наследованию по праву представления. Стоимость наследственного имущества не могла превышать 10 тыс. золотых рублей. Ответственность наследников по долгам наследодателя ограничивалась стоимостью наследственного имущества.
Отметим, что в период с 1923г по 1945г. в гражданское законодательство был внесен целый ряд изменений, затронувших, в том числе и юридическую регламентацию наследственных отношений. Однако существенные изменения в отечественное законодательство, регулирующее наследственные отношения были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.03.1945г. «О наследниках по закону и по завещанию». Названым Указом была введена отсутствовавшая ранее очередность призвания к наследованию: в качестве наследников первый очереди призывались дети наследодателя, в том числе усыновлённые, его переживший супруг и нетрудоспособные родители, а также его иждивенцы. Внуки и правнуки наследодателя призывались к наследованию по праву представления; к наследникам второй очереди названный Указ относил трудоспособных родителей наследодателя; наследниками третьей очереди являлись братья и сестры наследодателя. При отсутствии наследников по закону, имущество могло быть завещано любому лицу. К числу необходимых наследников были отнесены все нетрудоспособные наследники по закону, при этом размер обязательной доли в наследстве был увеличен до полной законной доли.
Принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (08.12.1961г.) предполагало разработку и принятие соответствующих отраслевых кодексов в союзных республиках. Соответственно, в 1964г. был принят Гражданский кодекс РСФСР. В соответствии с ГК РСФСР (1964г.) основаниями призвания к наследованию было завещание и закон. В него были включены правила о времени открытия наследства и о недостойных наследниках; к числу наследников относились лица, находящиеся в живых к моменту открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после его смерти; дети, переживший супруг, родители и иждивенцы наследодателя призывались к наследованию как наследники первой очереди; братья и сестры наследодателя, его дед и бабка призывались к наследованию как наследники второй очереди. ГК РСФСР (1964г.) закреплял в весьма широких пределах свободу завещания. Исполнение завещания возлагалось на наследников или на душеприказчика. Срок для принятия наследства составлял шесть месяцев. Принятие наследства осуществлялось двумя способами: путем подачи заявления полномочному лицу и совершением фактических действий. Отказ от наследства свершался путем подачи нотариусу заявления, он мог быть «простым» или «направленным». Предусматривался переход наследственного имущества к государству, в установленных законом случаях.