Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является (знать наизусть)
прямохождение,
приспособленность рук к трудовой деятельности,
высокоразвитый мозг.
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
. Личность. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность. Личность - представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества.
Личность находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология — психология раба, господина или свободного человека.
Личность вместе с тем разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит.
Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Это –оригинальность, неповторимость, единственность и уникальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Основные теории личности.
Четыре подструктуры личности. (К.К. Платонов)
(Таблица 5.1)
ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ Объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества. | ПОДСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА Включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения. | |
ПОДСТРУКТУРА ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни. | ПОДСТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ Объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. |
Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте.
Так, например, социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика — как носителя моральных убеждений. Педагогика — как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования личности. (Таблица 5.2)
Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность».
Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.
Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.
Так, американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества, охота и т.д.
Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Более популярной на Западе являйся теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Одним из направлений в разработке психологии личности является «теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т. п.), имеющими направленность, величину точку приложения в поле «жизненного пространства».
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.
Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Колли и др.).
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.)
Современная психология считает, что личность Биосоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача опыта от поколения к поколению. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное.
(Таблица 5.3)
НАПРАВЛЕННОСТЬ | ► | ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ. |
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ | ► | ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | ► | ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ |
Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)
Основу личности составляет ее структура, относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
Все психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К. Левином,
B = F (P, E),
где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:
B = F (P).
Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида, а личность, объясняется только на их основе.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:
B = F (E).
Интеракционистскими называются теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:
B = F (P, E).
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называются теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
3. Фрейд — основоположник теории и практики психоанализа. В основе эго учения лежит биологическое начало в человеке. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема.
3. Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию». Но, так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания. Однако, «всплывают» в виде символов — в форме сновидений, в мифах, в образах искусства, в оговорках побуждая активность человека к совершению тex или иных действий и поступков.
3. Фрейд первый обращается к сфере подсознательного, разрабатывает специальные методы психоанализа, пытается раскрыть истоки скрытой активности.
Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции 3. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение.
Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались механизмы социального порядка. Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность.
Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности.
ПОТРЕБНОСТИ
По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.
Потребности характеризуются следующими признаками.
Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.
Виды потребностей (Таблица 5.4)
МАТЕРИАЛЬНЫЕ | ► | ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
ДУХОВНЫЕ | ► | СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ |
СОЦИАЛЬНЫЕ | ► | ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЕГО ЖИЗНИ ИГРАЮТ ТАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких у с л о в и я х и каким с п о с о б о м она удовлетворяется.
В-третьих, потребность обладает способностью в о с п р о и з в о д и т ь с я.
Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно егоконцепции, с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей.
Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу (Таблица 5.5)
Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.
Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. По своей роли, или функции, не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них, главный, другие вторичные.
А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию:
1 — побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы;
2 — придают деятельности субъективный характер, личностный смысл. Это
смыслообразующие мотивы.
Все мотивы можно разбить на две большие группы: осознаваемые и неосознаваемые.
Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.
Влечения (неосознаваемые мотивы) выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.
Именно влечения часто являются «утренним стимулом к совершению определенного действия».
Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она его собственной внутренней позиции.
Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. («Теория установка» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе.)
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого «Образа «Я».
Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «Образ Я*».
Самосознание — продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю жизнь у человека событий, образует основное содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его жизнедеятельности.
Существенной стороной самосознания является самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.
Теории личности
Теоретические направления психологии личности часто классифицируют в терминах трех основных категорий.
Первая — Психоанализ, представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
Вторая - Бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды.
Третья - Гуманистическая психология —самое новое направлении персонологии, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию.
С точки зрения 3. Фрейда, как уже говорилось, источником активности являются энергия либидо и агрессивные потребности. Человеку, по Фрейду, постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмов защиты, которые проявляются в следующих формах: (Уважаемый студент! Механизмы защиты знать «на зубок»)
Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Эго, которая обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит травматических прошлых событий. В итоге человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению, делается спокойным.
Проекция. Защитный механизм представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на других. (Так, очень часто студент, не подготовившийся должным образом к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, недостаточно объяснившего ему материал.)
Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, происходит переадресовка от одного объекта к другому. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.
Рационализация. Этот способ основан на искажении реальности. Возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих. Например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать себя и других, что это к лучшему.
Реактивное образование. Этот защитный механизм проявляется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных.
Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячеству, детским моделям поведения. Проявление регрессии у взрослых включает несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет.
Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность чело-
Домашний тиран.
(Рисунок 5.6)
Согласно Фрейду, сильные, неосознанные агрессивные побуждения могут быть переадресованы или сублимированы в социально приемлемом направлении.
веку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемых мыслей или действий. Так, например, энергия и активность подростка может быть сублимирована в социально одобряемой деятельности в спорте.
Отрицание. Этот защитный механизм включается тогда, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие. Отрицание реальности имеет место тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного.
Все описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.
Представители бихевиористов (Скинер и др.) отрицали все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов. Все психические явления сводились к реакциям организма, преимущественно двигательным. За единицу поведения принимается ими связь стимула и реакции.
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и само-
Удовлетворение потребности самоуважения позволяет ребенку чувствовать себя уверенным в присутствии сверстников
Ребенок, делая свои первые шаги, проявляет тенденцию актуализации
достаточности, если только чрезвычайные обстоятельства окружения не мешают этому.
А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее умиротворенной характеристикой человека, которое потенциально присутствует во всех людях от рождения.
Творчество — универсальная функция человека, ведущая ко всем формам самовыражения.
Другой представитель данного направления К. Роджерс, в результате своих клинических наблюдений пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Доброта, по мнению Роджерса, свойственна природе человека и если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, он, будет развиваться оптимально и эффективно.
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется объединяющим мотивом, который охватывал тенденцией актуализации. Эта тенденция ведет к самоактуализации и проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и совершенной.
(Таблица 5.7)