Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пространственно-временная структура Универсума




Одну из важнейших характеристик Универсума составляет его про­странственно-временная определенность. Центральными категориями для ее репрезентации являются понятия "пространство" и "время". Содержание этих категорий может быть выявлено на основе реконст­рукции историко-философских и научных представлений о простран­стве и времени.

Традиционно в классической философии различались реальное, кон­цептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное про­странство и время понимались как характеристики объективной дейст­вительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, пере­живаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем име­лось в виду воспроизведение реального пространства и времени в со­держании теоретических моделей.

В истории философии сложились два основных подхода к трактов­ке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В раз­личных версиях субстанциального подхода пространство и время по­нимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеали­стической философии они определялись через соотнесение с духовным началом - абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант, Дж. Беркли). В новоевропейской материалистиче­ской традиции пространство и время рассматривались как независи­мые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предме­тов (И. Ньютон).

Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, философия мар­ксизма) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. Простран­ство понимается как отношение между сосуществующими объектами, их событие, порядок их рядоположенности, а время - как отношение между сменяющими друг друга объектами, порядок их последователь­ности и длительность существования.

Под влиянием впечатляющих достижений релятивисткой физики в XX веке формируется представление о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между ма­териальными образованиями. Современная наука артикулирует вопрос о специфике пространственно-временных отношений в различных сферах реальности – мега- и микромире – и их внутреннем единстве.

 

Т е м а 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

 

Понятие природы. Специфика философского подхода

К познанию природы

 

В предельно широком философском смысле природа - это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория "природа" соразмерна с понятиями "материя", реаль­ность, "Универсум", "Космос".

Под природойв узком смысле слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии - и человеку. При­рода, понимаемая в узком смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира. Проти­вопоставление различных смыслов понятия "природа" в достаточной мере носит условный характер, поскольку между "большой" и "малой природой" не существует непроходимой границы, а по мере развития общества представления о природе постоянно развиваются и напол­няются новым философским и естественнонаучным смыслом.

Умозрительное философское истолкование природы, рассматривае­мой в ее целостности, носит название натурфилософии (лат. natura –природа). Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, ко­гда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения способствовал рас­цвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфи­лософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга.

Со временем натурфилософские умозрительные построения всту­пили в конфликт с развивающимся естествознанием и были отвергну­ты им, но философия не утратила своего значения для науки. Не под­меняя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания.

 

 

2. Природа как саморазвивающаяся система:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 617 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.