Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамическая организация материального мира




 

Динамический аспект организации материального мира обнаружива­ет важнейшее атрибутивное свойство материи — ее изменяемость. Эта характеристика Универсума может быть репрезентирована посредством таких категорий, как "взаимодействие", "движение", "развитие", обна­руживающих определенную семантическую общность. Все они нахо­дятся в отношении субординации к понятию "изменение". Так, взаимо­действиеследует понимать как изменение воздействующих друг на друга объектов. В свою очередь движениепредполагает любое измене­ние материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их существования. Под развитием обычно понимают законо­мерные качественные изменения сложных системных объектов, отли­чающиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концепту­альная модель развития была разработана в классической философии.

Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия пост­структурализма в лице Ж. Делеза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имею­щим превалирующего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.

В анализе динамической структуры Универсума классическая фило­софия особое место уделяла проблеме движения. Уже на начальных ста­диях развития философии движение мыслилось как возникновение од­ного и исчезновение другого (старшие физики). В учении элеатов, на­стаивавших на том, что бытие едино и неделимо, наличие у него такого свойства как движение отрицалось. Эмпедокл, признавая устойчивость, вечность и неизменность в качестве отличительных характеристик мно­жественного бытия (элементов-стихий), вновь отвел движению опреде­ленное место в картине мироздания, однако он понимал под ним не воз­никновение и уничтожение, а перемещение неизменных стихий, их со­единение и разделение. Синтезом представлений о движении в античной философии стала установка Аристотеля на рассмотрение движения и как процесса возникновения и уничтожения, и как перемещения тел в пространстве. Последняя интерпретация движения стала основопола­гающей для всей последующей философской материалистической тра­диции вплоть до учения метафизического материализма ХVII-ХVII вв. о движении как механическом перемещении тел.

Эволюция материалистической философии внесла существенные коррективы в трактовку движения как свойства материальных объек­тов. Диалектический материализм отказался от сведения движения к одной из возможных его форм и определил движение как любое изме­нение (Ф. Энгельс). Критика редукционизма в понимании движения в свое время оказала положительное влияние на развитие как философ­ских, так и естественнонаучных представлений об Универсуме. При этом движение в философии марксизма понималось как важнейшее атрибутивное свойство материи, способ ее существования; утвержда­лось качественное многообразие форм движения и их неразрывная связь с материальным носителем.

Динамическая организация Универсума проявляет себя в различных формах. Вычленение этих форм зависит от учета ряда факторов: матери­ального носителя изменений; проявления общих характеристик измене­ний, что позволяет установить генетическую связь между различными проявлениями движения; специфических особенностей изменяющихся систем, принадлежащих к определенному уровню структурной органи­зации материального мира.

На указанных основаниях строятся различные классификации форм движения материи. Постановка этой проблемы восходит к творчеству французского философа XIX в. О. Конта. В качестве одной из широко известных версий ее истолкования может быть названа модель, клас­сификации форм движения материи, предложенная Ф. Энгельсом. Со­ответствуя уровню развития науки 2-й половины XIX в., она включала в себя пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Современный этап философского и научного познания Универсума предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпрета­ций многообразия форм движения материи. В качестве примера одной из них может быть приведена классификация, в рамках которой выде­ленные формы движения соотносятся с исследуемыми современной наукой видами материи, способом существованиям которых выступает каждая из них.

Достижения науки в последней трети XX в., в частности, космологии, синергетики и др., акцентируют внимание на процессах самоорганизации в Универсуме и фундируют создание картины его глобальной эволюции.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 801 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.