Интерес к адвентизму стала проявлять и интеллигенция. В конце XIX - начале XX в., в обстановке социально-экономического, политического и духовного кризиса, охватившего Россию после революции 1905 г., в преддверии революций 1917г., многие представители интеллигенции стояли на эсхатологических позициях, в их настроении преобладали хилиастические и мессианские настроения. Спросом пользовалась и соответствующая литература. Вот авторы и названия некоторых книг на тему второго пришествия, пользовавшихся огромным спросом: «Светопреставление 1 ноября 1899 г.» (СПб., 1899), «Об антихристе и конце мира» (Киев, 1916), «О страшном втором пришествии Христа» (Киев, 1912), «О втором пришествии Спасителя» (СПб., 1912), «Знамения антихристова пришествия и кончины века» (Киев, 1913), А. Пахарнаев «О времени второго пришествия Христова. Исследование» (СПб., 1911), В. С. Лубков «Второе пришествие Христа на землю» (Ростов-на-Дону, 1908), А. А. Коновалов «О пришествии пророков Еноха и Илии, об антихристе и о уничтожении им таинства священного пришествия» (Ковров, 1906), «О конце мира 25 марта 1912 г.» (СПб., 1912). К хору авторов, пророчествующих близость конца света, поспешили присоединиться и адвентисты. Генерал в отставке Ф. К. Бейнинген член петербургской общины адвентистов седьмого дня, выпустил в свет несколько эсхатологических сочинений «Близость второго пришествия Спасителя» (СПб., 1903), «Бодрствуйте! «Се гряду». Конец света в 1932-1933 гг.» (СПб., 1906) и др. Отдельные голоса критиков этих сочинений, светских и православных, были едва слышны (62) в многоголосом хоре пророков скорого светопреставления.
Модными стали эсхатологические настроения среди самых выдающихся представителей русского декаданса (63), которым старались подражать мещане, студенты, барышни, изображавшие интеллигентную публику. Именно это обстоятельство способствовало тому, что ряды адвентистов седьмого дня в начале XX в. стали пополняться мещанами, купцами, интеллигентами из крупных и мелких российских городов. Приведем характерный ответ некоего Пушилина из Мичуринского района Тамбовской области на вопрос члена экспедиции Академии наук СССР, изучавшей религиозную ситуацию в центре России в 60-е годы XX в., о характере религиозной общины, к которой он принадлежал в начале века. Пушилин ответил так: «Мы не адвентисты. У адвентистов одна интеллигенция - инженеры, доктора. А у нас простые мужики, прямо от сохи» (64). Подтверждением справедливости слов
Пушилина может служить и донесение начальника петербургской охранки в 1911 г. о местной адвентистской общине, в котором говорится о собраниях «в доме №23, кв. 2 по 4 Рождественской улице.., на которые собираются до 50 чел. из интеллигентного класса» (65).
Стремительное распространение адвентизма не только среди крестьянства, но и во всех слоях общества тревожило руководство Православной Церкви и лидеров других христианских движений в России. И тому были причины, ибо адвентизм оказался для последних весьма опасным конкурентом. Нередко адвентизм выступал в роли канала выражения недовольства своим руководством простых верующих, до того посещавших баптистские, евангельские и т. п. общины. В любом случае отход в адвентизм бывших баптистов, молокан, лютеран и т. д. тревожил их лидеров. Как писал в конце XIX в. один из баптистских лидеров В. Г. Павлов в журнале «Беседа», «Мы не намерены здесь перечислять все заблуждения адвентистов и вовсе не желали бы упоминать о них... К сожалению, усилия их не остаются тщетными, и они успели приобрести себе последователей и между нашими братьями... Вот почему мы нашли нужным познакомить наших читателей с главными заблуждениями этой секты» (66). Число «отпадений» в адвентизм из православия, лютеранства, баптизма росло в начале века следующим образом.
«Отпадение» в адвентизм в период 1905-1911 гт. (67)
Годы | Всего | |||||||
из православия | ||||||||
из баптизма и лютеранства | ||||||||
всего |
Стоит обратить внимание не только на общее ускорение темпов отхода верующих в адвентизм, но также на то, что 42 процента переходивших в адвентизм были выходцами из баптизма и лютеранства, причем наиболее весомые потери потерпел баптизм. Так что гнев баптистского лидера В. Г. Павлова вполне понятен. Имело большой успех адвентистское учение и у молокан (68), причины чего мы объяснили выше. К 1912 г. в России стало 5500 адвентистов, из которых бывшие православные составляли 64 процента, а остальные были выходцами из баптизма, лютеранства и молоканства (69).
Активность религиозных меньшинств после 1905 г. привлекла пристальное внимание властей. Особый интерес проявляло правительство к деятельности адвентистов. Министерство внутренних дел направило на адвентистские съезды специального чиновника, С. Д. Бондаря, для изучения этого религиозного движения. С. Д. Бондарь, в определенном смысле разделяя либерально-демократические позиции, дал в своем отчете нейтральную характеристику российского адвентизма.
«О характере русского адвентизма, - писал С. Д. Бондарь в опубликованном в 1911 г. отчете, - как активного религиозного движения, надобно заметить следующее. Наряду с баптизмом и евангельским христианством, русский адвентизм проявляет особенную жизнедеятельность. Адвентистское движение захватывает собой все новые и новые области Европейской и Азиатской России, обнаруживая неуклонное стремление к постоянному численному возрастанию. Миссия адвентизма ведется настойчиво и энергично. Все адвентистские организации (конференции, комитеты, общины и т. п.) преследуют по преимуществу миссионерские цели.
Миссия адвентизма ведется проповедниками, библейскими работниками, пресвитерами общин, колпортерами (книгоношами) и всеми вообще членами общин. Проповедники, библейские работники и пресвитеры устраивают молитвенные собрания, «благовествуют», посещают дома и семьи частных лиц, распространяют адвентистскую духовную литературу. Особенную услугу адвентистской миссии оказывают разъездные проповедники и колпортеры (книгоноши). Разъездные проповедники (миссионеры) посещают общины и занимаются миссией среди «неверующих»... Наконец, и каждый верующий адвентист должен быть «свидетелем Иисусовым», должен содействовать распространению «третьей евангельской вести» (адвентизма)...
Силу адвентизма седьмого дня составляет его превосходная организация и его общинное устройство. Центральные организации адвентистов заботятся о наилучшей постановке адвентистской миссии, объединяют ее деятельность, направляют ее к одной общей цели. При тесной сплоченности адвентистских общин и внутренней автономии их миссионерские начинания центральных организаций находят единодушную поддержку в коллективной деятельности каждой общины. Это превращает секту адвентистов в живое и активное религиозное общество» (70).
К этому времени относится и выход российских адвентистов на мировой уровень. В 1909 г. российская делегация из пяти человек участвовала в съезде Всемирного Союза и 37-й сессии Генеральной Конференции. Секретарь Всемирного Союза В. к. Спайсер, выступая, коснулся и деятельности российских адвентистов: «Мы благодарны Богу и нашим братьям в России за то, что наше знамя развевается уже на горе Арарат. Последняя весть проникла в ту страну, где праведный Ной снова начал историю человечества». Удалось русской делегации получить аудиенцию и у самой 81-летней Эллен Уайт, которая присутствовала, несмотря на возраст, на сессии Генеральной Конференции и выступала на ней.
Успешно развиваясь после выхода в 1905 г. царского указа о свободе совести, Церковь адвентистов седьмого дня к окончанию религиозной оттепели в 1910 г. имела следующую структуру. К 1 января 1911 г. Российский унион состоял из 3 местных конференций, или соединений (Балтийского, Кавказского и Южно-российского) и 6 полей (Западно-российского, Малороссийского, Среднероссийского, Восточно-российского, Сибирского и Среднеазиатского). С 1 января 1911 г. Российский унион был разделен на 2 самостоятельных униона: собственно «Российский унион» и «Сибирское унионное поле». Российский унион состоял из 1 унионного округа (Рига и ее предместья), 3 конференций, или соединений (Балтийского, Кавказского и Южно-Российского) и 3 полей (Малороссийского, Средне-российского и Западно-российского). Сибирское унионное поле состояло из 5 полей: Волжского, Приуральского, Туркестанского, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского. О состоянии обоих (российского и сибирского) унионов можно судить по данным отчета «русской унии» с 1 января по 31 марта 1911 г. (71)
Унионный округ (Рига с предместьями): общин - 2, членов общин - 303, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. - 19 человек;
Балтийское соединение (губернии Прибалтийского края, Санкт-Петербургская и Псковская): общин и групп - 16, членов общин - 581; крещено- 10 человек;
Кавказское соединение (губернии Северного Кавказа и Закавказья): общин и групп - 37, членов общин - 853, крещено - 37 человек;
Южно-Российское соединение (губернии Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, часть Донской области между Доном и Донецком): общин и групп - 18, членов общин - 513, крещено - 21;
Западно-Российское поле (губернии Привислинского края, Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская и Волынская): общин - 13, членов - 257;
Малороссийское поле (губернии Киевская, Подольская, Полтавская, Черниговская и Харьковская): общин и групп - 20, членов общин - 525, крещено - 2;
Средне-Российское поле (губернии Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Ярославская, Костромская, Тверская, Московская, Владимирская, Нижегородская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Витебская, Могилевская, Тульская, Орловская, Курская, Пензенская, Тамбовская, Воронежская): общин и групп - 5, членов общин -74.
В Сибирское унионное поле входили:
Волжское поле (губернии Астраханская, Саратовская, Симбирская, часть Донской области): общин и групп- 11, членов общин - 259;
Приуральское поле (губернии Самарская, Оренбургская, Уфимская, Казанская, Вятская и Пермская): общин и групп - 8, членов общин - 195, крещено - 1 человек;
Западно-Сибирское поле (Степной край, губернии Томская и Тобольская, области Уральская и Тургайская): общин и групп - 14, членов общин - 265;
Туркестанское поле: общин и групп - 4, членов общин - 96;
Восточно-Сибирское поле: 1 община (в Харбине) и 22 члена, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. - 4 человека.
Всего же в Российском унионе на 1 апреля 1911 г. насчитывалось общин и групп - 111, членов общин - 3107, а крещено за три первых месяца года - 89 человек. В Сибирском унионе эти показатели были следующие: общин и групп - 38, членов общин - 837, крещено - 5 человек. В совокупности 1 апреля 1911 г. в России насчитывалось общин и групп адвентистов седьмого дня - 149, членов общин - 3944, крещено за первые три месяца года - 94 человека.
Внутренняя жизнь адвентистской Церкви в России характеризовалась устойчивым ежегодным ростом ее численности. К 1 января 1911 г., говорится в отчете русского униона за 1910 г., существовало: общин и групп адвентистов - 146, членов общин - 3952; крещено за весь 1910 год - 597 человек, принято в общины - 134. Десятина дала 4407 руб. 82 коп., сбормолитвенных дней - 2497 руб. 02 коп., а сбор субботней школы - 895 руб. 99 коп. (72) В 1909 г. общин и групп было 119, членов общин - 3391, в 1908 г. - общин и групп - 114, членов общин - 3077 (73).
В 1909 г. Русский унион содержал 44 проповедника (из них 15 «благословенных проповедников», 10 разъездных проповедников и 19 «библейских работников») и 2 фельдшеров женского пола в Малороссии. В 1910 и в начале 1911 гг. собственно русский унион содержал 46 проповедников (11 «благословенных проповедников», 11 разъездных проповедников и 22 «библейских работника», в том числе 2 женщины). В Сибирском унионе в начале 1911 г. работало 12 проповедников, в том числе - 7 «благословенных проповедников», 1 разъездной проповедник и 4 «библейских работника». Всего же в России насчитывалось 58 адвентистских проповедников. В это число не входили пресвитеры и дьяконы местных общин, которые не содержались на средства унионов и соединений.
В майском приложении к журналу «Маслина» за 1911 г. приводятся и подробные данные о количественном составе Церкви с 1907 по 1911 г.
Статистические данные о развитии Церкви АСД в России в 1907-1910 гг. (на 31 декабря)
Кавказский Союз | ||||
Кавказское соединение | ||||
Александродар | ||||
Армавир нем. и рус. | ||||
Али-Куй | - | - | - | |
Базарчай | - | |||
Баку | - | - | - | |
Барановка | ||||
Благодарная | - | |||
Владикавказ | - | - | ||
Владимирское | ||||
Вознесенское | ||||
Гохфельд | - | - | - | |
Грозный | - | - | - | |
Ереван | - | |||
Калинине | - | - | - | |
Карлсруэ | ||||
Карягино | - | - | ||
Куберле | ||||
Кузьминка | ||||
Лаба | ||||
Лисьи горы | - | - | - | |
Нейгейм | - | - | ||
Нижний-Хатунай | - | - | - | |
Н-Васильевка | ||||
Новопокровка | - | - | - | |
Новороссийск | - | |||
Прохладная | ||||
Псебай | - | - | ||
Пятигорск | ||||
Романовна | - | - | - | |
Сочи | ||||
Ставрополь | ||||
Сухум-Кале | - | - | ||
Тифлис | - | - | ||
Упорная | ||||
Фриденталь | ||||
Фюрстенорт | ||||
Фридрихсфельд | ||||
Хасав-Юрт | ||||
Хасанай | - | |||
Ягодинцево | ||||
Янкульск | - | - | - | |
число в рассеянии | - | |||
Южнороссийское | ||||
миссионерское поле | ||||
Южнороссийское | ||||
соединение | - | |||
Александропль | - | - | ||
Александровен | - | |||
Бендеры | ||||
Бердянск | - | - | ||
Гвоздовка | - | - | ||
Григориополь | ||||
Байбузовка | - | - | - | |
Дон | - | |||
Евпатория рус. | ||||
Евпатория нем. | ||||
Крым | ||||
Камча | - | |||
Н.-Александровск | - | - | - | |
Н.-Михайловка | ||||
Одесса | - | - | ||
Ретиков | - | |||
Савадовка | - | - | - | |
Севастополь | ||||
Синельникове | - | - | - | |
Скельки | - | - | - | |
Суров | ||||
Таганрог | ||||
Тарутино | - | - | - | |
Тимошевка | - | - | ||
Харьков | - | - | - | |
Харциск | - | - | - | |
Хортица | - | - | - | |
Церацика | ||||
Шенвизе | - | - | - | |
Яновск | ||||
Янцево | ||||
число в рассеянии | ||||
Северороссийское | ||||
миссионерское поле | - | - | ||
Балтийское соединение | - | |||
(выделилось в 1908г. | ||||
из Сев.рос. мис. поля) | ||||
Валки | - | - | ||
Вейсенштейн | ||||
Виндава | - | |||
Галлик | - | |||
Гапсаль | ||||
Керро | - | - | - | |
Либава | ||||
Митава | - | |||
Нарва | ||||
Пернов | - | |||
С.-Петербург вышел из | ||||
Среднероссийского поля | ||||
и вошел в состав Балтийского | ||||
соединения в 1908 г. | - | |||
Ревель | ||||
Рига I | ||||
Рига II | - | - | - | |
Феллин | ||||
Холм | ||||
Юрьев | ||||
число в рассеянии | - | |||
Западнороссийское | ||||
миссионерское поле | - | |||
(выделилось в 1908 г. | ||||
из Северорос. мис.поля) | ||||
Алексеевна | ||||
Березник | ||||
Блуметал | ||||
Варшава | - | |||
Верьбе | ||||
Вильна | - | |||
Вицентовка | - | - | - | |
Жирардов | - | |||
Клещин | ||||
Лодзь | ||||
Лоппаш | ||||
Минск | - | |||
Пабьянице | - | - | ||
Ровно | ||||
Юлияновка | - | |||
число в рассеянии | - | |||
Восточнороссийское | ||||
миссионерское поле | ||||
Альтата | - | - | ||
Аулие-Ата | - | - | ||
Асхабат | - | - | - | |
Арчеда | ||||
Варенбург | ||||
Гнаденфельд | ||||
Гольштейн | ||||
Добрынка | - | - | - | |
Камышин | - | - | ||
Кана | ||||
Кондратовка | - | - | ||
Ней-Галка | ||||
Николаевка | ||||
Норка | ||||
Омск | - | - | ||
Паульское | ||||
Поповка | ||||
Розенберг | ||||
Романовка | - | - | - | |
Саратов | ||||
Семипалатинск | - | - | ||
Урал | ||||
Францозен | ||||
Царицын | - | - | ||
Штрасбург | ||||
число в рассеянии | ||||
Среднероссийское | ||||
миссионерское поле | - | - | ||
Малороссийское | ||||
миссионерское поле | - | - | ||
(выделилось в 1909 г. | ||||
из Среднерос. мис. поля) | ||||
Безпечная | - | -. | ||
Безугляки | ||||
Богу слав | ||||
Ворожиловка | ||||
Дженгелевка | - | - | - | |
Киев | ||||
Кищенцы | ||||
Медвин | ||||
Полтава | - | - | - | |
Ребедайловка | - | - | ||
Рахны | - | - | ||
Редкодуб | ||||
Русаловка | ||||
Савинцы | - | - | - | |
Уладовка | - | - | ||
Умань | - | - | ' | |
Харьков | - | - | ||
Ходорков | ||||
Христиновка | ||||
Черкасская | - | - | - | |
число в рассеянии | - | |||
Среднероссийское | ||||
миссионерское поле | - | - | ||
Москва | - | |||
Петербург | в Балтийском | Соедин. | ||
Залесье | - | - | - | |
Курск | - | - | - | |
Меленки | - | - | - | |
Нижн. Новгород | - | - | - | |
Сибирское | ||||
миссионерское поле | - | - | ||
(выделено в 1909 г. из | ||||
Вост.рос. мис. поля) | ||||
Астраханка | - | - | ||
Булаево | - | - | ||
Кокбекты | - | - | ||
Кондратовка | - | - | ||
Молочная | - | - | ||
Моисеевка | - | - | - | |
Николаевка | - | - | - | |
Омск | - | - | ||
Романовка | - | - | ||
Семипалатинск | - | - | ||
Тачкалов | - | - | ||
Томск | - | - | - | |
Харбин | - | - | - | |
Чернокоченск | - | - | ||
Чистяковка | - | - | ||
число в рассеянии | - | - | ||
Среднеазиатское | ||||
миссионерское поле | - | - | ||
(выделено в 1909 г. | ||||
из Вост.рос. мис. поля) | ||||
Асхабат | - | - | ||
Аулье-Ата | - | - | ||
Куропаткино | - | - | ||
Ташкент | - | - |
Эти цифры применительно к гигантским просторам Российской империи удивляют. Небольшая горстка людей, уверовавших в «трехангельскую весть» и второе пришествие, смогла построить устойчивый, самоорганизующийся и самовоспроизводящийся церковный организм, сумела донести свою веру, свое убеждение во второе пришествие немалой группе верующих, до того принадлежавших к другим христианским конфессиям: православию, католицизму, лютеранству и т. д. Во многом этого им удалось добиться благодаря личному усердию, религиозному подвижничеству. Они все свое время проводили в дороге, невзирая на физическое состояние, погоду и иные обстоятельства. Как результат их усилий, в 1911 г. Церковь АСД в России насчитывала 149 общин и групп с 3944 членами. С целью оптимизации управления разросшейся организацией Европейский Союз АСД с 1911 г. разделил Российский унион на две самостоятельные организации: Российский унион и Сибирское унионное поле. Однако впоследствии в связи с ростом Церкви и ухудшением условий ее деятельности была вновь проведена реорганизация полей. В 1914 г. Церковь АСД в России была разделена на два самостоятельных униона: Восточно-Российский и Западно-Российский.